Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием
Автор: Каримова Наталья Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 30.03.2016
Статья просмотрена: 1362 раза
Библиографическое описание:
Каримова, Н. В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/848/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мама мне сказала: «В среду мы поедем к логопеду.
Будем звуки изучать, язычок учить «рычать» ".
Я подумал: " Ой-ой-ой! Что же будет там со мной?
Может, мне дадут таблетку?
Нарисуют йодом сетку?
Как «рычать " я научусь?
Логопеда я боюсь».
Но в ответ сказала мама,
Чтоб сомнения прогнал я.
Логопед ребятам друг,
Он для них спасенья круг.
Он таблетками не лечит,
Учит он красивой речи! "
И тогда ответил я:
«С логопедом мы друзья!
Безусловно, в эту среду
К логопеду я ПОЕДУ! "
Автор стихотворения Каримова Н. В.
Ваш малыш растет и каждый день радует новыми успехами. Вот уже и «трудный» звук научился выговаривать. Но поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Одним из этапов является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.
Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности. Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей. Часто логопеды и воспитатели используют стихи для закрепления определенных звуков. В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту:
выбрать слова с определенным звуком, например, со звуком РЬ.
Подарю Андрюшке я
Три карманных фонаря.
А Андрюшка мне подарит
Вкусный маковый сухарик.
(автор Каримова Н. В.)
угадать, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении.
Чудак Чук чернику ел,
Черным стать он захотел.
(автор Каримова Н. В.)
предложить ребенку закончить строку словом с нужным звуком.
Тузик отморозил лапки,
Зоя сшила ему…..(тапки)
(автор Каримова Н. В.)
На этапе дифференциации звуков логопед и воспитатель также могут использовать стихотворения. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить «озорные звуки», а затем повторить стихи правильно. Например:
Мышонок тащит в норку
Сухую хлебную горку (корку).
(автор Каримова Н. В.)
Лежит Антон на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над развитием интонационной выразительности речи. Поэтому логопед может предложить ребенку наряду с проговариванием отхлопывать или отстукивать ритм стихотворения, проговаривать фразы под медленную музыку, под маршировку, изменять интонацию в зависимости от содержания текста. В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.
Мы с подружками играем
И картинки называем:
Рак, ракета, раскладушка,
Роза, радуга, ракушка,
Рыба, робот, пирожок.
Повтори и ты, дружок.
Рис.1. Опорные картинки к стихотворению Каримовой Н. В. «Игра»
На более поздних этапах работы можно предложить ребенку на выбор любые картинки, по которым малыш вспоминает и рассказывает полюбившиеся стихотворения. Творческий подход в работе логопеда помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Для практикующих логопедов, а также воспитателей и родителей я предлагаю свои авторские стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Р-Л
Что, трусишка, загрустил? —
Я у заиньки спросил.
— Я от волка убегал
И морковку потерял.
Л— Р
Плыл на лодочке Платон,
В речку он крошил батон.
Рыбы съели полбатона,
Славный завтрак от Платона!
-Ш-
У Петруши каша есть,
Он не смог ее доесть.
Поделился с кошкой Машей,
Рада Маша вкусной каше.
-Р-
Мудрый ворон из Парижа
Не хотел, как все, картавить.
Пригласил он логопеда
«эр» французский ему править.
- Х -
Хома похудеть хотел,
Хлеб, халву хомяк не ел.
-Я-
Я иду с сестрой гуляю,
Громко ямы я считаю:
«Яма, яма, яма….Ой!»
Я пойду теперь домой.
-Л-
Еле-еле ела Лена,
Елка вырасти успела.
Р— Л
Мы копали огород,
Помогал нам в этом крот.
Он проделал это ловко,
Вырастет у нас морковка.
-К-
У Кати кот был необычный,
Кот лакал компот клубничный.
-Ш-
Гоша вышел из сторожки,
Чтоб набрать себе морошки.
Долго по лесу бродил,
Ягод он не находил.
А когда нашел морошку,
Крикнул: «Я забыл лукошко».
-Ч-
Рисовали девочки
Кофточки и ленточки,
Вазочки, цветочки,
Заколочки, платочки.
J- ЛЬ
Ежевику ела Лена,
Ей малина надоела.
-З-
Тузик отморозил лапки,
Зоя сшила ему тапки.
-Ч-
Черепаха чует носом-
Чай разносят на подносах.
-Л-
Я клубнику посадила,
Я клубнику подрастила.
Сорвала, помыла,
Ладу угостила.
- Ш-
У Паши жила кошка,
Играла на гармошке.
А пес его Тимошка
Хлопал ей в ладошки.
-Ж -
Жаба жадною была,
Жаба жадиной слыла.
Комаров и мошек жаба
Никому не отдавала.
-С-
Катит Соня самокат.
Самокат купил ей брат.
Самокат хорош у Сони,
Теперь Соня всех обгонит.
-Ш-
Наша Маша сшила мишке
Шубу, шорты и штанишки.
Л-Р
Перед зеркалом вертелась
Оленька трехлетняя.
Она платье примеряла
Кларочкино летнее.
Ш— С-Ж-З
Заказал жук у ежа
Для жены галошки.
Ежик сшил им, не спеша,
Новые сапожки.
-ЛЬ-
Лежит в коляске лялечка,
Назвали ее Алечка.
Все Алечку жалели
И песенки ей пели.
З-Ж
Я сижу, весь день тужу.
Со звуком «Ж» я не дружу.
Медом я язык намажу,
Может, зажужжу я сразу.
-Р-
Рано утром встал Егор
Мастерить себе забор.
-Ц-
Для певца и для певицы,
Для царя и для царицы,
Для цыгана и девицы
Свяжет Циля рукавицы.
Р-Л
Шла по улице матрешка
И заслушалась немножко,
Как на ветке соловей
Зазывал к себе гостей.
-Ш-
Кошка позвала подружку,
Петушка загнать в клетушку.
Ч-ТЬ
Шарик наш — любитель чавкать
И на Тему громко тявкать.
-Р-
Нес сырок на урок
Сообразительный сурок.
Но не съест сырок сурок,
Пока не кончится урок.
-РЬ-
Подарю Андрюшке я
Три карманных фонаря.
А Андрюшка мне подарит
Вкусный маковый сухарик.
Р-Л
Тарики-барики,
Испекла лиса сухарики.
Зайку пригласила,
Прощенья попросила.
Л-ЛЬ
Любила Полинка лесную малинку,
А рыжий Тимошка любил есть морошку.
-Ч-
Я «Растишку» уплетаю,
Вырасти большим мечтаю.
Космонавтом стать хочу-
На Луну я полечу.
Занимательный речевой материал по закреплению в речи правильного произношения звуков поможет сделать процесс автоматизации увлекательным и эффективным, развить речевые и творческие способности ребенка, его коммуникативные навыки.
Литература:
- Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 222с.
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., Издательство «Союз», 2000.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил