В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.
Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, конструкторская деятельность, бакалавр, художник–стилист,профессиональные дисциплины, проектирование текстильных изделий, костюм, учебный процесс, универсальные специалисты, профессиональная деятельность, компетентный специалист
В университете наряду с многочисленными направлениями подготовки ведётся большая работа в области проектирования текстильных изделий по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». В учебном блоке бакалавры изучают ряд специальных дисциплин в соответствии с программами курсов, в перечень которых входят следующие дисциплины «Конструктивное моделирование костюма», «Конструирование костюма» и «Технология изготовления текстильных изделия» дополняющие друг друга.
Главной целью профильных преподавателей становится формирование в будущих специалистах творческого мышления, аналитического, практического, пространственного и т. п. Действия педагогов профильных дисциплин, направлены на разработку и внедрение обучающих программ, для формирования требуемых современностью компетенций будущих специалистов в данном направлении. Но наряду с этим, проблема заключается в не должном определении компетенции профессиональных дисциплин при формировании компетенции выпускников данного направления. Сложившееся в вузах обучение профессиональным дисциплинам, осуществляется требуемой компетентной опоры на фундаментальные науки без должного взаимодействия с отраслевыми производствами, которые являются потребителями компетентных кадров в лице выпускников. Поступая на производственные предприятия, выпускники вузов сталкиваются с проблемой недостаточности полученных в вузе профильных знаний.
Сегодня рынку труда требуются универсальные специалисты по костюму, разбирающиеся как в истории костюма, так и в тканях, покроях, технологии изготовления текстильных изделий. Художник — стилист по костюму — это уникальная профессия. Костюм должен составлять единый образ с образом человека, иметь общее цветовое, стилистическое решение. Кто предлагает художественное решение костюма? Чаще всего тот же человек, который создает эскизы костюма — художник — стилист. При изучении дисциплин «Конструктивное моделирование костюма», «Конструирование костюма» и «Технология изготовления текстильных изделия», «Декоративная отделка костюма» в процессе обучения решаются задачи формирования профессиональных компетенций в процессе моделирования и конструирования, разработка чертежей конструкций костюма, изготовления его в материале.
Учебный процесс формирования профессиональных компетенций должен строиться с учетом уже имеющихся у бакалавров знаний, умений и навыков при изучении блока дисциплин специализации. Обучение художников-стилистов заключается не только в художественном образовании (рисунок, живопись, история моды и др). Так как работодателю требуется универсальный специалист по костюму, то, изучение конструирования, конструктивного моделирования, технологии изготовления текстильных изделий очень важно для бакалавра направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (ФГОС ВО введены компетенции на данные дисциплины). Таким образом, точно видим потребность в специалистах, которые, во-первых, имеют профессиональные знания в области истории костюма, во-вторых имеют художественное образование — видят все тонкости цвета и тона, в-третьих, умеют и имеют навык изготовления костюма вплоть до лекал. За четыре года обучения бакалавр проходит большой путь и вырастает в грамотного специалиста. Он создает костюм от «А» до «Я» — от эскиза до воплощения в материале. Обучение бакалавра должно быть единой системой взаимодействия и взаимосвязанных дисциплин с переходящими заданиями от одной дисциплине к другой. Только в такой системе последовательно выполняя задания от рисунка к лекалам можно сформировать логично выстроенные, необходимые профессиональные компетенции для бакалавра.
В перечень объектов профессиональной деятельности выпускников данного направления входят: текстильные изделия, их конструирование и моделирование, изучение нормативно — технической документации, изучение системы стандартизации, изучение способов контроля материалов и изделий, изучение маркетинга и т. п. Компетентный специалист легкой промышленности обязан обладать не только способностью к решению профильных задач, но и знанию всего технологического процесса создания продукции с позиций других специалистов данной отросли. На рынке труда особую ценность имеют специалисты, имеющие всестороннюю компетенцию конструктора, дизайнера и технолога. Мелкие предприятия, которых насчитывается большое количество, среди этой отросли, экономически не могут позволить себе в штате иметь нескольких специалистов по производству одежды. Следовательно, компетентные выпускники, справляющиеся с обязанностями дизайнера, конструктора и технолога, наиболее востребованы
Например, на первом курсе преобладают дисциплины художественного характера. В рамках предметов «Общая композиция в искусстве костюма и текстиля», «Проектная графика», «Технический рисунок», «Архитектоника» бакалавр начинает изучать историю, композицию, крой костюма с чистого листа.
Относительно ФГОС ВО поставлены такие профессиональные задачи для этого направления обучения, которые связаны с творческим направлением, а именно — построение технических рисунков, выполнение эскизов разрабатываемых моделей в том числе и художественные наброски. Деятельность бакалавра должна начинаться с технического рисунка, так как в процессе его создания возникают новые конструктивные решения по разрабатываемой модели. В существующей вузовской дисциплине «Рисунок» как основы для данной специальности необходимо выделить обязательный подраздел «Технический рисунок» который и должен обеспечить компетенцию конструкторского мышления у будущих бакалавров, что позволит развить в них такие способности как: пространственное и конструктивное видение объекта их разработки. Данный подраздел станет начальным и основным навыком в компетенции будущих бакалавров, что позволит с легкостью овладеть знаниями последующих дисциплин. Данная дисциплина поспособствует развитию образного и художественного мышления, а самое главное самовыражение обучаемых, сформирует у них проекционное мышление и ознакомит с теоретическими основами построения моделей одежды.
На втором курсе делают элементарные конструкции плечевой и поясной одежды, выполняют несложные технологические операции и работа ведется по эскизам, разработанным на композиции костюма.
На третьем курсе имеют место более сложные изделия на подкладке, проектирование коллекции из 3 моделей от эскиза до изготовления из ткани костюмов при поддержке преподавателей. Здесь бакалавр не просто шьет. Он воплощает свои идеи в материале. Модели коллекций фактурные, поэтому показы целесообразно проводить на подиуме. Эскизы коллекции бакалавр выполняет сам. Поэтому ему необходимо работать с специальными историческими, научными литературными источниками.
На дисциплине «Декоративная отделка костюма» бакалавр изучает техники и технологии различных видов костюмов, что непосредственно находит отражение в костюмах коллекций. Это вышивки, буфы, воланы, набойки, роспись по ткани и многое другое.
Четвертый курс является заключительным этапом обучения бакалавров. И перед каждым бакалавром стоят задачи по написанию выпускной квалификационной работы и проектированию итоговой коллекции. К этому времени бакалавр освоил уже конструирование, конструктивное моделирование, современные технологии создания костюма, в том числе и в САПР, и активно использует знания, умения и навыки, в проектировании коллекции, полученные в процессе обучения.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций у бакалавров направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» будет происходить наиболее эффективнов правильной организации учебного процесса, при правильной организации творческой, трудовой деятельности в жесткой конкуренции мира моды.
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
- Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В. А.-М.: Педагогическое общество России, 2005–192 с.
- Карпеева С. А. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования умений и навыков у художника-стилиста по дисциплине «Конструирование костюма» [Текст]/ С. А. Карпеева // Образование и общество. — Орел: Июль-август 2008 -№ 4 (51) — С.40
- Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник. М: Гардарики, 2004 г.
- Кукушин В. С. Общие основы педагогики. М- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
- Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: Юрист,1997–512 с.
- Хрестоматия: Психология развития. -СПб.: Издат. дом «Питер»,2001-512с.
- Чумакова С. В. Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно — оформительским искусством (на примере использования декоративного орнамента). Дисс. к. п. н., Орел 2006г.
- Тюрикова, Г., Филатова О., Прошкина И., Семёнова Е. Организация самостоятельной работы студентов- условие реализации компетентного подхода// Высшее образование в России.-2008-№ 10-с.93–97.
- Хрестоматия: Психология развития. -СПб.: Издат.дом»Питер»,2001-512с.