Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.10.2017

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46134/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современной психолого-педагогической литературе систематизация и обобщение знаний представляются как одно из средств развития самообразовательной деятельности обучающихся, важной для современного человека. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют проводить отдельные занятия, посвященные систематизации и обобщению знаний по теме. При этом, требуется осуществлять переход от информационно-объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам, а также отойти от привычной схемы постижения знаний «услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике» [2].

Под обобщением мы понимаем мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, т. е. отдельные знания, их системы и структуры.

Под систематизацией мы понимаем мысленную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизация есть естественное свойство всякой умственной деятельности, без нее невозможно установление взаимосвязи между явлениями действительности, научное познание.

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация. Однако, формирование способности к обобщению и систематизации у учащихся не может формироваться стихийно, это требует определенных действий от учителя. Сделать это можно различными способами. В качестве одного из них может выступить использование ментальных карт в учебном процессе.

Ментальные карты — это рациональный и продуктивный прием представления информации. Этот прием применяют при разработке новых идей или фиксировании уже имеющихся, обработке и систематизации информации и многого другого. Этот метод имеет ряд бесспорных преимуществ перед обычными способами записи [1]. Автором технологии использования ментальных карт является Тони Бьюзен. Им же было создано собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года.

Ментальная карта изображается в виде «дерева», на каждой ветке которого записаны главные слова, идеи или понятия. Фундаментом этого метода стал принцип «радиантного мышления». Радиальное мышление — это ассоциативное мышление, начальная точка которого есть центральный образ. От центрального понятия во все стороны идут ветви. Над ветвями записывают основные понятия или рисуют конкретный образ. Затем каждая ветка продолжает делиться на более тонкие веточки — так происходит детализация свойств элементов карты. Данная запись дает возможность ментальной карте расти во всех направлениях и при необходимости дополняться.

Ментальная карта существенно отличается от традиционной формы представления информации и имеет ценные для обобщения и систематизации учебного материала черты:

‒ проще выделить главный объект, так как он находится в центре листа в виде некоторого графического образа;

‒ все внимание сосредотачивается на главных вопросах;

‒ четко видна важность каждой идеи. Значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные — на периферии;

‒ быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится большое количество информации;

‒ легко можно дополнить карту новой информацией.

Все это дает широкие возможности использовать ментальные карты, как на этапе введения нового материала, так и на этапе повторения и обобщения; как для обширной визуализации материала по всей теме или разделу, так и для углубленного изучения различных узких аспектов темы.

Использование ментальных карт в рамках обобщения и систематизации учебного материала по теме или разделу имеет ряд преимуществ и позволяет:

  1. Возбудить интерес учащихся.
  2. Сделать учебный процесс «живым», динамичным: благодаря форме записи учебный материал становится более гибким и позволяет вносить изменения в планируемые занятия, идти по пути учащихся.
  3. Контролировать глубину усвоение темы обучающимися.
  4. Демонстрировать не только сами факты, но и взаимосвязи между ними, обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися.
  5. Развивать креативное мышление обучающихся.
  6. Формировать коммуникативную компетентность обучающихся.
  7. Формировать информационную культуру обучающихся, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией различного вида.
  8. Улучшать все виды памяти обучающихся.
  9. Интенсифицировать учебный процесс.

На уроке обобщения и систематизации знаний может быть создана коллективная ментальная карта по теме или разделу. В качестве домашнего задания учителем может быть предложено учащимся составить свою индивидуальную ментальную карту, отражающую свое видение данной темы, раздела, и обсудить их друг другом (в процессе чего могут измениться или дополниться). Составленные учащимися ментальные карты многократно используются и актуализируются ими в процессе в процессе подготовки к итоговой государственной аттестации (Основному государственному экзамену и Единому государственному экзамену).

Ментальные карты могут быть подготовлены учащимся и в электронном виде, что сделает их более наглядными и эстетичными. Соответствующее программное обеспечение позволяет настроить последовательное появление ветвей, демонстрирующее углубление в понятия темы, «выпадение» дополнительной информации при наведении курсора на элемент с символическим изображением текста и др.

Наш педагогический опыт позволяет сделать вывод, что использование ментальных карт является удобным и эффективным способом систематизации знаний, умений и навыков учащихся, позволяет оптимально проводить повторение и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний.

Литература:

  1. Майер Е. И., Бронникова Л. М. Возможности и преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе / Е. И. Майер, Л. М. Бронникова // Наука и образование: новое время — 2017. — № 3 (20). — С. 418–421.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): ментальная карта, систематизация, учебный процесс, обобщение, обобщение знаний, учащийся, учебный материал.


Похожие статьи

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Похожие статьи

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Задать вопрос