Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 1386 раз

Библиографическое описание:

Маврина, И. И. Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников / И. И. Маврина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53907/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников подготовительной группы. Акцентируется внимание на речевые нарушения и проблемы развития познавательных процессов в связи с этим. Описывается сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Доказано, что реализация программы «Занимательная математика для дошкольников», куда входят развивающие игры и упражнения способствует более эффективному формированию математических представлений у дошкольников.

Ключевые слова: математические представления, дошкольники, развивающие игры.

Вопрос о необходимости и возможности организации развивающего обучения ребенка дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений активно разрабатывается в дидактике и методике реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Многие ученые исследователи (Виноградова Н. В., Махина Н. С., В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр, и др.) отмечают, что в дошкольном воспитании развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной и насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а формирование элементарных математических представлений достигается через игровую, познавательную и исследовательскую активность всех детей. Это также необходимо для эмоционального благополучия дошкольников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Игра, как ведущий вид деятельности детей в дошкольный период их жизни формирует детский интеллект и картину мира, развивает психические процессы, коммуникативные умения и навыки.

Развивающая игра — это игра, в процессе которой происходит развитие или усовершенствование различных навыков [5].

Дошкольники, играющие в развивающие игры, тренируют критическое и логическое мышление, учатся проводить аналогии.

Ученый — исследователь Е. И. Тихеева внесла огромный вклад в развитие методики обучения детей счету в соответствии с возрастными особенностями. Особое внимание ею уделено ознакомлению детей с отношениями между предметами разной величины: больше — меньше, выше — ниже, короче — длиннее и др. [4].

Научно-методические взгляды Ф. Н. Блехер на математическое развитие дошкольников отражено в разработке методик развития математических представлений. Автор предлагает воспитателям программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике через организацию упражнений, направленных на формирование понятий о величине, количестве, пространстве, времени [4].

Среди метров дошкольной педагогики A. M. Леушина, внесшая вклад в развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [6].
Изучение научной литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у дошкольников позволило сформулировать цель исследования, которая состоит в разработке программы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

1) Провести анализ современного состояния теории и практики дошкольного образования по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.

2) Разработать и реализовать программу «Занимательная математика для дошкольников».

3) Провести сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной логопедической группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа.

Методы исследования. Программа «Занимательная математика для дошкольников», включающая развивающие математические игры: «Математическое домино», раскраски по номерам, «Посчитай углы», танграм «Цифры», меморина «Цифры», логические задачи, игровые упражнения «Лесная поляна», «Сосчитай грибы», «Сколько будет…?», онлайн игры и др.

Результаты исследования

Программа реализовывается и в настоящее время. Трудоемкость 34 часа в год. Рубежи контроля сформированности элементарных математических представлений — текущее наблюдение, практические задания, контрольные задания. Результаты контрольного мониториногового среза приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений удошкольников

Развивающая игра

Подготовительная логопедическая группа (экспериментальная)

Подготовительная группа (контрольная)

1.

Задача на развитие логического мышления «Сколько скамеек в парке» [1]

Трудности в восприятии задачи на слух. Трудности в проведении аналогий.

Воспринимают на слух хорошо. Проводят аналогии.

2

Решение задач с условием в косвенной форме [1]

Решают по шаблону, но понимают смысл.

Решают с ошибками, т. к. до контрольного срера занятия в такой форме не проводились.

3.

Задание с использованием ИКТ «Найди острые углы в фигурах как можно больше и быстрее»

Реакция выше среднего уровня, быстро ориентируются в пространстве.

Потеряно время на приспособление к игровым условиям, путают прямой и острый угол.

4.

Танграм «Цифры» (головоломка, состоящая из семи плоских фигур)

Складывают цифры быстро, т. к. в программу включены такие задания.

Складывают цифры быстро только некоторые дети.

5.

Меморина «Цифры» (Игра в которой нужно переворачивать закрытые карточки, искать на обратной стороне одинаковые картинки и составлять из них пары).

Зрительная память на цифры имеет хороший объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего.

Зрительная память на цифры имеет достаточный объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего.

6.

Игровое упражнение «Лесная поляна» (нужно за определенное время собрать отдельно и посчитать грибы, ягоды, цветы, листья)

Скорость выполнения после нескольких занятий значительно стала выше, распределение обязанностей и коллективный счет увеличивают мотивацию к игре

Скорость выполнения достаточно высокая, небольшая путаница в распределении ролей.

7.

Онлайн игра «Ошибки художника»

Исправляют математические ошибки по шаблону, знают принцип игры, управляют игрой самостоятельно.

Исправляют математические ошибки медленнее, с более низким результатом, однако стараются осмыслить задание. Управляют игрой самостоятельно.

8.

Раскраски по номерам

Выполняют почти все дети быстро и уверенно, сказывается дополнительная тренировка и раскрашивание во время самостоятельной игры.

Выполняют почти все дети быстро и уверенно, т. к. такие задания выполняют дома, на занятиях в детском саду и во время самостоятельной игры.

Сравнив сформированность элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп, можно отметить, что целенаправленные занятия математикой в развивающих играх дали положительный результат. В настоящее время рано судить о конечном результате, т. к. исследование продолжается, но разница в сформированности элементарных математических представлений у дошкольников очевидна.

Если учесть, что дошкольники подготовительной логопедической группы не всегда четко понимают задания и условия игры, то тот факт, что после 12–16 занятий результаты этих детей улучшились, говорят о эффективности реализуемой программы.

Таким образом, проводимое экспериментальное исследование эффективности разработанной программы «Занимательная математика для дошкольников» показало хорошую результативность в решении задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников при помощи развивающих игр.

Важнейшим итогом сформированности элементарных математических представлений у дошкольников является накопление определенного запаса предметных знаний и умений, когнитивное развитие, формирование необходимых познавательных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математики в школе.

В исследовании были проанализированы различные аспекты на возможность построения общеметодологического подхода к разработке системы математического развития детей подготовительной группы.

Установлено, что развивающие игры могут выступать в различных функциях: как объект, как метод, как средство познания окружающего мира. Они позволяют акцентировать сущностные качества и взаимосвязи с другими объектами. Условием успешности при реализации программы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр является возможность разделить ее на уровни и усложнять игры при переходе от одного уровня к другому.

Разработанная программа может использоваться для формирования элементарных математических представлений у дошкольников в младших и средних группах. Наиболее актуальными в этом направлении следует полагать такие направления: разработка учебно-методического комплекта (УМК) для планирования индивидуальной работы с детьми; разработка УМК для организации корригирующих занятий.

Литература:

  1. Ерофеева, Т.И.; Павлова, Л.Н.; Новикова, В.П.// Математика для дошкольников; Ерофеева, Т.И.; Павлова, Л.Н.; Новикова, В.П.; Изд-во: М.: Просвещение, 1992 г.
  2. Зайцев Н. А. Английский язык. Таблицы — комплект для дома, группы, класса. СПб: НОУДО Методики Н. Зайцева, 1999, — 250 с.
  3. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.
  4. https://ru.wikipedia.org
  5. http://www.i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic8.html
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, представление, игра, Занимательная математика, контрольная группа, подготовительная группа, подготовительная логопедическая группа, сравнительный анализ, детский сад, дошкольное образование.


Похожие статьи

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач

В статье приводятся примеры интеллектуальных задач для дошкольников, способствующих развитию познавательной активности. Определяется познавательная активность и ее влияние на формирование картины мира дошкольника. Дается описание сравнительного анали...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

В статье описывается опыт использования словесных игр в развитии речи дошкольников. Автор обращает внимание на эффективность разработанной программы «Словесные игры для дошкольников». Дан сравнительный анализ развития речи дошкольников в контрольной ...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Использование активных методов организации познавательной деятельности дошкольников при формировании элементарных математических представлений

В статье раскрываются понятия «познавательная деятельность дошкольников», «активные методы организации познавательной деятельности», «групповая дискуссия». Авторами приведен фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений д...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Похожие статьи

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач

В статье приводятся примеры интеллектуальных задач для дошкольников, способствующих развитию познавательной активности. Определяется познавательная активность и ее влияние на формирование картины мира дошкольника. Дается описание сравнительного анали...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

В статье описывается опыт использования словесных игр в развитии речи дошкольников. Автор обращает внимание на эффективность разработанной программы «Словесные игры для дошкольников». Дан сравнительный анализ развития речи дошкольников в контрольной ...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Использование активных методов организации познавательной деятельности дошкольников при формировании элементарных математических представлений

В статье раскрываются понятия «познавательная деятельность дошкольников», «активные методы организации познавательной деятельности», «групповая дискуссия». Авторами приведен фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений д...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Задать вопрос