Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 1299 раз

Библиографическое описание:

Родкина, А. А. Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» / А. А. Родкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4038/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье раскрываются основные моменты подготовки инженеров-технологов швейного производства в области эскизной графики костюма.

Ключевые слова: эскиз, эскизная графика костюма, набросок, зарисовка, фигура человека, пропорции.

На сегодняшний день профессия инженера-технолога швейных изделий является одной из наиболее востребованных профессий. Основной задачей технолога швейного производства является обеспечение стабильного уровня качества изготовления швейных изделий в соответствии с образцом-эталоном и проектной документацией.

Инженер-технолог является специалистом, разрабатывающим новые современные методы обработки швейных изделий с сотрудничестве с художником и рациональные технологические процессы изготовления швейных изделий на высоком уровне в сотрудничестве с конструктором. Однако, изменившаяся ситуация в легкой промышленности (на смену большим предприятиям, специализировавшихся на массовом выпуске швейных изделий пришли предприятия малой мощности, которые постоянно обновляют ассортимент выпускаемой продукции) заставляет иногда быть специалисту одновременно и художником, и технологом, и конструктором.

В связи с этим возникает необходимость в овладении будущими технологами знаниями в области эскизной графики костюма. Прежде чем приступить к созданию одежды в материале, необходимо разработать серию эскизов, а для этого инженер-технолог должен владеть умением выполнения эскизов одежды.

Обучение будущих инженеров-технологов швейного направлено на развитие целостного видения костюма. Дисциплина «Рисунок и основы композиции костюма» играет важную роль в подготовке студентов.

Предварительное изучение основ изобразительной грамоты курса «Рисунок и основы композиции костюма» обеспечивает инженеру-технологу необходимую элементарную базу для приобретения знаний по анатомии фигуры человека и выразительным способам ее изображения. Развитие навыков эскизирования, то есть овладение графическими приемами изображения одежды помогает студентам в дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработка эскизов непосредственно связана с изображением проектируемой формы костюма. Умение выразительно изобразить костюм на бумаге является важным качеством профессиональной деятельности инженера-технолога.

Эскизирование включает несколько этапов.

Основным этапом является выполнение фор-эскизов (предварительных эскизов). Фор-эскиз — это выражение первоначальных замыслов о форме проектируемого изделия, в котором достаточно точно определяются силуэт, пропорции, ритмическая организация, образность. [1] Выполняются фор-эскизы без привязки к конкретному материалу и уточнения конструкции формы.

Дальнейшее развитие и уточнение первоначальных идей художника происходит в творческом (или художественном) эскизе. Назначение его — выразить основную мысль автора, рассказать о ней, о ее воплощении в конкретном материале, о том, как костюм выглядит на человеке. Это уже довольно подробный рисунок, в котором художник решает характер и пластику всех формообразующих линий (силуэтных, конструктивных и декоративных), намечает конструкцию, общее цветовое состояние, функциональную направленность модели.

После того как в творческом эскизе найдена и отражена идея будущего изделия, необходимо показать, каким образом она может быть воплощена в условиях современного производства. Для этого выполняется рабочий эскиз, дающий полное представление о композиции и конструкции разрабатываемой формы.

В процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» будущим инженерам-технологам вначале трудно определить силуэт фигуры, какие-либо характерные позы, динамику фигуры, поэтому целесообразно начинать обучение с выполнения натурных набросков и зарисовок фигуры человека.

Специфике набросков и зарисовок фигуры человека в данной дисциплине уделено особое внимание: раскрываются основные закономерности построения краткосрочного изображения, сообщаются сведения из области методики работы над этюдом, наброском и зарисовкой.

Практическое выполнение состоит из аудиторных (лабораторных) и самостоятельных учебных заданий и реализует формирование профессиональных и специальных навыков изображения через последовательное выполнение предлагаемых упражнений.

На лабораторных занятиях студенты отрабатывают технические навыки изображения костюма на фигуре человека.

Так как основой эскиза костюма является трактовка фигуры человека, выполнение каждой лабораторной работы сопровождается краткосрочными набросками и зарисовками фигуры человека.

Выполнение набросков и зарисовок фигуры человека способствуют развитию у студентов способностей целостного восприятия натуры, моторной координации, творческого воображения. Характерной особенностью курса является формирование навыков эскизирования, которыми должен обладать студент.

Таким образом, в последовательность выполнения учебного задания помимо этапов выполнения основной задачи включается еще один этап — выполнение набросков и зарисовок фигуры человека.

На рисунке 1 показана последовательность выполнения учебного задания по курсу «Рисунок и основы композиции костюма».

Рис. 1. Последовательность выполнения учебного задания

При прорисовке фигуры для эскиза необходимо руководствоваться данными о пропорциях фигуры и уметь передавать красоту движений тела, пластику фигуры.

Подготовительные зарисовки фигуры человека для эскизов можно выполнять карандашом или пером, кистью (акварель, гуашь, тушь), фломастером и т. д. линейно, пятном или с введением линии и пятна.

Наброски выполняют обобщенно, без излишних подробностей, показывая наиболее часто встречающиеся, несложные, но естественные движения тепа человека, характеризующие пластику фигуры в целом.

Набросок может быть выполнен в следующих вариантах:

-        от начала до конца непосредственно с натуры одновременно с параллельным наблюдением;

-        комбинированным способом — сначала по наблюдению с натуры, затем без натуры по памяти;

-        по памяти, т. е. через некоторый промежуток времени после закрепившихся в сознании зрительных восприятий;

-        по представлению «от себя», фиксируя представления об отдельных ранее воспринятых предметах. [2]

Зарисовка является более полным, чем набросок, изображением, выполненным с натуры в относительно короткий промежуток времени. Она является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. При выполнении композиции костюма зарисовка носит подсобный характер, т. е. является вспомогательным материалом для дальнейшей работы над эскизом костюма.

Изображение фигуры человека в разнообразных движениях, различных ракурсах и поворотах — задача актуальная. Занимаясь набросками и зарисовками одетой фигуры, студент постоянно совершенствует мастерство, добивается разнообразия посредством вариативности средств и приемов изображения натуры.

Самостоятельная работа играет значительную роль в процессе обучения, особенно в условиях дефицита учебного аудиторного времени. Задания, выполняемые самостоятельно, носят преимущественно продуктивный характер, т. к. отработанные на аудиторных занятиях навыки студент переносит в несколько измененный вид деятельности. Вариативное использование модифицированных навыков является творческой характеристикой учебной деятельности.

Эффективность занятий обусловлена рядом общедидактических требований. Во-первых, сознательный и активный подход студентов к выявлению предложенных упражнений является главным условием обучения. Во-вторых, соблюдение студентами определенной дидактической последовательности необходимо при выполнении длительных творческих работ и краткосрочных набросков фигуры человека. В-третьих, систематичность занятий предполагает многократное повторение упражнений, что является основополагающим условием формирования навыков. И, в-четвертых, необходимо разнообразие, как в постановке задач, так и в характере упражнений.

Таким образом, крайне важным условием формирования навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» является систематическое выполнение набросков и зарисовок фигуры человека. При этом неоднократное повторение упражнений развивают наблюдательность, творческие способности, способствуют целостному восприятию фигуры человека, приобретению изобразительных навыков, активизируют мыслительные процессы и художественно-творческую реальность.

Литература:

1.            Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2.            Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма: Стереотипное издание / ред. Пахомова И. Н. — М.: Архитектура-С, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): зарисовка фигуры человека, основа композиции костюма, набросок, последовательность выполнения, учебное задание, эскизная графика костюма, выполнение набросков, пластик фигуры, процесс изучения дисциплины, швейное производство.

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

К вопросу подготовки технологов для малых предприятий швейной отрасли в рамках дипломного проектирования

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»

К вопросу о разработке проекта применения 3D-печати в вузе при изучении учебной дисциплины «Ботаника»

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

К вопросу подготовки технологов для малых предприятий швейной отрасли в рамках дипломного проектирования

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»

К вопросу о разработке проекта применения 3D-печати в вузе при изучении учебной дисциплины «Ботаника»

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)