Интегрированный подход в работе различных специалистов дошкольного образовательного учреждения при реализации принципа краеведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дремлюга, В. Н. Интегрированный подход в работе различных специалистов дошкольного образовательного учреждения при реализации принципа краеведения / В. Н. Дремлюга, С. А. Бурда, И. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49137/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка,

потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять

дерево, самостоятельно открыть тайны природы».

(Н.А.Рыжова, доктор педагогических наук,

соавтор проекта «Стратегия экологического

образования РФ»)

В современном индустриальном обществе значительно повысился уровень жизни человека, но, к сожалению, с развитием технического прогресса ухудшилась экологическая обстановка окружающей среды, поэтому в настоящее время формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста приобретает первостепенное значение. Существует множество подходов к определению сущности экологического мировоззрения. Так, например, Н.Н. Моисеев утверждает, что «экологическое мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на отношение людей к окружающей среде. Многие из них устарели и в настоящее время должны быть изменены. К их числу относится представление о том, что только биологические знания служат научным фундаментом экологической культуры. В отношении к окружающей среде такое мнение приводит к ошибочным выводам и рекомендациям. При формировании широкого экологического мировоззрения глобальная экология должна рассматриваться как интегрированная наука о собственном доме и правилам жизни в этом доме» [5].

Н.Н. Марфенин дает два определения понятия «Экологического мировоззрения»:

1. «Экологическое мировоззрение – отношение людей к окружающей их среде обитания, в том числе, к живой природе» (широкое определение).

2. «Экологическое мировоззрение – это забота о сохранении благоприятной для людей окружающей среды, охрана природы во всем ее многообразии» (узкое определение) [4]. Вопросы формирования основ экологического мировоззрения в системе образования, здравоохранения и сохранения окружающей среды, постоянно поднимаются не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Педагоги-ученые К.Н. Благосклонов и Авилова К.В. в книге «Город и природа» отмечают: «В жизни человека существует много унаследованных от далеких предков и неосознанно вторгающихся в повседневность программ поведения, которые он может использовать, корректируя свои поступки в соответствии с ними. У всех людей от рождения есть и защитный механизм от разрушения собственной среды обитания. Он называется любовью к природе. Его можно подавить, а можно и развить в процессе воспитания».

В предлагаемой статье отмечается факт того, что воспитание бережного отношения к природе родного края – неотъемлемая часть экологического образования. Поэтому, именно с раннего детства, необходима целенаправленная систематическая работа по формированию у детей ответственного бережного отношения к своему краю, окружающей природе. Но эта работа возможна только при активном сотрудничестве детей и взрослых (в триаде «педагог-ребенок-родитель») в рамках интеграции образовательных областей и видов деятельности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), принятый с 1 января 2014 года, определил ведущими идеями личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка; реализацию основной образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игры, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребенка). За основные принципы дошкольного образования приняты содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» реализованы ведущие идеи и принципы дошкольного образования, принятые в ФГОС ДО: деятельностный подход, интеграция различных видов деятельности ребенка в каждом блоке программы (исследовательская деятельность, экологические игры, экспериментирование и создание лабораторий, проектная деятельность детей и взрослых, поддержка детской инициативы и самостоятельности).

В дошкольном возрасте ребенок увлечен окружающим миром, поэтому у детей необходимо формировать осознанно – правильное и ответственное отношение к явлениям и объектам природы, опираясь на принципы регионализма и интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО.

В связи со сказанным выше в нашем образовательном учреждении одним из приоритетных направлений является эколого-краеведческое, где задача взрослых – поддержка интереса детей к природе родного края и формирование основ экологического мировоззрения.

Данное направление четко интегрировано через реализацию следующих задач:

 Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью через участие в проектной деятельности по краеведению;

 Сохранение и укрепление здоровья ребенка, жизнеспособности его организма в конкретных условиях социальной и экологической среды;

 Создание условий для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей посредством организации предметной развивающей среды.

Реализация перечисленных задач возможна в рамках разных педагогических моделей, поэтому нами проделана огромная работа по созданию новой педагогической модели, реализующей сотрудничество всех специалистов, руководителя, старшего воспитателя на основе интегрированного подхода. Эта модель называется «Эколог». Особенность этой модели заключается в том, что она создает условия, необходимые для эффективной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями.

Несомненно, в работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, который проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.

Хотелось сегодня рассказать о том, как в нашем дошкольном учреждении реализуется этот принцип регионализма (краеведения) через деятельность различных специалистов: воспитателей, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, экологии, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя.

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада, поэтому одним из необходимых условий педагогического процесса является координация всех членов дошкольного коллектива.

В перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации включена работа всех специалистов, их четкая координация, различные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами.

Остановимся на некоторых из них.

Одним из важных с точки зрения экологического образования качеством ребенка является анимизм. Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов на равных: животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться». По мнению ребенка, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям (впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж.Пиаже).

Педагог-психолог, учитывая приоритетное направление ДОУ и принцип краеведения, использует в своей работе метод анималотерапии (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).Задачей данного метода является раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально-адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающим миром. У метода анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от английского animal – животное) – созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами. Этот метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображения, а главное, развивает сострадание, доброжелательность, сопереживание.

Для реализации данного метода в детском саду можно использовать программу Н.Л. Кряжевой «Ребята и зверята». В нашем случае, педагог-психолог не только взяла за основу эту программу, но и адаптировала данный метод с учетом принципа краеведения. Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных, необходима детям, когда взрослые очень серьезны и заняты. Замкнутым, робким, нерешительным детям они нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируя свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. Работа педагога-психолога невозможна без тесного сотрудничества с родителями, поэтому родителям предлагается не только увидеть, как занимаются дети, но и самим стать активными участниками мероприятий с использованием метода анималотерапии. Вместе с детьми их мамы и папы были и котятами, и хитрыми кошками, и ловкими, медлительными черепахами, и пугливыми ящерицами, и грациозными орлами. И, конечно, побывав в роли ласковой кошки или перепуганного зайчонка, ни взрослый, ни ребенок уже не смогут обидеть беззащитное животное. Очень показательны итоговые рисунки, где все рисуют «Веселую семейку». Каждый участник изображает члена своей семьи и, конечно же, домашнего любимца. Все это помогает совершенствовать навыки межличностной коммуникации, развивать эмпатию.

Так как домашние питомцы есть почти в каждой семье, педагог-психолог совместно с родителями и воспитателем группы оформили фотоальбом «Наши питомцы», где на фотографиях красуются животные, проживающие в домашних условиях, а дети, совместно с родителями, сочинили о них рассказы, сказки, интересные истории. Например, Ксюша Т. сочинила рассказ об аквариумных рыбках цихлидах, где называет их «желтыми лимончиками». Содержание рассказов о животных – это откровения детей, их признания в любви своим добрым друзьям-животным.

Особенностью детей дошкольного возраста является эмоциональность, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты. Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности. Ребенок мыслит, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. Если на первом этапе работы дети научатся ставить себя на место «меньшего своего брата» – животного, проживать его жизнь, прочувствовать его состояние, настроение, то дальнейшая работа над проектами «Письма животным», «Наше дерево» пройдет более интересно. А такие темы занятий, как «Биоценоз экосистем», «Пищевые цепочки», «Правила поведения в природе» становятся для понимания детей проще и доступнее.

Использование метода анималотерапии помогло детям и взрослым подготовиться к следующей форме работы, реализуемой в детском саду инструктором по физической культуре и воспитателями старшей и подготовительной групп – это туристическая деятельность (ОО «Физическое развитие»).

Целью данной деятельности является подготовка и проведение походов и мини-экспедиций (по экологической тропинке детского сада, городского парка, водоема и т.д.), в том числе, и вместе с родителями; формирование эмоционально-положительного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, содействие физическому и нравственному развитию ребенка.

Стремясь к достижению поставленной цели, необходимо выделить следующие задачи:

 помочь родителям и детям расширить знания о взаимосвязи природы родного края, общества и человека в естественных условиях, приобрести необходимые сведения о туризме, участвуя в туристической деятельности;

 формировать экологическую культуру всех членов семьи, привлечение взрослых к совместной работе;

 приучать детей соблюдать правила экологической безопасности в содружестве с родителями;

 способствовать сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению детей;

 воспитывать гуманное отношение к миру природы родного и окружающему миру в целом.

Опыт показывает, что большинство родителей не знают природы родного края, многих растений, животных, а, главное, не умеют использовать объекты природы для развития ребенка. Поэтому мы понимали, что привлечение родителей к совместной туристической деятельности будет стимулировать их интерес к естествознанию и экологии родного края, тем более, что дети задают постоянно им вопросы о тех или иных объектах природы.

Вот почему следующим этапом нашей работы стала разработка и проведение занятий по туризму, где активными участниками были родители. Некоторые из них работают инструкторами по туризму в молодежном комплексе г.Волжского. Их рассказы о видах туризма, о правилах туриста вызвали у ребят живой интерес к мини-экспедициям. Дети задавали вопросы, рассказывали о своем опыте прогулок выходного дня. Родители, которые являются по образованию врачами, участвовали в занятии на тему: «Советы доктора Пилюлькина». Они показывали и объяснили «юным туристятам», какие медикаменты необходимо взять в поход, как оказать первую помощь при травмах. Прародители (дедушки) объясняли, как правильно и быстро поставить палатку, где лучше выбрать место для костра. Дети узнали, как разложить костер в лесу и не навредить природе, изучили способы тушения костра.

Темы итоговых занятий подбирались с учетом уже имеющихся у детей знаний и были направлены на дальнейшее расширение кругозора, а также желания стать туристом – экологом.

Например:

 «Незнайка – турист» (виды туризма, правила туристов);

«Как Знайка Незнайку в поход пригласил» (выбор маршрута, одежда и снаряжение, укладка рюкзака, питание в походе, распределение обязанностей);

«Советы доктора Пилюлькина» (аптечка туриста, первая медицинская помощь в походе, питьевой режим);

«Огневичок» (где и как разбить лагерь, палатки, костры);

«Секреты мудрой Совы» (народные приметы, как ими воспользоваться туристу);

«Боровичок и его тайны» (способы ориентировки на местности, знакомство с картой лесного массива, знакомство с растениями – барометрами, растениями-часами, растениями компасами).

На территории детского сада, используя ландшафт местности, объекты экологической тропинки (различные породы деревьев, альпийские горки, уголок «Природной флоры», японский сад камней, уголок нетронутой природы и т.д.), нами были проведены развлечения с элементами путешествия. Участвуя в развлечениях «Трубка мира», «Остров сокровищ», воспитанники в играх закрепили полученные знания о туризме, научились составлять маршруты и работать по схеме экологической тропинки детского сада.

На следующем этапе работы были разработаны маршруты походов в ближайшие скверы и городской парк «Гидростроителей». Следующие походы под названием «Зимняя сказка» и «Секреты весеннего леса» являются продолжением проекта «Мое дерево». В них дети наблюдали за деревьями – родственниками березок, елей, тополей, кленов, ясеней, произрастающих не только на экологической тропинке детского сада, но и в ближайших парках и скверах города Волжского.

Для отбора содержания эколого-туристических прогулок мы выделили следующие:

выявление сезонных изменений в жизни растений и животных;

наблюдение за отдельным объектом;

выделение фрагментов естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности.

Когда дети научились адаптироваться в походах и экскурсиях по маршрутам ближайших объектов (парк, скверы), нами совместно с родителями была разработана программа мини-экспедиций, куда были включены река Ахтуба, хлебное поле, степь, озеро, лесной массив и т.д.

В заключительном походе дети совместно со взрослыми фиксировали на карте-схеме интересные объекты, открытия, сделанные детьми в предыдущем походе. Родители, активные участники всех походов, рассказывали легенды о растениях Волгоградской области, знакомили детей с их лечебными свойствами.

Результатом совместной с родителями туристической деятельности стали сочиненные сказки и рассказы, фоторепортажи, выставки рисунков, пополнение коллекций, изготовление домашней газеты, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Туристы – экологи», разработка каталога и изготовление авторских дидактических игр по краеведению в рамках реализации региональной программы «Воспитание маленького волжанина» Е.С.Евдокимовой:

 «Город в степи» – знакомство с парком культуры и отдыха гидростроителей;

 «Паспорта птиц» – классификация птиц, прилетающих на экологическую тропинку детского сада;

 «Узнай свой край» – знакомство с памятниками природы Волгоградской области;

 «Край, где мы живем» – знакомство с природными сообществами Волгоградской области;

 «Путешествие в мир фауны и флоры» – ознакомление с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Волгоградской области.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, продолжая работу по краеведению, провела ряд занятий на темы: «Дом для речных животных», «Грустная и веселая речка», «В парке», (весенний пейзаж, открытие фантанов), «Осенний парк» (коллективная лепка), «Осенняя речка», «Дома на нашей улице» (беседа), «Секреты художника» (знакомство с картинами местного художника), «Нарисуй любимый город» (поход в краеведческий музей, знакомство с историей и архитектурой города); «Экскурсия в мастерскую художника» (знакомство с творчеством волжской художницы Кирилловой Ольги Сергеевны, беседа о работе иллюстратора книги).

Таким образом, используя принцип интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие), занятия всех специалистов объединяются одной темой, однако, каждый из них при этом решает задачи собственной программы, использует свои методики и технологии.

Например, учитель-логопед, работая над лексическими темами, наряду с речевыми задачами, решает и экологические задачи. Знакомясь с темами «Фрукты» и «Овощи», педагог формирует обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи»; учит образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и т.д. – тем самым, решая речевую задачу. Параллельно на этом же занятии реализуются экологические задачи: где растут растения, этапы ухода (посадки) за ними, кто и как убирает урожай, определяется взаимосвязь растений с окружающей средой.

Работая над темой «Деревья», «Грибы», «Ягоды», учитель-логопед объясняет детям, почему листья меняют окраску, и как зависит численность животных от урожая грибов и ягод. Изучая перелетных птиц, педагог напоминает детям о взаимосвязи внешнего вида птицы и среды ее обитания, питания; знакомит детей с биоценозами водоема, леса, поля, луга и т.д.

Таким образом, решение основных логопедических коррекционных задач углубляется и расширяется экологической темой.

При отборе экологического материала, форм и методов обучения учитель-логопед учитывает дидактические принципы специальные:

для логопедического воздействия на детей группы ОВЗ :

 индивидуальный подход к детям, систематичность и последовательность логопедических занятий, активность на занятиях, наглядность;

экологического образования:

научность, доступность, интеграция, регионализм.

С лексическими темами «Посуда», «Цветы» коррекционной программы для заикающихся под редакцией С.А.Мироновой перекликаются экологические темы из блока «Камни, песок, глина», «Растения».

Одной из коррекционных задач, стоящих перед логопедом в работе с заикающимися детьми, является развитие правильного дыхания. Проведение ряда опытов в экологической лаборатории из блока «Воздух» позволяет в занимательной форме знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Это помогает сделать работу по формированию длительного выдоха более понятной детям, а характер выполнения упражнений – непроизвольным.

После экскурсии на озеро учитель-логопед организовала с детьми в подвижную игру «Цапля и лягушки», в которой решала следующие логопедические задачи: воспитание силы и высоты голоса, выполнение требований, исходящих не только от взрослых, но и от товарищей. В игру учителем-логопедом внесен ряд экологических элементов. «Лягушки» не просто прыгали, но и ловили стрекоз, комаров (т.е. питались, плавали, ныряли). А ребенок, исполняющий роль «цапли», шагал, высоко поднимая колени, стоял на одной ноге, «летал». Дети закрепляли в игре полученную информацию о жизни лягушек и цапли, о взаимосвязи между образом жизни, внешним видом, питанием и средой обитания. Используя в своей работе с детьми «ящик ощущений», учитель-логопед развивала речь детей, сочиняя экологические сказки о ракушках, камешках, собранных в походах для создания коллекций для мини-музея природы.

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда с заикающимися детьми во многом определяется участием в ней родителей, так как семья с ее естественными психолого-педагогическими реабилитационными воздействиями является первичной и прочной основой воспитания личности заикающегося и закрепление его правильной речи. Элементы экологии учитель-логопед вносит и в совместное выполнение домашних заданий. Дети вместе с мамами и папами рисуют животных родного края и их детенышей, составляют описательные рассказы о птицах различных природных сообществ (водоем, лес, луг и т.д.) Волгоградской области, придумывают сказки природоведческого характера, т.е. используя дома предложенный материал, родители не только закрепляют речевые навыки и знания, полученные на логопедических занятиях, но и повышают свою экологическую культуру, опираясь на принцип краеведения.

Музыкальному руководителю, реализуя принцип краеведения, необходимо включать в занятия музыкальные произведения о живой и неживой природе (о животных, растениях, насекомых, птицах, речке, родном крае и т.д.), при этом решать задачи собственной программы и программы экологического воспитания дошкольников.

Например, работая над проектом «Водоемы родного края, воспитатели знакомили детей с проблемой загрязнения реки Ахтубы, причем, занятие по экологии включало театрализованную, игровую деятельность, экспериментирование, беседу, просмотр видеофильма, похода на берег речки и его обсуждение. Затем дети в музыкальном зале изображали различных водных животных и растений (рыбы и водные растения волжских озер, рек Ахтубы и Волги), танцевали, знакомились с музыкальными образами, изображали звуки природы при помощи музыкальных инструментов.

При этом музыкальный руководитель выполнял задачи своей программы: ознакомление с программными произведениями, закрепление танцевальных движений, выработка чувства ритма, координации, знакомство с разнообразием музыкальных инструментов. В изостудии же при индивидуальном сопровождении педагога дополнительного образования дошкольники отражали «настроение» реки при помощи красок, используя различные способы и технических приемы.

При этом педагог дополнительной деятельности также решал свою задачу: дети знакомились с различной техникой и способами рисования, оттенками цветов, репродукциями картин волжских художников.

И, наконец, инструктор по физической культуре, занимаясь по своей программе, провел подвижную игру, но содержание игры связано с общей экологической темой: на столе были разложены карточки с изображением животных природных сообществ России. Среди них одна команда выбирала карточки с изображением речных животных родного края, другая – морских животных. Педагог дополнительного образования по театральной деятельности поставил с детьми старшей и подготовительной групп по данной тематике два спектакля: «Жила – была Речка» и «История одного пруда», где не только учила детей «вживаться» в образы обитателей водоемов родного края, но и обсуждала с детьми взаимосвязь растений и животных, роль каждого из них в жизни экосистемы пруда, влияние человека на «жизнь» водоемов.

Спектакли «Травинка – путешественница», «Все друг другу нужны», «В гости к дереву», «Наш адрес – не дом и не улица» являются итогом интегрированной деятельности по краеведению.

Реализуя принцип краеведения, необходимо помнить о том, что для его осуществления необходимо подбирать объекты, явления, доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

Координируя деятельность педагогов, конкретизирующих принцип регионоведения с учетом географической, этнографической и другой специфики региона, необходимо соблюдать специфику экологического образования: интегрированный подход воспитательно-образовательного процесса.

Русский поэт Ф.Тютчев писал: «Не то, что мните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода./В ней есть любовь, в ней есть язык».

А.М. Федотова отмечает, что познание законов экологии в дошкольном возрасте должно осуществляться на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей и при непосредственной интеграции образовательного процесса и тесной координации педагогов, родителей и воспитанников [8,с.42].

Литература:

  1. Белая К.Ю. Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста. //Справочник воспитателя. – 2013.- № 6.- С. 6-8
  2. Благосклонов К.Н. и Авилова К.В. «Город и природа» – М.: Изд-во ЦОДП, 2002 – [Сер. «Охрана живой природы»] – С.183
  3. Гидревич Е.В. Социальное партнерство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования.//Справочник воспитателя. – 2014.- № 7.- С. 20-26.
  4. Марфенин Н.Н., Метаморфозы экологического мировоззрения /Н.Н. Марфенин // Философия экологического образования / Под ред. И.К.Лисеева – М.:Прогресс-традиция, 2001.С.72-89
  5. Моисеев Н.Н. Современность сквозь призму экологии – Н.Н. Моисеев // Зеленый мир, 1996, № 7
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
  7. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  8. Федотова А.М. Формирование представлений о животном мире/ А.М. Федотова//Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – Пермь, 1990
  9. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей. – Волгоград: Издательство «Перемена», 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, детский сад, окружающая среда, животное, экологическое мировоззрение, экологическое образование, волгоградская область, задача, экологическая тропинка.


Похожие статьи

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Актуальный вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского образовательного учреждения метода проектов

Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Похожие статьи

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Актуальный вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского образовательного учреждения метода проектов

Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Задать вопрос