Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 14.07.2018

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина, С. А. Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/214/51997/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формирование элементарных математических представлений является одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития. Основная цель данного курса — всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций. Необходимым средством интеллектуального воспитания ребенка выступает организация предметно-практической деятельности, в процессе которой, учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т. е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей [3].

Для того, чтобы к семи годам дети в полном объеме овладели программным материалом (могли сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; знали состав чисел в пределах 10; умели решать простые арифметические задачи и др.), были любознательны и активны в процессе познания, могли применять полученные знания в самостоятельной деятельности, необходимо строить коррекционно-развивающую работу с учетом возраста, возможностей и особенностей детей. Это обусловлено тем, что для детей, имеющих задержку психического развития, помимо недостаточного развития основных мыслительных операций, характерны бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности.

Для того, чтобы преодолеть негативные факторы развития, повысить эффективность работы и достичь положительных результатов, специалисты нашего ДОУ используют и комбинируют различные методы, техники и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные (дидактические, подвижные, арт-терапевтические и сказкотерапевтические игры), как в наибольшей степени соответствующие потребностям и интересам самих детей.

Не являются исключением и занятия по формированию элементарных математических представлений. Был разработан цикл из 20 занятий для детей шестого года жизни с использованием приемов арт-терапии. За основу были взяты программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией Шевченко С. Г., «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» Белинской Е. В., «Сказки и игры с «особым ребенком» Набойкиной Е. Л.

Занятие проводится учителем-дефектологом с подгруппой из 6–8 участников 1 раз в неделю. Его продолжительность составляет 20–25 минут. «Сказочные» темы цикла занятий определяются строго в соответствии с планом педагога — психолога, на занятии у которого, дети первоначально знакомятся с сюжетом: «Рукавичка», «Путешествие в сказку Маша и медведь», «Чудо — остров», «Гуси — лебеди» (2 занятия), «Сказочное путешествие», «Колобок», (2 занятия), «Добрые слова и добрые дела», «Муха-Цокотуха» (2 занятия) «Теремок», «Три поросенка» (2 занятия), «Слоненок с шариками», «Дружба зверей», «Цветик-семицветик», «Мама для мамонтенка», «Жил-был зайчик», «Волшебный сундучок сказок».

Сюжеты легких для детского восприятия сказок, без философского смысла, эмоционально насыщенных, с хорошим концом, значительно повышают интерес детей к занятиям. Действуя вместе с героями (людьми и животными), ходе занятия, ребята путешествуют по сказкам, учатся помогать, решать проблемные ситуации, одновременно усваивая материал занятия. Музыкальные произведения, используемые в работе, настраивают на позитивный лад, помогают детям «уловить» характер и настроение героев. Психогимнастика, включающая в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, способствует снятию напряжению, а также осуществляет коррекцию коммуникативных нарушений. Разнообразные игры: с правилами, дидактические, творческие, коммуникативные, повышают интерес, способствуют развитию произвольности поведения у дошкольников, повышению уровня самоконтроля. Также используется разнообразный наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал, соответствующий теме сказки.

«Математические» темы каждого занятия и их последовательность определяются направлениями раздела «Развитие элементарных математических представлений» [3] и отражаются в перспективно-тематическом плане работы учителя-дефектолога. К ним относятся:

закрепление представлений об основных, монохромных цветах и оттенках (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый, белый, черный, коричневый);

закрепление представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

закрепление представлений о величине предметов (большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий);

закрепление умения находить предметы по заданному признаку в окружающей обстановке;

закрепление пространственных понятий (верх — низ, выше — ниже, право — лево, спереди, сзади, справа, слева, далеко, близко, внутри, снаружи);

закрепление умения ориентироваться на себе, относительно себя, на плоскости и на листе бумаги;

закрепление навыков счета, закрепление умения соотносить число, количество, цифру;

формирование умения применять знания в практической деятельности.

Каждое занятие простроено таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим и имеет следующую структуру:

I. Вводная часть

‒ Приветствие.

‒ Ритуал «входа» в сказку.

II. Основная часть.

‒ Дидактические игры.

‒ Психогимнастика/Подвижная игра/Логоритмическая игра/Этюд.

III. Заключительная часть.

‒ Ритуал «выхода» из сказки.

Например, первое занятие цикла основывается на сюжете сказки «Рукавичка». Основными задачами являются: закрепление представлений об основных цветах, упражнение в различении правой и левой рук. Используются приемы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии, а также дидактические игры. В первой частисоздается настрой на совместную работу с помощью «вхождения в сказку» через игру «Волшебный фургон».

Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым правят добрые и ласковые слова. Ребята «садятся в вагоны» — берут друг друга за плечи, вспоминают и называют добрые и вежливые слова. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочном лесу. Под стульчиками стоят фигурки животных (герои сказки «Рукавичка») Каждый ребенок берет фигурку, и садится на стульчик. Далее проводится дидактическая игра «Найди пару», целью которой является закрепление представлений об основных цветах, развитие зрительного восприятия, внимания. Детям раздаются рукавички основных цветов (по одной). Педагог включает музыку, под которую дети выполняют движения, имитирующие повадки животных — героев сказки. По сигналу педагога, дети должны найти пару, ориентируясь на цвет рукавицы. Игра проводится несколько раз, дети меняются рукавицами. Логоритмическая игра «Две сестрички, две руки» упражняет в различении правой и левой рук, развивает координацию речи с движением. Дети выполняют движения, соответствующие словам песни по показу педагога. Затем проводится дидактическая игра «Укрась рукавичку» направленная на закрепление представлений об основных цветах, развитие зрительного восприятия, внимания, развитие графомоторных навыков. Педагог просит детей разделиться на пары, каждой из которых дает пару белых рукавичек из картона. Затем предлагает украсить рукавички с помощью цветных карандашей. Напоминает о том, что орнамент или узор должен быть одинаковым на обеих рукавичках. Завершается занятие ритуалом «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон», цель которой закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, общее поощрение детей. Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Аналогично проводятся и остальные занятия.

Для определения эффективности проведенной работы и степени освоения ребенком программного материала, учителем-дефектологом проводится обследование в начале учебного года (сентябрь) и в конце (апрель), в процессе которого исследуется [1]:

‒ способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов;

‒ понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур;

‒ сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности;

‒ сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

‒ умение определять количество, пользуясь числами; практически устанавливать равенство/неравенство двух групп предметов, различать, называть цифры.

Анализ и сравнение полученных результатов позволяет констатировать повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений. У детей появился познавательный интерес, значительно повысилась активность на занятиях, они стали длительно сосредотачивать внимание на выполняемом задании и, как следствие, успешно усвоили программный материал по данному разделу.

Большую роль в развивающей работе играет взаимосвязь учителя –дефектолога и педагога — психолога с воспитателями ДОУ и родителями. Воспитатели выполняют задания и рекомендации по закреплению пройденного материала с детьми, используют рекомендованные сказки, игры и упражнения. Родители закрепляют полученные знания в домашних условиях. В результате этого взаимодействия процесс усвоения детьми материала становится более успешным, так как коррекционная работа носит непрерывный характер.

Литература:

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  1. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общей редакцией С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): закрепление представлений, ребенок, игра, сказка, закрепление умения, занятие, коррекционно-развивающая работа, лист бумаги, программный материал, цвет.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Похожие статьи

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Задать вопрос