Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дотолева, И. О. Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. О. Дотолева, А. В. Литяйкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7535/ (дата обращения: 16.12.2024).

Современная педагогика требует использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, появившихся на российском образовательном рынке около 10 лет назад, и вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов), стал игровой комплект «Пертра», разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростиг. Но, к сожалению, данный комплект долгое время поставлялся в образовательные учреждения без инструкции к применению, что снизило значимость пособия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее же время немногие специалисты знают, что сейчас в комплект поставки входят методические рекомендации по использованию игрового комплекта «Пертра», разработанные Институтом Новых Технологий. Однако и данные рекомендации не дают полной картины по развитию и коррекции того или иного процесса и навыка, не рассматриваются и индивидуальные возможности детей с общим недоразвитием речи [2].

Под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [1, с. 6]. Но помимо речевой недостаточности, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются недостатки в развитии и других значимых функций, а именно, мелкой моторики и пространственной ориентировки (Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова и Т. Б. Филичевой). В частности, Л. С. Волкова отмечает, что дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе [3, с. 515]. В работах В. И. Селиверстова и Т. Б. Филичевой также было отмечено, что детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений в пространстве, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения различных двигательных актов [1, с. 20]. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. Трудности ориентировки в собственном теле, как правило, наблюдаются при усложнении заданий.

Дошкольный возраст является периодом многообразного проявления активности ребенка, и мелочей в его развитии существовать не должно. Ведь то, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой. К сожалению, о нарушениях или недоразвитии мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки ребенка большинство родителей узнают слишком поздно, что оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка (при взаимодействии с большим количеством предметов и вещей, при приобретении навыков самообслуживания, письма и др.).

Целью нашего исследования стала разработка содержания коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения игрового комплекта «Пертра».

В соответствии с поставленной целью нам необходимо было решить следующие задачи:

-          проанализировать коррекционо-развивающие возможности игрового комплекта «Пертра» с точки зрения его использования в развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи;

-          разработать комплексы игровых упражнений по развитию мелкой моторики и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с применением игрового комплекта «Пертра».

Игровой комплект «Пертра» состоит из шести основных наборов, по использованию которых Институтом Новых Технологий были разработаны методические рекомендации. Но важно отметить, что данное пособие смоделировано согласно концепции творческого формирования, как ребенка, так и самого педагога. Об этом говорит: отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом, возможность сочетания элементов с различных наборов, создания разнообразных игр и упражнений, и применение их на своих занятиях.

Анализ содержимого игрового комплекта «Пертра» и вариативности работы с ним позволил выделить следующие игровые наборы, оказывающие особое влияние на развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Работа с набором № 1 (Konstruktion) способствует: развитию грубой и тонкой координации движений. Работа с набором № 2 (Klassifikation) способствует: развитию содружественных движений глаз и руки, пальцев правой и левой руки; формированию представлений о пространственных отношениях между объектами на микроплоскости. Работа с набором № 3 (Diskrimination) способствует: развитию точности и координации движений руки и глаза, гибкости и ритмичности рук; формированию представлений о направлениях пространства на микроплоскости и навыков свободного ориентирования по этим направлениям. Работа с набором № 5 (Grafomotorik) способствует: развитию грубой и тонкой координации движений; развитию и совершенствованию пространственного анализа и синтеза. Работа с набором № 6 (Handgeschiklichkeit) способствует: развитию точности и координации движений руки и глаза, гибкости и ритмичности рук; развитию содружественных движений глаз и руки, пальцев правой и левой руки.

По нашему мнению, использование вышеперечисленных наборов игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, способствует не только комплексному развитию мелкой моторики (освоению детьми всех видов хватательных движений и прохождению через все этапы развития графомоторики) и пространственной ориентировки, но и способствует развитию речи детей, познавательных способностей, обогащает их практический опыт и знания.

Проанализировав возможность применения игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе по развитию мелкой моторику у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы разработали три комплекса игровых упражнений.

Первый комплекс игровых упражнений направлен на развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкость и ритмичность рук. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Развесь белье». Оборудование: доска-основа; деревянные стержни одной длины — игровой набор № 3; тонкий шнуры (бельевая веревка), деревянные прищепки, деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на стержни — игровой набор № 6; кусочки ткани. Процедура проведения: педагог устанавливает на доске-основе стержни со штырьками и завязывает на них шнур в виде бельевой веревки. Детям даются тряпочки, и предлагается их постирать. При этом педагог не просто дает инструкцию, а демонстрирует движения, имитирующие стирку, и «стирает» вместе с детьми. Затем педагог предлагает развесить тряпочки на бельевую веревочку. Дети берут тряпки, и под руководством педагога развешивают их на бельевой веревке с помощью прищепок (сначала используются крупные прищепки, затем — мелкие).

Второй комплекс игровых упражнений направлен на развитие содружественных движений глаз и руки, пальцев правой и левой руки. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Собери грибочки». Оборудование: равнобедренные зеленые треугольники (для елочек) — игрового набора № 2; доска-основа и маленькие разноцветные штырьки с головками (грибочки) — игрового набора № 6. Процедура проведения: на двух частях доски-основы выкладываются зеленые треугольники в виде елок. В отверстия обоих частей доски-основы вставляются разноцветные штырьки с головками (грибочки). Сначала педагог просит ребенка собрать грибочки одной рукой на одном игровом поле, затем одновременно двумя руками на двух частях игрового поля.

Третий комплекс игровых упражнений направлен на развитие грубой и тонкой координации движений. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Пройди путь». Оборудование: пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне — игровой набор № 1 и № 5; фигурки людей и машинок со штырьками — игровой набор № 1; магнитный штифт и металлические шарики — игровой набор № 5. Процедура проведения: пластины с фигурными или прямыми пазами раскладываются в единое целое в определенном порядке. Сначала педагог просит ребенка пройти путь пальчиками, затем человечком и машинкой. В конце ребенок должен провести через проложенный путь металлический шарик с помощью магнитного штифта, имитируя письмо.

Также, проанализировав материалы пособия, мы разработали три комплекса игровых упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки, сгруппированных по реализуемым направлениям коррекционно-педагогической работы.

Первый комплекс игровых упражнений направлен на развитие представлений о направлениях пространства на микроплоскости и формирование навыков свободного ориентирования по этим направлениям. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Шнуровка». Оборудование: доска-основа, разноцветные шнуровки — игровой набор № 3. Процедура проведения: ребенку предлагается найти на доске-основе верхний ряд дырочек. В правую дырочку снизу вверх вставить концы шнурка и продёрнуть так, чтобы небольшой кончик остался снизу. Вставь шнурок в правую левую дырочку сверху вниз. Протяните шнурок и т. д.

Второй комплекс игровых упражнений направлен на развитие представлений о пространственных отношениях между объектами на микроплоскости. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Продолжи ряд». Оборудование: доска-основа, геометрические фигуры кубики прямоугольной формы — игровой набор № 2. Процедура проведения: перед дошкольником на доске-основе лежит ряд из геометрических фигур, ребенку необходимо продолжить его по словесной инструкции педагога: «Справа от верхнего красного прямоугольника положи зеленый прямоугольник, слева от нижнего синего прямоугольника положи красный прямоугольник и т. п»..

Третий комплекс игровых упражнений направлен на развитие и совершенствование пространственного анализа и синтеза. Приведем пример игры данного комплекса. Игра «Лабиринт». Оборудование: доска-основа, фигурки квадратной формы с разрезами в виде лабиринта — игровой набор № 5. Процедура проведения: педагог создает из фигурок лабиринт. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лабиринт надо расположить на доске-основе так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вправо, вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вправо. Дойдя до конца, ребенок может себя проверить.

Таким образом, использование представленных нами комплексов игровых упражнений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи способствует развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки и дает возможность разнообразно подходить к вопросу развития детей и подготовке их к школе. При работе с игровым комплектом «Пертра» формируется целенаправленное, сознательное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой четкий и понятный алгоритм действий.

 

Литература:

 

1.                  Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М.: Книголюб, 2004–104 с.

2.                  Игровой комплект «Пертра». Набор психолога: методические рекомендации. — М.: ИНТ. — 60 с.

3.                  Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2006. — 703 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, игровой набор, игровой комплект, мелкая моторика, пространственная ориентировка, ребенок, дошкольный возраст, коррекционно-педагогическая работа, процедура проведения, развитие.

Похожие статьи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Похожие статьи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием