В данной статье рассматривается эффективность использования современных компьютерных технологий (далее — КТ) в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма. Описаны этапы проектной деятельности, которые проходят студенты при изучении современных КТ.
Ключевые слова: компьютерные технологии, дизайн костюма, художественно-дизайнерская деятельность, проектная деятельность
Сегодня использование современных КТ в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма стало неотъемлемой частью учебного процесса. Учитывая специфику и особенности художественно-дизайнерской деятельности, возможности КТ в области создания и редактирования изображений являются ключевыми в обеспечении творческого аспекта (творческой составляющей) деятельности педагога. Помимо создания и обработки проектов, КТ могут послужить отличным средством как в поиске новых творческих идей и источников вдохновения, так и в проектировании и моделировании объектов. Важную роль играют КТ в осуществлении рекламной функции, которая следует за художественным оформлением дизайн-объекта.
Использование КТ в образовательном процессе способствует активизации творческого потенциала студентов. Как показал опыт подготовки студентов по дизайну костюма на базе бакалавриата и магистратуры, одной из самых сложных педагогических задач является обучение методам генерации художественных образов и дизайнерских идей со сложными цветовыми решениями с использованием прикладных программных средств специального (профессионального) назначения. Но именно знания передовых способов и средств цифровых визуализаций могут стать источником новых оригинальных направлений. Погружаясь в виртуальную реальность, обучающийся становится новатором в цифровом графическом искусстве и может воплотить самые неординарные замыслы с помощью аудио- и видеоэффектов и даже анимации.
Художественные образы, полученные вследствие визуализации, пройдя определенную композиционную и цветовую коррекцию, могут быть в дальнейшем расположены на разрабатываемом дизайн-объекте. Сегодня существует отдельная категория компьютерной графики, которая носит название фрактальной графики, позволяющей создавать невероятные фантазийные композиции. Такая графика активно применяется в графическом и ландшафтном дизайне.
При изучении современных КТ в рамках проектной деятельности студенты проходят несколько этапов: подготовительный (включает в себя сбор, обработку и анализ актуальных тенденций в области дизайна костюма), проектировочный (включает конструирование, моделирование и разработку дизайн- объекта), технологический (подразумевает раскрой и изготовление изделия) и заключительный (включает fashion-фото, подготовку и реализацию рекламой продукции, пиар — деятельность). В процессе работы происходит деление по функциям, а также обмен функциями модельера, конструктора, технолога, проектировщика или PR-менеджера. В результате каждый студент полностью проходит полный цикл обучения, реализуя свой творческий потенциал и развивая способности в области дизайна.
Рис. 1. Этапы проектной деятельности по дизайну костюма с использованием компьютерных средств
Рассмотрим этапы проектной деятельности более подробно.
Подготовительный этап подразумевает изучение и накопление информации, относящейся к теме проекта. В дальнейшем информация обрабатывается и анализируется, при необходимости сортируется в несколько групп. Данный этап играет ключевую роль в начальной стадии проекта, т. к. именно тщательная обработка и анализ полученных сведений определяют успешную и качественную работу.
На следующем этапе студенты занимаются проектированием, конструированием, моделированием, подготовкой выкройки и разработкой дизайн-объекта. Проектировочный этап также включает создание эскизов и цифрового макета изделия. От того, какую цель преследует автор, зависит характер и общая концепция работы. КТ в последнее время оказывают большое влияние на процесс проектирования одежды, появляется много компьютерных программ для моделирования и создания выкроек, таких как: NanoCAD, Valentina, RedCafe, «Закройщик», Optitex 11, Leko, GRAFIS, АССОЛЬ 3D ПАРАМЕТРИКА и др. Выкройка может быть выполнена не только в традиционном бумажном варианте, но и в электронном, с использованием передовых технологий. Например, программа Optitex 11 предусматривает изготовление выкройки по любой методике конструирования. Пользователь создает алгоритм построения, а программа его записывает. Она фиксирует действия и формулы, при помощи которых строится чертёж. Впоследствии вводятся другие переменные (мерки, прибавки и т. д.) для данного алгоритма и система автоматически меняет размер. Также программа позволяет моделировать и примерять готовую выкройку на виртуальный 3D-манекен.
Одной из передовых разработок 3D-моделирования считается система АССОЛЬ 3D ПАРАМЕТРИКА — инновационное направление в области проектирования одежды на трехмерных виртуальных фигурах людей и манекенах. Это абсолютно новые возможности для построения качественной одежды без подгонки, примерки или изготовления образца. Программа предусматривает бесконтактное 3D-сканирование человека для модернизации процессов швейного производства.
Подобные инновационные разработки позволяют строить одежду в трехмерном пространстве, полностью контролируя внешний вид виртуального изделия, посадку, степень облегания модели и форму линий. Передовые нанотехнологии включают в себя сложные подходы и интеллектуальные алгоритмы, которые, благодаря методам трехмерного сканирования и моделирования, дают возможность визуализировать и воплотить в жизнь замысловатые дизайнерские идеи.
Третий, технологический этап включает два основных компонента: раскрой и изготовление изделия. Для раскроя ткани сегодня также используются КТ, а именно прикладные программные средства специального назначения, позволяющие осуществлять безотходный раскрой ткани. Вместе с тем, все детали изготавливаемого платья, блузы или пальто кроятся из одного рулона ткани. Система позволяет уменьшить расстояние между элементами, и сегодня такую программу можно установить практически на любую современную швейную машину.
Изготовление изделия — главная цель данного этапа. От того, насколько точно и правильно организован технологический процесс, зависит конечный результат — готовое швейное изделие. Качество шитья определяется технической составляющей, а именно наличием хорошей базы: современных швейных машин и дополнительного оборудования. Дизайнерские разработки современной одежды требуют значительных возможностей КТ. Отсутствие должного технологического обеспечения не приведет к эффективному результату.
На заключительном этапе происходит финальная доработка проекта, в которой КТ играют немаловажную роль. В первую очередь, проводится студийная съемка готовой коллекции или отдельных швейных изделий. Затем — переход к стадии создания fashion — фото, а именно к компьютерной обработке фотографий. Изучение студентами возможностей КТ начинается с освоения программного обеспечения пакетов иллюстративной графики таких редакторов, как Photoshop, Corel Draw, in Design, Illustrator и др. Именно в этих пакетах будущие учителя технологии выполняют художественно — оформительскую деятельность. Далее — стадия подготовки и реализации рекламной продукции, в которую входят небольшие буклеты, брошюры или флаеры. Пиар–деятельность осуществляется студентами посредством коммуникаций или публикаций через определенные каналы (СМИ, соцсети и т. д.), поэтому КТ также участвуют в выполнении и некоторых рекламных функций.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что сегодня использование современных компьютерных технологий в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма является неотъемлемой частью образовательного процесса, а овладение студентами возможностями передовых разработок в области дизайна позволит эффективно и результативно применять их в своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Бердичевский Е. Г. Особенности применения ИКТ в высшем художественно-дизайнерском образовании: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Развивающие информационные технологии в образовании». — Томск, 2010. — С. 59–64.
- Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 538 с.