Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 31.10.2016

Статья просмотрена: 1880 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, Н. А. Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов / Н. А. Терентьева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1395/ (дата обращения: 16.11.2024).



В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает — бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А. И. Савенков, «проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Проект — более широкое понятие — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е. С. Попов)

И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.В этом нам поможет сегодня «Метод интеллект-карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

http://festival.1september.ru/articles/602963/Image5127.gif

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья «биохомических» импульсов.

Интеллект-карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

http://festival.1september.ru/articles/602963/Image5128.gif

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге «How to Mind Map». С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

– Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

– Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

– Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

– Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

– Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

– Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.

– Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

– Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Вы можете задать мне вопрос: «А как же использовать интеллект-карты на уроках?». Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: «Имя существительное» или «Имя прилагательное». Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя себе каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Использование интеллект-карты на уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

– введение новой лексики

– закрепление новой лексики

– контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

– темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме «Великая Отечественная война» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т. д.;

– на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т. д.;

– на уроках биологии можно составлять карты по темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т. д.

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко учащиеся составляют интеллект-карту с помощью программы iMindMap.

Так же младшие школьники могут использовать метод интеллект-карты и на других этапах логопедических занятий таких, как автоматизация звуков в речи.

На первом этапе учащиеся изучают совместно с логопедом комплекс артикуляционной гимнастики для определенного звука.

На втором этапе учащиеся изучают совместно с логопедом правильный артикуляционный уклад при произнесении звука.

На третьемэтапе дают характеристику изучаемому звуку.

А затем уже когда учащийся определяет, все параметры звука для дальнейшего использования на этапе автоматизации звука может быть составлена и использована интеллект — карта. Материал учащийся собирает самостоятельно или совместно с родителями.

F:\14-APR-2014\113310.JPG

F:\14-APR-2014\113358.JPG

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000г.
  2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
  3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998г.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000г,
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, мыслительная карта, слово, центральная идея, ассоциация, ветвь, правило создания интеллект-карт, создание карт, учащийся.

Похожие статьи

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Похожие статьи

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Задать вопрос