Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лоншакова, Н. Ю. Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Ю. Лоншакова, Т. И. Лобанова, Т. Г. Шайдорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 307-311. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54239/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.

В. А. Сухомлинский

В современном мире наблюдается заметное увеличение количества детей с нарушениями речи. Кроме того, часто речевой дефект усложняется сопутствующей патологией, начиная от задержки интеллектуального развития и заканчивая нарушениями поведения.

Конечно же, без профессиональной помощи всех специалистов ДОУ (педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинского работника) коррекционно-образовательная деятельность учителя — логопеда не представляется возможной. Взаимодействие — обмен мыслями, переживаниями, общение.

Наша задача — создать единое коррекционное пространство для ребенка с нарушениями речи, что будет способствовать реализации принципа комплексности в современной педагогике. Таким образом, темпы общего и речевого развития детей становятся более высокими, эффективность специального обучения повышается, улучшается функциональная готовность детей к школьному обучению, адаптация к новым условия образования.

Воспитатели, взаимодействуя с ребёнком с нарушениями речи, соблюдают единый речевой режим в непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов, развивают мелкую моторику, осуществляют индивидуальную работу с детьми по заданию учителя — логопеда.

Педагог — психолог осуществляет коррекцию основных психических процессов. Включает в свои занятия упражнения, способствующие снятию состояния тревожности. Дети становятся более уверенными в себе, повышается их самооценка.

Музыкальный руководитель работает над речевым дыханием и голосом, интонационной выразительностью речи. Автоматизирует ранее поставленные учителем — логопедом звуки.

Медицинский работник помогает всем специалистам ДОУ изучить анамнестические данные воспитанников и учитывать состояние их здоровья в ходе коррекционно-образовательного процесса.

Хотелось бы более подробно остановиться на взаимодействии учителя — логопеда с инструктором по физической культуре.

Совместная работа осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Развитие речевого дыхания. В физкультурные занятия в обязательном порядке включаются упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание, сочетание речевого и неречевого выдоха, а также длительность и плавность выдоха.
  2. Развитие моторики:

– Развитие общей моторики (использование речевых игр; речи, сопряжённой с движениями и т. д.).

– Развитие мелкой моторики (включение в занятия статических и динамических упражнений для развития ручной и пальчиковой моторики).

– Развитие артикуляционной и мимической моторики (как правило, осуществляется логопедом, но в физкультурные занятия можно включать такие упражнения, как «Индюк», «Лошадка» и другие подобные им упражнения в игровой форме, а также фрагменты мимической гимнастики).

– Развитие чувства ритма (упражнения, требующие выполнения движений в такт заданному ритму и способствующие воспроизведению ритмического рисунка по памяти).

В каждое своё занятие инструктор по физической культуре включает те или иные упражнения, способствующие максимально возможному выравниванию речевого и физического развития детей.

Нами разработан и успешно используется в практической деятельности план взаимодействия с инструктором по физической культуре. При составлении данного плана были использованы материалы из пособия О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5–6 лет». План включает в себя перечень голосовых и дыхательных упражнений, а также подвижные упражнения в сочетании с речью в соответствии с лексическими темами в порядке их изучения в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Польза такого сотрудничества учителя — логопеда и инструктора по физической культуре проявится не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Перспективный план работы инструктора по физической культуре встаршей группе сТНР

Недели

Темы

Дыхательные упражнения

Подвижные упражнения

Сентябрь

3

Детский сад

Игра «Подуй, как ветерок» (вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке).

Солнце скрылось за домами («солнышко» над головой),

Покидаем детский сад (шаги на месте).

Я рассказываю маме (показывают на себя, потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят (показываю на себя, потом на других ребят).

Как мы хором песни пели, как играли в чехарду, что мы пили, что мы ели, что читали в детсаду (далее движения по тексту).

4

Игрушки

– Игра «Фокус» (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони).

– Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: о-о-о. Резко опустить руки вниз и произнести коротко: о.

Я люблю свою лошадку (скачут на воображаемой лошадке),

Причешу ей шерстку гладко (поглаживающие движения сверху вниз по туловищу),

Гребешком приглажу хвостик («гладят хвостик»),

И верхом поеду в гости (скачут на воображаемой лошадке).

Октябрь

1

Осень

Игра «Погреем ладошки» (выдох на ладошки с произнесением звука У).

Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой),

Ветер в поле поет (изображают рупор),

Дождик моросит (взмахи руками перед собой),

Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте).

Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек).

2

Овощи

Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести протяжно: «ма-а-а-а»

Огород у нас в порядке — мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород, поливали огород (действия по тексту).

В лунках маленьких не густо рассадили мы капусту («сажают»).

Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх).

А теперь ей тесно белой (руки разведены в стороны),

Говорит — посторонись! (отталкивающие движения руками).

3

Фрукты

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «а-а-а». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести «у-у-у». Резко развести руки и коротко произнести: «а», соединить: «у».

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)

Посажена была («сажают» яблоню).

Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок).

Весною расцвела («цветок» распускает лепестки).

Следил наш старый дедушка, известный садовод (изображают старого дедушку с палочкой).

Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)

Румяный сладкий плод (пощипывают щеки).

4

Сад — огород

Протяжно произнести звук А, затем звук У.

На веселом огороде лук, и редька, и чеснок, закружились в хороводе влево-вправо — скок-поскок! (идут по кругу, взявшись за руки).

И капуста не дремала — пела песни и плясала (ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя);

И включился в дружный хор тугощекий, алый-алый, разудалый помидор (надувают щеки и выставляют ножки, руки держат на поясе).

— Ведь и я не тугоухий! –засмеялся бурачок. И с морковкой-хохотухой пляшет танец «Крыжачок» (кружатся парами).

Ноябрь

1

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Вдохнуть и на выдохе произносить: «о-о-о-о».

Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем (маршируют).

В шапочке нарядной, светло-шоколадной (изображают шапочку).

Ты не прячь, грибок (закрывают лица руками),

Под листок свой бок! (руки на поясе).

2

Перелетные птицы

– Вдохнуть и на выдохе произносить: И-И-И-И.

– Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ-И-И-И.

Опустел скворечник, улетели птицы (машут руками, как крыльями),

Листьям на деревьях тоже не сидится (приседают).

Целый день сегодня все летят, летят (встают, идут по кругу и машут руками).

Видно, тоже в Африку улететь хотят (бегут по кругу).

3

Одежда

Вдохнуть и на выдохе произносить: А-а-а-О-о-о-У-у-у.

Шапка шерстяная, наверху помпон (изображают шапку и помпон),

Круглый, словно мячик, и пушистый он («круглый мячик»).

Есть еще у шапки отворот цветной (показывают отворот «ушей» у шапки),

В этой шапке можно бегать зимой (бегут).

Бабушка вязала шапку не спеша («вяжут спицами»),

Шапка шерстяная вышла хороша (руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку).

4

Обувь, одежда, головные уборы

Глубоко вдохнуть и на выдохе протяжно произносить: Н-а-а-а-а.

Туфельки нарядные (правая нога вперед, на носок),

Туфельки парадные (левая нога вперед, на носок),

Лаковые, с ремешком (правая нога вперед, на пятку),

И подошва с каблучком (левая нога вперед, на пятку).

Туфли Маше в самый раз, можно выходить на пляс (руки на поясе, «пляшут»).

Декабрь

1

Ателье

– Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем (руки на диафрагме).

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем.

– Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «М-а-а-а».

Мастера пустили в дело (шагают на месте)

Иглы, ножницы, утюг («шьют», «режут», «гладят»).

За шитье взялись умело («шьют»)

Много быстрых, ловких рук (перекрестные движения руками перед собой).

Получайте свой заказ! (предлагают заказ)

Все по мерке, в самый раз (движение руками от головы до ног).

2

Зима. Зимние забавы

– Игра «Сдуть снежинки с варежки».

– Работа над голосом. Болит зуб — о-о-о; охаем: ох-ох; пропевание гласного О — тихо, громко.

Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).

Он превратится в толстый ком (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком),

И станет ком снеговиком («рисуют» снеговика из трех кругов разного размера).

Его улыбка так светла! (показывают улыбку).

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держа воображаемую метлу).

3

Мебель.

Части мебели

Работа над голосом:

А-О-У

А-О-У

А-О-У

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (дети идут по кругу друг за другом).

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши):

Под столом ремень и брюки (приседают),

Не в шкафу рубаха («рисуют» четырехугольник),

Николай — неряха (грозят пальчиком и качают головой).

4

Семья

– Упражнение «Ныряльщики»: глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть» — присесть. Встать — выдох.

– Выделение голосом ударного слога:

Ка — ко — ку

Ка — ко — ку

Ка — ко — ку

Устала наша бабушка (дети стоят в кругу),

Присела на порог(приседают):

«Куда пропал, куда пропал, куда пропал внучок?» (берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону)

Подумала, поохала, потом тихонько встала (встают),

Пошла вокруг да около искать внучка сначала (идут по кругу друг за другом).

5

Новогодний праздник

Произнесение скороговорок со сменой ударения:

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

Ждут красавицу колючую (рисуют руками елочку) в каждом доме в декабре («дом»).

На ветвях зажгут фонарики («фонарики»),

Искры брызнут в серебре (руки над головой, пальцы растопырены).

Сразу станет в доме празднично, закружится хоровод (берутся за руки и становятся в хоровод).

Дед Мороз спешит с подарками — наступает Новый год (идут по кругу с воображаемым мешком за плечами).

Январь

3

Зимующие птицы

– Упражнение «Ныряльщики». Дети разводят руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая, («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Упражнение выполняется 2–3 раза.

– Работа над голосом: пропеть гласные А, Э. Затем то же самое с поворотом головы вправо-влево.

Зарумянились кустарники не от утренней зари (пощипывают щеки).

Это красные фонарики («фонарики»)

Засветили снегири (взмахнуть руками, как крыльями).

Чистят перышки пунцовые («чистят перышки»),

Воду пьют из родника («пьют»).

Переливы бубенцовые мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши).

4

Дикие животные зимой

Произнесение слоговых рядов со сменой ударения:

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Вот летят, кружась, снежинки (взмахи руками, разведенными в стороны)

Кружевной плетут узор (вращательные движения рук перед собой),

На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)

Ляжет сказочный ковер (широко разводят руки в стороны).

Кто теперь заметит зайку в белой шубке на снегу? (поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга).

Ну-ка, где он? Угадай-ка, в поле или на лугу? (приседают, прячут лицо, показывают влево и вправо).

Февраль

1

Почта

Звуком Э спеть знакомую детям песенку.

На скамейку я встаю, еле ящик достаю (поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх).

Открываю ящик, голубой, блестящий («открывают»).

Посыпались из ящика письма настоящие (приседают — встают с вытянутыми вперед руками).

2

Транспорт

Работа над голосом:

а — о — у

а — о — у

а — о — у

(выделяем голосом заданный звук)

От зеленого причала оттолкнулся теплоход (шаг вперед, руки опущены).

Он назад шагнул сначала (два шага назад).

А потом шагнул вперед (два шага вперед) –

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход (руки вытянуты вперед и сомкнуты — это «нос» теплохода, движения по кругу мелкими шажками).

3

Комнатные растения

Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо).

На солнечном окошке («солнце» над головой).

Фиалка расцвела («цветочек») –

Лиловые цветочки тихонько подняла (взмахи рук снизу вверх).

Средь листьев она прячется, не любит лезть вперед (закрывают лицо руками),

Но всякий к ней наклонится (наклоняются, не касаясь руками пола)

И бережно возьмет (тихонько встают).

4

Наша армия

Работа над голосом: волк воет — в-в-в; филин кричит — фу-бу, фу-бу, самолет летит — у-у-у.

В пограничников играем, землю нашу охраняем (идут друг за другом, маршируя).

Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой (бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием).

Мы — танкисты, санки — танки, враг — сугробы под горой (идут друг за другом, приложив руку к голове — козырьку).

Литература:

  1. Гомзяк О., С. Говорим правильно в 5–6 лет. Конспекты фронтальных занятий. — Москва: ГНОМ, 2014. — 126 с.
  2. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. — Москва, 2015. — 317 с.
  3. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. — СПб: Детство-пресс, 2010. — 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рука, физическая культура, голова, круг, ребенок, упражнение, взмах руками, кип пик, нарушение речи, речевое дыхание.


Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога)

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию

Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога)

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию

Задать вопрос