Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Статья просмотрена: 1189 раз

Библиографическое описание:

Родкина, А. А. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления / А. А. Родкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2566/ (дата обращения: 23.11.2024).

Проектирование и производство костюма (одежды, обуви, аксессуаров) высокого качества неразрывно связано с подготовкой специалистов – художников-стилистов по костюму, способных решать сложные профессиональные задачи и вместе с тем быть эстетически грамотными.

В настоящее время художественное проектирование костюма стало важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды. Новые ценности, связанные с постмодернистской эстетикой и экологическими проблемами, требуют поиска новых форм и новых фактур, новых технологических и творческих приемов, соответствующих современному миру. Основополагающими становятся задачи развития образно-ассоциативного мышления, интенсификации творческого процесса, ориентации на генерирование новых идей, воссоздания в современных проектах культурных и национальных традиций.

В связи с этим, швейной промышленности требуется специалист, ориентированный на эксперимент, сознательно ставящий перед собой творческие, проблемные задачи в проектировании одежды и способный решать их при помощи самых разнообразных методов.

Композиция костюма направлена на выявление закономерностей строения форм костюма, а также конкретных средств достижения их целостности и единства содержания.

Художник-стилист по костюму – это тот специалист, с работы которого начинается многоэтапный процесс создания современной одежды. Именно благодаря ему, появляются на свет новые виды и формы одежды. При этом художник-стилист в своей профессиональной деятельности опирается на фундаментальные знания законов и выразительных средств композиции костюма.

В новых экономических условиях изменчивость спроса на рынке труда, рост требований к профессиональной компетентности специалистов, развитие сферы образовательных услуг, переориентированной на удовлетворение потребностей различных категорий граждан, ставят систему профессионального образования нашей страны перед объективной необходимостью создания гибких, адаптивных технологий, позволяющих осуществлять ориентированное обучение.

В связи с главной тенденцией - интеграцией гуманитарных, естественных, технических дисциплин и производства, совершенствуются государственные образовательные стандарты, меняются условия построения общеобразовательного процесса, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

При этом разработка костюма идет по нескольким направлениям. Прежде всего, это небольшие коллективы стилистов, которые возглавляет один художник, и фирма живет под грифом его имени. Второе представляют дизайнеры, которые работают на швейных предприятиях. Третье направление – это модельеры домов моделей, создающие промышленную коллекцию, более или менее точно подогнанную под возможности швейных предприятий и, четвертое, самое молодое направление – специалисты, работающие в сфере малого бизнеса (художники-стилисты, руководящие небольшими или частными предприятиями и занимающиеся созданием костюмов, начиная с эскиза и заканчивая пошивом изделия). Для последнего направления художники-стилисты, с одной стороны, получают художественное образование, с другой – осваивает технологию и оборудование швейного производства, конструирование и конструктивное моделирование, швейное материаловедение, конфекционирование материалов для одежды, которые обеспечивают необходимый уровень инженерно-технической подготовки. Кроме того художник-стилист нуждается в довольно обширной и глубокой информации из области истории развития общества, искусства и костюма.

Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. Интеграция содержания образования – это процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленных межпредметными связями [2].

Одной из актуальных задач высшего профессионального образования на сегодняшний день является формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов. На наш взгляд, наибольшая эффективность данного процесса будет обеспечиваться интеграцией художественных и технических учебных дисциплин. В последнее время происходит соединение знаний из различных областей науки, что повлияло на научные достижения в области швейной промышленности. Будущий художник-стилист должен уметь комплексно применять знания различных дисциплин в профессиональной деятельности.

Эффективное профессиональное образование художников-стилистов в процессе интеграции художественных и инженерных дисциплин выступает как системный объект, функционирующая целостная структура, деятельность которой подчинена определенным целям. Данная система строится на следующих принципах:

  • целостность;

  • структурность;

  • иерархичность [1].

Формируя учебную деятельность студентов, мы, таким образом, влияем на развитие их профессиональной деятельности. Для этого необходимо придать учебной деятельности профессиональную направленность, чего можно достигнуть при помощи интеграции технических и художественных дисциплин.

В процессе обучения студенты овладевают профессиональными компетенциями. Интеграционными элементами при подготовке художников-стилистов являются инженерные знания, которые используются студентами для решения творческих задач.

Введение инженерно-технических дисциплин в художественное образование предполагает:

  • формирование проблемы;

  • провоцирование обучающихся на решение проблемы, выполняя комплексную работу;

  • проведение научного исследования;

  • творческую деятельность.

В учебном плане подготовки специалистов по художественному проектированию костюма есть блок специальных дисциплин: «Композиция костюма», «Цветоведение», «Архитектоника объемных структур», «Конструирование костюма», «Технология швейных изделий», «Материаловедение» и др.. Задача состоит в том, чтобы интегрировать художественные и инженерные дисциплины в единый целостный процесс, в котором каждый из предметов найдет свое отражение [3].

Профессиональная подготовка студентов направления 0727000 – Искусство костюма и текстиля (профиль: Художественное проектирование костюма) предусматривает изучение всех форм обучения и формирование художника-стилиста, как компетентного специалиста.

Для формирования профессиональных компетенций у художника-стилиста недостаточно только аудиторной работы. Обучение в вузе включает обязательную для студента самостоятельную творческую работу с учетом профессиональной направленности.

Одной из форм самостоятельной работы является выполнение курсовой работы.

Композиция костюма является переходным этапом между художественными дисциплинами начального этапа обучения (общая композиция, цветоведение, рисунок, живопись, история искусств, история костюма, архитектоника объемных структур) и костюмографикой, цветом в костюме и художественным проектированием костюма. Завершается освоение композиции костюма выполнением курсовой работы.

В связи с изменением экономических отношений в обществе и необходимостью подготовки специалистов, способных активно включиться в производственный процесс, содержание курсовой работы должно иметь современную направленность, связанную с широким кругом дисциплин. При выполнении курсовой работы по композиции костюма студенты закрепляют и расширяют знания, полученные при освоении дисциплин начального блока художественного направления, а также инженерного, таких как «Технология швейных изделий», «Конструирование костюма», «Конструктивное моделирование костюма», «Текстильное материаловедение», «Муляжирование».

В рамках курсовой работы с расширенной тематикой, включающей разработку аксессуаров и обуви, студенты выполняют самостоятельную научно-исследовательскую работу, задачи которой обусловлены темой курсовой работы.

В процессе работы студенты разрабатывают эскизы коллекций костюмов на основе источника творчества. При этом решаются такие вопросы, как анализ источника творчества с выполнением ритмических и цветовых порядков с последующим построением базовой формы, информационных источников по базовым формам одежды за последние 5 лет и др.

Для повышения уровня курсовой работы в задание включаются вопросы по разработке последовательности ее выполнения, а также по определению необходимых текстильных материалов и фурнитуры.

Перед началом работы студенты определяют и обосновывают:

  • ассоциативно-образный источник;

  • возрастную группу;

  • сезонность;

  • назначение;

  • стилевую направленность;

  • текстильный материал;

  • фурнитуру;

  • аксессуары.

Составляющие коллекцию комплекты и ансамбли образуют в совокупности гармоническое единство.

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, окружающие человека предметы быта, а именно:

  • произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, бионика, растительные формы;

  • художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире;

  • традиционные творческие источники (исторический, национальный, театральный и классический костюмы, ретромода, включающая дословное прочтение костюма, использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка кроя; перенесение традиционных способов отделки новых материалов; стилизация при сохранении узнаваемости; «метод цитат»; «метод эклектики» и др.).

Студент определяет оптимальный источник творчества в соответствии с назначением коллекции.

Анализ источника творчества начинается с выполнения его детальной зарисовки в цвете. Затем анализируются форма, конструкция, цветовая гамма, ритмическое построение, декоративные элементы и т.д. При выполнении данной задачи студенты используют мотивы окружающей среды в процессе создания эскизов моделей.

Существенным этапом при выполнении курсовой работы является изучение различных информационных источников, таких как журналы мод, книги, газеты, телевизионные программы и др.

Анализируя формы костюмов за последние годы, студенты осваивают характерные черты различных стилей, проводят сравнение форм костюма, выполняют анализ конструкции и составляют прогноз на будущее.

Прогнозирование представляет собой одно важных направлений в работе художника-стилиста. При этом, работа проводится в рамках научно-обоснованных социальных данных, касающихся развития промышленности, материального и духовного уровня людей во всем мире.

Задачей прогнозирования современной формы костюма является удовлетворение потребностей людей во внешней эстетике и эргономике костюма.

Прогнозирование разработки костюма связывается не только с выявлением принципиально новой формы, но и с другими факторами. При этом существует два направления: новое в классике и новое в форме. Первое касается применения современных материалов и развитие покроя установившихся форм, второе связано со сменой формы, с видоизменением силуэта. Оба направления характеризуются сменой впечатлений, обновлением внешнего вида костюма.

При выполнении эскизов коллекции студенты воплощают художественные образы с учетом конструктивных особенностей моделей и материала, из которого они должны изготавливаться.

При такой многоплановости курсовой работы у студентов появляются дополнительные вопросы по курсу композиции костюма, а также технологии, конструирования швейных изделий, материаловедению и др., поэтому предусматривается больше времени для обстоятельных консультаций как по художественным, так и по техническим дисциплинам, связанным с разработкой коллекций.

Выполняя задание, студенты работают с искусствоведческой и технической литературой, проводят самостоятельную научно-исследовательскую работу, систематизируя и обобщая знания, полученные в процессе подготовки.

Таким образом, средствами интеграции технической и художественной деятельности, у студентов будут формироваться ключевые профессиональные компетентности, обозначенные в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля».


Литература:
  1. Белолипецкая С.Ю. Интеграция на модульной основе гуманитарных дисциплин в техническом вузе для развития комплексных умений студентов: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006. – 130 с.

  2. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В.С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1994. – 152 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 18 января 2010 г., №56.

Основные термины (генерируются автоматически): курсовая работа, студент, дисциплина, композиция костюма, художественное проектирование костюма, выполнение, профессиональная деятельность, высшее профессиональное образование, профессиональная направленность, самостоятельная научно-исследовательская работа.

Похожие статьи

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур

Возможность и проблема формирования общеучебных знаний, умений, навыков и компетенций в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность»

Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма»

Похожие статьи

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур

Возможность и проблема формирования общеучебных знаний, умений, навыков и компетенций в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность»

Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма»