Музыка — один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, речь, воображение и т. д. Детский сад — только первая ступень к развитию полноценного члена общества: умного, доброго, а главное, здорового человека.
Дошкольное детство — это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного.
Слушание музыки является главным аспектом при разучивании песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приёмов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является -пение. Пение — это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. С помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства. Основы игрового обучения пению — учение с увлечением. Для этого на музыкальных занятиях был введён речевой этап. Этот материал содействует формированию речевого и певческого дыхания, умению изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок.
Они исполняются естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывается умение владеть голосом.
Голос — инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.
Детям очень нравятся развивающие игры сголосом. Это подражающие игры со звуками (голоса животных и птиц, неживой природы). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если их систематически использовать, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является — развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры имеютбольшое значение в процессе развития ребёнка. При развитии мелкой моторики рук у дошкольников улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Необходимо соблюдать одно условие — пальчиковые игры должны выполняться ребёнком без затруднения и приносить ему радость.Связь мелкой моторики и развития речи была отмечена многими педагогами и психологами. Например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Но музыка не должна быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям.
Немецкий композитор и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Подговорки— это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. По своей форме и содержанию они напоминают малые жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, приговорки. Поэтому их можно использовать как речевые игры.
В музыкально-ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение — средством ее усвоения. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь.
Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях. В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста (голос, темп речи, акценты, паузы и т. д.), что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения.
Ритмодекламация— это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки.
Игра на музыкальных инструментах— это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческие способности, учит понимать и любить музыку. Ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Музыкально— дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память.Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности
повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Развитие музыкальных навыков обязательно поможет ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Литература:
1. Каплунова И. Слушаем музыку. Санкт-Петербург, 2015.
2. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург, 2005.
4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. — СПб.: — Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
6. Журнал «Музыкальный руководитель», № 4, 2012 г.
7. http://journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta
8. http://www.vishneviy-sad.ru/razvitie-rechi-detej-cherez-muzyku/
9. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/09/razvitie-rechi-detey-cherez-muzyku