Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Салова, А. В. Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / А. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 606-607. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114913/ (дата обращения: 30.06.2024).



В процессе усовершенствования системы образования складываются новые условия обучения детей, в том числе детей, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Как известно работа учителя-логопеда требует творческого подхода. В современном мире с каждым годом расширяются возможности в применении различных ИКТ-технологий. Особенности современных детей диктуют нам необходимость поиска новых форм проведения логопедических занятий, применения творческих заданий в работе над коррекцией устной и письменной речи. Кроме коррекции речевых нарушений учитель-логопед работает над развитием высших психических функций: мышления, воображения, памяти, внимания. Известно, что даже у современных нормотипичных детей отмечается низкий уровень развития словарного запаса, бедность речевого высказывания, низкий уровень мотивации к обучению. В целях мотивации, повышения интереса и эффективности речевого развития — логопедическую помощь лучше осуществлять в контексте игры. На сегодняшний день самыми востребованными среди обучающихся являются интерактивные формы образовательного процесса, одна из которых квест-технология увлекательная игра с приключениями.

Понятие квест появилось относительно недавно — в 1990-х г. но несмотря на это, слово «квест» имеет более древнюю историю. Оно происходит от английского слова «quest», которое переводится как «поиск», «поход», «приключение». Это разновидность игр, требующих от участников решения умственных задач для продвижения по этапам игры. В педагогике квест — это выполнение проблемного задания с элементами игры.

По своей структуре образовательные квесты классифицируются на:

— последовательные квесты, в данном виде квеста шаг за шагом предлагаются головоломки, проходя которые поэтапно, участники получают подсказки для прохождения следующего задания;

— квесты-проекты, данный вид квестов позволяет организовать исследовательскую деятельность учащихся в игровой форме;

— квесты-бродилки, где нужно не только пройти этап, но и собирать подсказки, которые, пригодятся в выполнении следующих заданий.

В работе учителя-логопеда квест-технологии выступают в качестве развивающей игры, в котором учащимся предлагается найти решение поставленных педагогических задач для продвижения на данном этапе. Организацию и содержание этапов квеста необходимо выстраивать в соответствии с программным содержанием, индивидуальными возможностями группы, либо отдельного ребенка. Обучающимся должны быть четко представлены цель и задачи предлагаемой игры, к которым нужно стремиться.

Цель предлагаемого квеста определяет особенности и правила заданий.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи: образовательная (путем вовлечения школьников в творческий процесс), развивающая (развивать интерес, творческие способности, высшие психические функции) и воспитательная (воспитывать личную ответственность за выполнение работы).

Квесты отличаются друг от друга по следующим компонентам:

— по числу участников: одиночные и групповые;

— по продолжительности: кратковременные и долговременные;

— по содержанию: сюжетные и несюжетные,

— по структуре сюжетов: линейные (содержание построено по цепочке); штурмовые (игрок решает цепочку заданий и в конце собрает их воедино); кольцевые (ученик проходит квест по траектории в форме круга и в конце вновь возвращается в отправную точку).

На данный момент существую различные формы организации квестов: путешествие, детектив, журналистское расследование, научное исследование и другие.

Основа квеста — это маршрут, для его составления можно использовать различные варианты:

— маршрутный лист (на котором последовательно прописаны станции, с местом их расположения, либо какие-то задания: загадки, ребусы и др., ответом на которые и будет являться то место, куда нужно будет последовать далее);

— «волшебный клубок» (на обычный клубок можно прикрепить записки с названиями мест, куда нужно следовать. Поэтапно дети разматывают клубок и проходят от станции к станции);

— карта (схематически нарисованный маршрут следования);

— «волшебный экран» (ноутбук или экран проектора, где последовательно расположены фотографии мест, куда нужно следовать участникам);

— интерактивные квесты (данные квесты учащиеся проходят какой-то определенный период времени, например, в течение месяца каждую неделю детям дается задание, которое нужно выполнить и ответ отправить на нужный адрес или прикрепить его в определенной социальной сети. Задания, которые предлагаются детям также могут быть различными, например, созданные с помощью интерактивных сервисов: LearningApps, квестодел и др., разработка и видеозапись определенных заданий, создание фотоколлажей и многое другое).

Квест-технология в работе учителя-логопеда может применяться для развития всех компонентов речи: квест-игры для коррекции лексико-грамматических категорий, задания на звуко-буквенный анализ и синтез, слоговую структуру слова и другое; квесты для обогащения пассивного и активного словаря на определенную тему; квесты на развитие фонематических процессов и связной речи и многого другого. Все зависит от поставленных педагогических задач учителя-логопеда.

Также квесты могут быть применены для коррекции нарушений письма и чтения и использовать их на любом этапе логопедической работы.

Процесс внедрения в практическую деятельность квест-технологий помогают обучающимся с нарушениями устной и письменной речи преодолевать в себе неуверенность, способствуют развитию речевых процессов, высших психических функций, расширению словарного запаса, умению работать в команде.

Обучение с использованием квест-технологий в работе учителя-логопеда положительно сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной работы.

Таким образом, можно выделить следующие достоинства квест-технологий:

— позволяют учителю-логопеду строить свою работу в современном интересном формате с учетом интересов детей;

— позволяют путешествовать к определенной цели, которую нужно достичь через преодоление трудностей, это учит упорству и достижению определенных целей;

— возможность применения в квесте разнообразных речевых заданий, как устного, так и письменного плана;

— создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик сможет почувствовать свою значимость и успешность;

— игра всегда является привлекательной для детей, что позволяет активизировать внимание и развитие познавательного интереса при выполнении предложенных заданий;

— выполняя групповые задания, школьники учатся слушать и слышать собеседника, оценивать свою работу, учиться помогать друг другу. Квест-технологии помогают развивать такой навык как сотрудничество;

— участникам предоставляется возможность проявлять свои знания и способности, что создает момент соревновательности, неожиданности, творчества;

— квест-технологии дают педагогу возможность разнообразить учебный процесс.

Из проблем в применении квест-технологии, пожалуй, можно выделить только одну — это большое количество времени на подготовку и разработку квеста. Но считаю, что результат того стоит, так как работа с современными детьми требует современных решений.

Литература:

  1. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Информационные технологии в образовании-99. — Режим доступа: http://ito.edu. ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения: 28.05.2024).
  2. Воробьёв, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. А. Воробьёв. — Пятигорск, 2004. — 220 с.
  3. Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева // Управление начальной школой. — 2011. — № 12.
  4. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015. — № 1–2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=20247 (дата обращения: 28.05.2024).
  5. Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология: / С. А. Осяк и др.//Современные проблемы науки и образования. — 2015
  6. «Педагогическая технология: образовательный квест в школе», авторами которой являются Дементьев И. А., Зубко С. П., Каратаева А. М. и Кособокова Т. Ф.
  7. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е. С. Полат — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, квест, письменная речь, работа учителя-логопеда, развитие, ребенок, словарный запас.


Похожие статьи

Задать вопрос