Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи / Е. И. Угрюмова, А. А. Павлова, В. В. Сергеева, Л. М. Беловодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97395/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время задержка развития речи детей в начальной школе, к сожалению, не редкий случай. С такими детьми педагог физической культуры ведет тщательную работу не только при взаимодействии с классным руководителем, но и с педагогами коррекционной направленности. От успешного сотрудничества и взаимопонимания специалистов этих направлений зависит качество жизни ребенка в будущем.

Как давно известно, научными фактами при ряде речевых нарушений у детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук (развитие мелкой моторики). Под действием физических упражнений, двигательной активности, в организме ребёнка появляются новые нейронные соединения, которые благоприятно влияют на развитие речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирует речевое развитие, повышает работоспособность коры головного мозга и мышления ребенка.

Работа с обучающимися начальной школы имеет ряд особенностей, в частности донесение информации через подвижные игры, эстафеты или весёлые старты. Материал для детей должен быть понятен и полезен. Каким же образом помочь ребёнку с задержкой речевого развития в рамках занятий физической культурой или внеурочной деятельности по спортивной направленности? Мы нашли выход из этого положения. Важный фактор в школе, по нашему мнению, играет момент психологической зрелости детей. В этом возрасте дети периодически начинают дразнить сверстников, которым новый материал даётся чуть тяжелее. Мы приняли решение включать ряд упражнений в каждое занятие для всего класса.

Хочется представить интерактивное пособие для обучающихся начальной школы «карточки-схемы с использование массажёров Су-Джок и массажных мячиков». Карточки-схемы представлены в двойном экземпляре каждого типа рисунка. На карточке кружками размечены два круга разных цветов (шарика Су-джок), которые необходимо взять ребёнку быстрее соперника на плоской поверхности обучающийся должен проделать определенные манипуляции с шариками, которые также прописаны на карточках-схемах.

Пример: Красный и синий шарик необходимо катать кругами 8 раз в разные стороны. Обучающийся выполняет эти упражнения, проговаривая количество раз, возвращается в команду и передаёт эстафету.

Карточки-схемы представлены в двойном экземпляре 20 карточек, сложенных по трем уровням сложности:

– Используются шарики Су-Джок прописанные с количеством манипуляций, которые необходимо произвести (прокатить вправо-влево, вперед-назад, по кругу по часовой или против часовой стрелки несколько раз);

– Используются один шарик Су-Джок, один шарик массажёр размера побольше. (для обучающегося все мячи разных размеров находятся в одном контейнере, усложнение заключается в работе на внимательность и в сложности выполнять манипуляции предметами разного размера);

– Используются три мяча Су-Джок и один массажный мячик. Обучающий выполняет сначала манипуляции с малыми мячами параллельно, а затем с одним большим массажным мячом рукой, которую заранее обговаривает учитель по физической культуре.

Помимо этих уровней усложнением является то, что на некоторых карточках- схемах мячики Су-Джок представлены двух цветов из двух половинок (синяя половинка и зеленая половинка), обучающийся должен разделить мячик Су-Джок одного цвета и составить нужный по карточке-схеме.

В чём же мы нашли положительные моменты использования таких карточек-схем:

– мы можем использовать как отдельную эстафету в конце урока на внимательность;

– так и в рамках оного из этапов более большой эстафеты;

– пользоваться может не только учитель по физической культуре, но и классный руководитель, педагог-логопед, педагог-дефектолог;

– карточки-схемы с использование массажёров Су-Джок и массажных мячиков — это компактное и легко переносимое пособие;

– можем использовать как на уроках, так и на внеурочной деятельности, днях здоровья с родителями.

Мы пришли к использованию Су-Джок терапии и массажных мячиков потому, что как всем давно известно, наша речь на кончиках наших пальцев. Такими массажными движениями мы стимулируем работу важных точек, помогая обучающемуся прогрессировать в работе с задержкой развития речи и развитию мелкой моторики.

Также одним из часто используемых методов в работе с детьми с задержкой развития речи мы используем логопедические квесты, которые представляют собой различные станции на территории образовательного учреждения. Станции формируем исходя из затруднений обучающихся, но включают они в себя нормативы ГТО и задания на развитие сложных звуков.

«Меткий стрелок». Станция для развития техники метания малого мяча, попадания точно в цель ставим две корзинки на которых намечены сложные звуки или буквы (например «Ш», «Щ»; на расстояние два-три метра, на мячи наклеиваем сложные звуки или буквы (например «Ш», «Щ».). Задача обучающихся взять мячи из общей корзины, проговорить попавшийся звук или букву и с правильной техников забросить в одноименную корзину. Учитывается на станции как работа с правильным произношением звуков или букв, так и с попаданием в цель.

«Рассечь воздух и подуть». Станция для тренировки техники прыжка в длину с места и развития струи воздуха. Для станции понадобится разметка для прыжков в длину с места, стол, картинки с предметами в которых имеются сложные звуки, песок сверху картинок, трубочки коктейльные по количеству детей.

Задача детей от линии старта с правильной техникой выполнить прыжок в длину с места, добежать до стола с картинками сдуть трубочкой песок с картинки и правильно произнести слово. Усложнить станцию можно не картинками с карточками, а предложениями со сложными звуками.

«Стальной пресс». Станция для станции нам понадобится мат или гимнастический коврик, текст на определенную тему, которую обучающийся проходит с логопедом. Задача ребёнка правильно прочитать весь текст за каждую ошибку, он получает определенное количество штрафных баллов, которое переводится в количество отжиманий. Например, 3 ошибки равносильны 6 отжиманиям по всем правилам сдачи данного норматива ГТО.

«Соотнеси и пробеги». Станция для развития техники челночного бега. Педагог расставляет фишки с различными буквами, которые в итоге должны представлять собой слово по территории. Задача ребенка как можно быстрее собрать к линии старта все фишки и собрать правильно слово без ошибок. Усложняться задание может для работы в командах фразами из стихотворений, пословиц поговорок, которые обучающиеся должны составить правильно.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что творческий подход в развитии обучающихся и плодотворная работа с педагогами и родителями дают большие результаты в развитии ребенка. Задания на станциях могут быть совершенно разные и варьироваться в зависимости от возрастной категории детей и их нарушений. Такие методы работы показали свою положительную динамику и заинтересованность обучающихся, как к двигательной, так и умственной активности. А самое главное, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Бельгибаева Г. К. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения Су-джок терапии / Г. К. Бельгибаева, С. О. Казангапова // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2/3. — С. 322–324.
  2. Бердникова О. В. Развитие речи детей 5–6 лет посредством развития мелкой моторики // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 5. — С. 133–138.
  3. Егорова Т. С. Су-джок терапия как средство коррекции нарушений речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей: сб. науч. ст. — Чебоксары, 2015. — С. 46–49.
Основные термины (генерируются автоматически): станция, физическая культура, обучающийся, внеурочная деятельность, двойной экземпляр, задержка развития речи, классный руководитель, мелкая моторика, начальная школа, речевое развитие.


Похожие статьи

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Похожие статьи

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Задать вопрос