Планирование логопедической фронтальной и индивидуальной работы по формированию лексико-грамматических средств языка
Автор: Токарева Екатерина Альбертовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 11.03.2014
Статья просмотрена: 355 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Е. А. Планирование логопедической фронтальной и индивидуальной работы по формированию лексико-грамматических средств языка / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5122/ (дата обращения: 16.12.2024).
Коррекционную работу учителя-логопеда определяют результаты обследования устной речи ребенка. Это обуславливает специфику при обследовании всех сторон речи в соответствии проявлений ее возможностей и тех недостатков, которые могут привести к затруднениям во владении навыками письма и чтения, что может повлечь за собой неуспешность обучения в целом.
Речь является наиболее молодой функцией развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Общеизвестно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается наиболее ранимой. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов могут приводить к нарушениям речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать формирование речевой деятельности.
При анализе речевых нарушений необходимо учитывать большие компенсаторные возможности, развивающегося детского мозга. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослого сохранные и развивающиеся участки коры головного мозга могут брать на себя функции пораженных. Возможности компенсации во многом зависят от времени начала направленной коррекционной работы.
Известно, что наибольший процент детей в возрасте от 4 до 7 лет страдают нарушениями звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемой восприятия фонем (ФФНР). Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного коррекционного обучения позволяет не только исправить первичный дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
На состояние речи ребенка необходимо обратить внимание в возрасте трех лет. С детьми от 3 до 4 лет проводятся такие мероприятия как: массаж артикуляционного аппарата, постановка речевого дыхания, артикуляционная гимнастика. Дети с речевым недоразвитием страдают общей моторной недостаточностью, поэтому в этот период включают следующие виды работ:
- Развитие общей и речевой моторики.
- Пространственное восприятие.
- Воспитание зрительного внимания и памяти.
- Воспитание слухового внимания и памяти.
Большая роль в этой работе отводится педагогу — психологу, который в процессе игр и организованных занятий развивает и совершенствует деятельность ребенка.
Таким образом, к четырем годам у ребенка речевое дыхание поставлено, артикуляционный аппарат управляем настолько, что ребенок может выполнить инструкцию. Начинается постановка звуков, автоматизация, дифференциация, введение в речь поставленных звуков.
На данном этапе у детей с ФФНР и ОНР выявляются следующие недостатки:
1) Искажение структуры слов в устной речи;
2) Смешение звуков;
3) Аграмматичность фразы (нарушение согласования и управления слов, неправильное употребление предлогов);
4) Нарушение анализа и синтеза слов.
Затем ведется работа по накоплению и уточнению словаря. Приступая к этой работе, мы отбираем материал по со следующим позициям:
- Тематическое единство слов;
- Охват трех основных частей речи (существительного, глагола и прилагательного);
- Знакомство со структурой предложения.
Словарная работа строится по следующим темам: Семья, Игрушки, Части тела, Посуда, Одежда, Обувь, Мебель, Овощи, Фрукты, Домашние животные и их детеныши, Дикие животные и их детеныши, Птицы, Профессии, Транспорт, Времена года, Явления природы, Деревья и кустарники, Цветы, Дни недели, Вежливые слова. При подборе материала по расширению словарного запаса у детей используем загадки, стихи, песни по данным темам.
Выяснив, что устная речь в общих чертах сформировалась, мы можем начать работу по подготовке детей к усвоению грамоты. В этот период проводится работа не только по развитию навыков звукового анализа, но и дети знакомятся с отдельными буквами (подключаем зрительные и кинестетические анализаторы). Дети начинают писать печатными буквами и учатся слиянию открытых и закрытых слогов. В начале уточняется артикуляция и дается ряд гласных: А, О, У, Ы, И. Затем ряд согласных: М, С, X, Ш, Л, 3, Р, Н, Ж. На основании этого ограниченного количества букв дается деление слова на слоги, определение количества гласных(нет преграды и их можно петь) и согласных: звонких(горлышко дрожит, в ушках звенит) и глухих; свистящих(на ладошке воздух холодный) и шипящих(на ладошке воздух теплый; мягких и твердых согласных (мыл- мил).
Работа проводится по следующей схеме:
ЗВУКС=> СЛОГ => СЛОВО ФРАЗА.
Параллельно с этим уделяется внимание общему развитию речи ребенка, а так же дальнейшему изучению звуков и букв.
На всех этапах работы необходима помощь родителей, которым дается домашнее задание и инструкции по его выполнению.
Литература:
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2011.
2. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников, «Просвещение», — Москва, 1971.
3. Филичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения, «Просвещение», — Москва, 1989.