Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 1353 раза

Библиографическое описание:

Каримова, Н. В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/848/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мама мне сказала: «В среду мы поедем к логопеду.

Будем звуки изучать, язычок учить «рычать» ".

Я подумал: " Ой-ой-ой! Что же будет там со мной?

Может, мне дадут таблетку?

Нарисуют йодом сетку?

Как «рычать " я научусь?

Логопеда я боюсь».

Но в ответ сказала мама,

Чтоб сомнения прогнал я.

Логопед ребятам друг,

Он для них спасенья круг.

Он таблетками не лечит,

Учит он красивой речи! "

И тогда ответил я:

«С логопедом мы друзья!

Безусловно, в эту среду

К логопеду я ПОЕДУ! "

Автор стихотворения Каримова Н. В.

Ваш малыш растет и каждый день радует новыми успехами. Вот уже и «трудный» звук научился выговаривать. Но поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Одним из этапов является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности. Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей. Часто логопеды и воспитатели используют стихи для закрепления определенных звуков. В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту:

 выбрать слова с определенным звуком, например, со звуком РЬ.

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

(автор Каримова Н. В.)

 угадать, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении.

Чудак Чук чернику ел,

Черным стать он захотел.

(автор Каримова Н. В.)

 предложить ребенку закончить строку словом с нужным звуком.

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему…..(тапки)

(автор Каримова Н. В.)

На этапе дифференциации звуков логопед и воспитатель также могут использовать стихотворения. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить «озорные звуки», а затем повторить стихи правильно. Например:

Мышонок тащит в норку

Сухую хлебную горку (корку).

(автор Каримова Н. В.)

Лежит Антон на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над развитием интонационной выразительности речи. Поэтому логопед может предложить ребенку наряду с проговариванием отхлопывать или отстукивать ритм стихотворения, проговаривать фразы под медленную музыку, под маршировку, изменять интонацию в зависимости от содержания текста. В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.

Мы с подружками играем

И картинки называем:

Рак, ракета, раскладушка,

Роза, радуга, ракушка,

Рыба, робот, пирожок.

Повтори и ты, дружок.

Рис.1. Опорные картинки к стихотворению Каримовой Н. В. «Игра»

На более поздних этапах работы можно предложить ребенку на выбор любые картинки, по которым малыш вспоминает и рассказывает полюбившиеся стихотворения. Творческий подход в работе логопеда помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Для практикующих логопедов, а также воспитателей и родителей я предлагаю свои авторские стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Р-Л

Что, трусишка, загрустил? —

Я у заиньки спросил.

— Я от волка убегал

И морковку потерял.

Л— Р

Плыл на лодочке Платон,

В речку он крошил батон.

Рыбы съели полбатона,

Славный завтрак от Платона!

-Ш-

У Петруши каша есть,

Он не смог ее доесть.

Поделился с кошкой Машей,

Рада Маша вкусной каше.

-Р-

Мудрый ворон из Парижа

Не хотел, как все, картавить.

Пригласил он логопеда

«эр» французский ему править.

- Х -

Хома похудеть хотел,

Хлеб, халву хомяк не ел.

-Я-

Я иду с сестрой гуляю,

Громко ямы я считаю:

«Яма, яма, яма….Ой!»

Я пойду теперь домой.

-Л-

Еле-еле ела Лена,

Елка вырасти успела.

Р— Л

Мы копали огород,

Помогал нам в этом крот.

Он проделал это ловко,

Вырастет у нас морковка.

-К-

У Кати кот был необычный,

Кот лакал компот клубничный.

-Ш-

Гоша вышел из сторожки,

Чтоб набрать себе морошки.

Долго по лесу бродил,

Ягод он не находил.

А когда нашел морошку,

Крикнул: «Я забыл лукошко».

-Ч-

Рисовали девочки

Кофточки и ленточки,

Вазочки, цветочки,

Заколочки, платочки.

J- ЛЬ

Ежевику ела Лена,

Ей малина надоела.

-З-

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему тапки.

-Ч-

Черепаха чует носом-

Чай разносят на подносах.

-Л-

Я клубнику посадила,

Я клубнику подрастила.

Сорвала, помыла,

Ладу угостила.

- Ш-

У Паши жила кошка,

Играла на гармошке.

А пес его Тимошка

Хлопал ей в ладошки.

-Ж -

Жаба жадною была,

Жаба жадиной слыла.

Комаров и мошек жаба

Никому не отдавала.

-С-

Катит Соня самокат.

Самокат купил ей брат.

Самокат хорош у Сони,

Теперь Соня всех обгонит.

-Ш-

Наша Маша сшила мишке

Шубу, шорты и штанишки.

Л-Р

Перед зеркалом вертелась

Оленька трехлетняя.

Она платье примеряла

Кларочкино летнее.

Ш— С-Ж-З

Заказал жук у ежа

Для жены галошки.

Ежик сшил им, не спеша,

Новые сапожки.

-ЛЬ-

Лежит в коляске лялечка,

Назвали ее Алечка.

Все Алечку жалели

И песенки ей пели.

З-Ж

Я сижу, весь день тужу.

Со звуком «Ж» я не дружу.

Медом я язык намажу,

Может, зажужжу я сразу.

-Р-

Рано утром встал Егор

Мастерить себе забор.

-Ц-

Для певца и для певицы,

Для царя и для царицы,

Для цыгана и девицы

Свяжет Циля рукавицы.

Р-Л

Шла по улице матрешка

И заслушалась немножко,

Как на ветке соловей

Зазывал к себе гостей.

-Ш-

Кошка позвала подружку,

Петушка загнать в клетушку.

Ч-ТЬ

Шарик наш — любитель чавкать

И на Тему громко тявкать.

-Р-

Нес сырок на урок

Сообразительный сурок.

Но не съест сырок сурок,

Пока не кончится урок.

-РЬ-

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

Р-Л

Тарики-барики,

Испекла лиса сухарики.

Зайку пригласила,

Прощенья попросила.

Л-ЛЬ

Любила Полинка лесную малинку,

А рыжий Тимошка любил есть морошку.

-Ч-

Я «Растишку» уплетаю,

Вырасти большим мечтаю.

Космонавтом стать хочу-

На Луну я полечу.

Занимательный речевой материал по закреплению в речи правильного произношения звуков поможет сделать процесс автоматизации увлекательным и эффективным, развить речевые и творческие способности ребенка, его коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 222с.
  2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., Издательство «Союз», 2000.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил
Основные термины (генерируются автоматически): логопед, вкусный маковый сухарик, заучивание стихотворений, звук, Лена, ребенок, стихотворение.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Задать вопрос