Речь — одна из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него развиваются высшие психические формы познавательной деятельности и способность мыслить понятийно. Создание лексически богатой, фонетически ясной и грамматически правильной речи детей, которая позволила бы ребенку полноценно общаться с окружающими, является одной из важнейших задач обучения детей родному языку..
З. Е. Агранович указывает, что «слоговой строй слова — это дефицит развития речи, характеризующийся затруднениями в произношении слов со сложным слоговым составом (нарушение порядка слогов в слове, вычеркивание или добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно наблюдают при логопедических занятиях детей со слаборазвитой речью» [1].
Нарушение слоговой структуры слов дошкольников — одна из наиболее трудно поддающихся коррекции речевых патологий. Это часто наблюдается в логопедических исследованиях у детей с генерализованной задержкой речи (ГЗР) [3].
Общая задержка речи (ОНР) — нарушение развития всех сторон речи (звуковой, лексико-лингвистической, семантической) при различных сложных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и полным слухом. Проявления ОГП зависят от уровня незрелости компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия нормальной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. По поводу нарушений слогового строя слов, допущенных: Д. К. Уилсон, В. И. Филимонова, Е. В. Лаврова, Е. С. Алмазова, Е. Я. Золотарева, О. С. Орлова, С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова.
Нарушение слоговой структуры слова может проявляться по-разному — от незначительных затруднений в произношении слов в спонтанной речи до крупных нарушений повторения даже четкого двух- или трехсложного слова [2]. Логотерапевтическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слов является частью работы по коррекции речевых нарушений. Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ОДР мало изучена и недостаточно описана. Использование мнемотаблиц на занятиях по речи позволяет детям более эффективно воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать ее и повторять согласно заданным заданиям.
Таблицы памяти представляют собой схемы, состоящие из расположенных в ряд изобразительных символов, в которых закодировано содержание текстов (сказок, стихов и т. д.). Благодаря им ребенок может воспринимать информацию не только слухом, но и зрительными образами [4].
Мнемотаблицы особенно эффективны для изучения стихов, загадок, пословиц и поговорок. Самое главное — для каждого слова или небольшого предложения создается образ (картинка); поэтому вся работа представлена схематически. После этого ребенок повторяет весь текст по памяти с помощью графического изображения [4].
Проанализировав проблему формирования слоговой структуры слов из специальной литературы у старших дошкольников с III уровнем ОНР, мы провели экспериментальную работу, состоящую из трех этапов: выявление, формирование и контроль.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида. В исследовании принимала участие группа детей из 12 человек с диагнозом ОНРIII уровня. Исследование проводилось с сентября 2023 года по май 2024 г.
Для проверки уровня развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР Ш уровня нами была использована Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной. В результате проведения констатирующего этапа экспериментальной работы мы выяснили, что у всех детей старшего дошкольного возраст с ОНР III уровня нарушена слоговая структура слова. У детей с ОНР III уровня встречается больше ошибок в тех словах, где есть стечение согласных, в словах со сложной слоговой структурой. Наиболее распространенными ошибками оказались: элизии, искажение структуры отдельного слога. Также были выявлены значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонетической системы.
Для развития слогового строя слов у детей с ОДР мы рекомендуем использовать типовые схемы и таблицы памяти к блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Рекомендуем использовать доски памяти для создания описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, фруктах и овощах, птицах, животных и насекомых. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить основные признаки и характеристики данного предмета, определить порядок предъявления выявленных характеристик; обогащать словарный запас детей.
Чтобы сделать эти картинки, не нужен художественный талант: любой учитель может нарисовать или с помощью компьютера составить подобные символические изображения предметов и предметов по выбранному рассказу. Для старших дошкольников с ОДР я использую цветные карты памяти, потому что дети сохраняют в памяти единичные образы: елочка зеленая, ягода красная. Таблицы памяти особенно эффективны для разучивания стихов. Конечный результат таков: для каждого слова или небольшого предложения создается картинка (картинка). Таким образом, схематически вырисовывается все стихотворение. После этого ребенок повторяет по памяти все стихотворение с помощью графического изображения. Вначале я предлагаю готовый план — схему, а когда ребенок усвоит, он также активно занимается созданием своей схемы.
Литература:
- Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей/ З. Е. Агранович. — Спб.: Детство-Пресс, 2004. — 48 c
- Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. — М.: Книголюб, 2005. — 96 с.
- Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений/ Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. — Минск: Адукация и воспитание, 2010. — 152 с.
- Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. — 64 с.