Инновационный подход к развитию музыкальных способностей дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 12.04.2018

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Винокурова, Т. М. Инновационный подход к развитию музыкальных способностей дошкольников / Т. М. Винокурова, Ф. К. Нагоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 212-216. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49269/ (дата обращения: 16.12.2024).



Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном возрасте и включают целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную память (кратковременную и долговременную), воображение (воссоздающие и творческое). Музыкальные способности тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими как: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности.

Природные способности развиваются только в процессе работы над ними. Многие люди, в детстве проявившие исключительные природные данные к какому-либо виду деятельности, став взрослыми, утрачивали их.

Видимо, развитие ребёнка шло неверным путем. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, стимулировать их творческую инициативу, правильно и своевременно подбирать дидактический материал.

На конкретных примерах рассмотрим, как развиваются следующие компоненты музыкальных способностей дошкольников: память и воображение.

Музыкальная память.

Современные психологи утверждают, что память можно и нужно развивать.

К основным процессам памяти психологи относят запоминание материала, а также узнавание его и воспроизведение.

Благодаря памяти, можно определить музыкальные темы и целые произведения при повторном их исполнение, а также воспроизводить отдельные интонации, мелодические обороты и произведения целиком.

Психологи различают два вида запоминания — непроизвольное, совершающиеся без какого-либо усилия со стороны человека и произвольное (благодаря волевому усилию).

Непроизвольное запоминание считается наиболее устойчивым. В процессе обучения запоминание постепенно приобретает волевой, целенаправленный характер, переходящий в произвольную его форму. Уже в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с необходимостью выучить материал, то есть запомнить его и уметь воспроизводить — рассказать, написать, нарисовать, спеть и так далее.

Произвольное запоминание зависит от ряда факторов в первую очередь от запоминаемого материала. Чем доступнее для ребёнка изучаемый материал, чем больше он вызывает ассоциативных, смысловых и структурных связей, тем интереснее и легче его усвоение и дольше удержание в памяти. Следовательно, привлечение ассоциативных, например, визуальных связей к слуховому восприятию музыкального материала должно способствовать лучшему запоминанию.

С этой целью на музыкальных занятиях в ДОУ мы, музыкальные руководители пользуемся не только различными наглядными пособиями: картинками, плакатами, столбцами, но и системно используем мультимедийные и интерактивные технологии. Предъявления информации на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Полезно разучивать песни со словами, так как слова обычно вызывают дополнительные ассоциации и способствуют лучшему усвоению песенного материала.

При этом на проекционном экране детям показывается специально подобранный видеосюжет, связанный с текстом песни.

Песни, рекомендуемые для разучивания на начальном этапе обучения, должны быть очень просты по складу, желательно куплетного строения, небольшого диапазона и строиться преимущественно на поступенном движении или с применением небольших скачков (на терцию, кварту, квинту).

Для этой цели мы используем как русские народные песни: колыбельные, хороводные, плясовые как наиболее простые по форме и доступные по содержанию, так и песни национальные — адыгских композиторов.

Способность запоминать и длительно удерживать материал в памяти во многом зависит также от сосредоточенности и от интереса, вызванного в момент восприятия данного материала. Поэтому процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возраста должен строиться в игровой форме. Игра создает на занятиях атмосферу заинтересованности, это залог успешного освоения и более прочного запоминания данного музыкального материала.

Перечисленные выше факторы, от которых зависит произвольное запоминание, очень важны в музыкально-педагогической деятельности, особенно в работе с дошкольниками.

Необходимость включения двигательных упражнений (музыкально-ритмические движения: ходьба под музыку, подвижные игры, простукивание различных ритмических фигур) является существенным моментом в музыкальном воспитании дошкольников.

Проводя исследование, и наблюдая за динамикой музыкального развития дошкольников в младших, средних и старших группах, мы обнаружили рост интеллектуального мышления, свободы разговорной речи, образно -ассоциативных параллелей благоприятное — профессиональный интерес к музыкальному искусству. Проанализировав данный факт, мы пришли к выводу, что этому росту в полной мере способствовали:

– разработанная специально для музыкально — эстетического воспитания дошкольников соавторская рабочая программа «Динамика» (авторы Т. М. Винокурова, Ф. К. Нагоева);

– системность и последовательность в изложении музыкального материала (от простого к сложному);

– интересные фоно — хрестоматийный материал;

– все темы музыкальной грамоты представлены в виде дидактических игр;

– Детские импровизации носят относительно свободный характер (с небольшими поправками музыкального руководителя);

– для импровизации отобраны лучшие и интересные для детей четверостишие разнообразной тематики;

– и, конечно, это развлекательные мероприятия, музыкальные сценки, музыкальные сказки, авторские мюзиклы, утренники.

Как один паучок плетет целую серию паутинок из «Песенок на ступеньки» (автор Винокурова T. M.) складывается ладо — гармонический слух дошкольников. В чём же здесь секрет? Всё очень просто.

Каждая ступень лада (кроме нижней и верхней тоники) поступенно вверх или вниз (где ближе) доходит до тоники.

Эта «интонация» повторяется многократно, закрепляя «местоположение» данной ступени в ладу. Это подкрепляется текстом, в котором дается четкое указание «о каждой ступени»:

– первая — тоника, главный, опорный звук лада;

– вторая и седьмая — вводные звуки;

– третья — мажорная — веселая «грустная в миноре я»;

– четвёртая — субдоминанта;

– пятая — доминанта.

Untitled.FR12.jpg

Untitled.FR133.jpg

После разучивания «Песенок на ступеньки» игра «Кто я?», которая заключается в том, чтобы дети определили на слух, какая ступень звучит.

Дети — ступеньки поют поочередно ступени (каждый свою), другие дети определяют — узнают, но ни в коем случае не отгадывают. Дети, правильно определившие ступени, получают золотые медали на золотых подвесках. После закрепления песенок на ступеньки дети сами играют поют со словами.

Тема-игра «Устойчивые и неустойчивые солдатики» (устойчивые; неустойчивые ступени и их разрешение).

Дети (8 человек) держат карточки. 1,3,5 и 8-красного цвета (устойчивые); 2,4,6 и 7-синего или зеленого цвета (неустойчивые). Затем музыкальный руководитель играет разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Дети соответственно музыки выполняют движения.

упражнение.png

Для изучения длительности нот в программе предусмотрено целая серия игр, развлечений и творческих заданий в ритмических тетрадях. Ритм-сердце музыки. Если сердце бьется неровно, пульс нарушен и музыка гибнет — поможем музыке выжить, спасём её!

Литература:

  1. Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза и вопросы теории и эстетики музыки. — 2. — М.:, 1963.
  2. Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. — М.:, 1978.
  3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. — М.:, 1975.
  4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М.:, 1962.
  5. Калугина М., Халабузарь П. Восритание творческих навыков на уроках сольфеджио. — М.: Современный композитор, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный материал, дошкольный возраст, игровая форма, музыкальная память, музыкальный руководитель, память, проекционный экран, произвольное запоминание, ступень.


Задать вопрос