Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Автор: Артамонова Ирина Анатольевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 02.03.2018
Статья просмотрена: 365 раз
Библиографическое описание:
Артамонова, И. А. Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР / И. А. Артамонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3171/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тема: Хочу стать космонавтом!
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний детей о космосе, умения подбирать определения, согласовывать числительные с прилагательными и существительными, произносить слова сложной слоговой структуры, грамматически правильно строить предложения.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование интереса к познанию окружающего мира и навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, картина «Солнечная система», предметные картинки: ракета, небо, месяц, Земля, метеорит, солнце, луна, звёзды, комета, космонавт, палочки для мороженого, плакат с кроссвордом.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия
I.Вводная часть.
1. Оргмомент.
Логопед: Каждый год 12 апреля наша страна отмечает знаменательную дату.
Чем же так замечателен этот день?
Дети: 12 апреля — день космонавтики.
Логопед:12 апреля 1961 года произошло важное событие — впервые человек побывал в космосе. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Каждый год в космос отправляются десятки космонавтов.
2. Введение в тему.
Логопед: В детстве многие люди мечтали стать космонавтами. А вы хотите стать космонавтами?
Дети: Хотим.
Логопед: Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов. Вам необходимо выполнить все задания и тогда вы получите звание «Будущий космонавт» и памятные значки. Согласны?
Дети: Согласны!
II.Основная часть.
1. Подбор прилагательных к существительному. Игра «Подбери признак»
Логопед: Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Космонавт — храбрый, сильный, любознательный, дисциплинированный, смелый, ответственный, решительный, выносливый.
2. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. Игра «Построй ракету»
Логопед: Что необходимо космонавту для полета в космос?
Дети: Ракета.
Логопед: Давайте построим ракеты по образцу из палочек.
Дети выкладывают ракеты из палочек для мороженого.
Логопед: Все отлично справились с заданием, и теперь у нас есть транспорт, на котором можно полететь в космос.
3. Закрепление знаний детей о космосе. Беседа по картине «Солнечная система».
Логопед: Каждый космонавт должен очень хорошо знать космос. Поэтому мне придется задать вам ряд вопросов, чтобы проверить ваши знания.
Выставляется картина «Солнечная система».
Вопросы:
Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
Как называется спутник Земли? (Луна)
Какие созвездия нашего неба вы знаете? (Большая и Малая медведица)
Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
Чтотакое Солнечная система? (Это Солнце и планеты, вращающиеся вокруг Солнца)
Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Какая по счёту от Солнца Земля? (третья)
Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий)
Какая планета самая большая, какая она по счёту? (Юпитер, пятая)
Какая планета дальше всех от Солнца? (Плутон)
Как называется наша галактика? (Млечный Путь)
Логопед: Молодцы! Ваши знания обязательно пригодятся в космическом полёте.
4. Развитие слухового внимания. Слова- родственники.
Логопед: Космонавт должен иметь хороший слух, чтобы услышать возможные сигналы с далёких планет. Проверим, хорошо ли работают ваши ушки. Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов в цепочке не подходит к другим.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, межпланетный, план, планетарий.
Земля, земляне, земной, зимний.
Звезда, звездный, воздух, созвездие.
Луна, валун, лунный, полнолуние.
Спутник, спутниковый, прутик, спутники.
Логопед: Вы отлично слышите и различаете слова на слух и сможете услышать все сигналы из далёких галактик.
5. Согласование числительных с существительными и прилагательными. Игровое упражнение «Посчитай».
Логопед: Ребята, в космосе много различных объектов. Сможете ли вы их все правильно сосчитать? Давайте проверим. Вам необходимо сосчитать объекты, которые я вам назову. Считаем от 1-го до 5-ти.
Одно далёкое созвездие, два далёких созвездия…, пять далёких созвездий.
Одна красивая планета, две красивые планеты…, пять красивых планет.
Один искусственный спутник, два искусственных спутника…, пять искусственных спутников.
Одна голубая планета, две голубые планеты…, пять голубых планет.
Одна быстрая ракета, две быстрые ракеты…, пять быстрых ракет.
Один храбрый космонавт, два храбрых космонавта…, пять храбрых космонавтов.
Одна яркая звезда, две яркие звезды…, пять ярких звёзд.
Один космический корабль, два космических корабля…, пять космических кораблей.
Логопед: Вы прекрасно умеете считать и не пропустите ни один космический объект.
6.Динамическая пауза. Речь с движением.
Логопед: Космонавты- сильные и выносливые люди. Что нужно делать, чтобы стать такими, как они?
Дети: Надо заниматься спортом.
Логопед: Сделаем зарядку.
Дети произносят стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Логопед: Вы правильно выполнили все движения. Молодцы!
7. Развитие мышления. Отгадывание загадок и заполнение словами- отгадками кроссворда.
Логопед: Космонавту в полёте нужно быть очень догадливым, чтобы быстро уметь принимать решения в чрезвычайных ситуациях. Давайте проверим вашу сообразительность. Прослушайте загадки и выберите картинку, которая является отгадкой. А затем словами- отгадками мы вместе заполним кроссворд.
1) Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост-
Понесётся до звёзд.
(ракета)
2) По нему летают тучи
И порхают облака,
И оттуда солнца лучик
Льётся в окна как река.
(небо)
3) У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут
(месяц)
4). Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
(Земля)
5). Осколок от планеты
Средь звезд несётся где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический...
(метеорит)
6).Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)
7). Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звёзд всегда одна.
(Луна)
8). По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)
9). Эта межзвездная вечная странница
В небе ночном только-только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье мерцая хвостом.
(комета)
Логопед: А теперь прочитаем ключевое слово кроссворда.
Дети: Космонавт.
8. Произнесение слов сложной слоговой структуры. Слоговой анализ слов.
Логопед: Будущий космонавт должен правильно произносить трудные слова и знать, что они обозначают.
Дети по цепочке повторяют за логопедом слова сложной слоговой структуры, объясняют значение слов и делят слова на слоги.
Слова: скафандр — одежда космонавтов;
космодром — место старта космического корабля;
вездеход — машина, которая едет по любой поверхности;
луноход — машина, которая едет по лунной поверхности;
невесомость — состояние предметов в космосе, когда они теряют вес;
инопланетяне — жители других планет;
иллюминатор — окно космического корабля;
земляне — жители Земли;
созвездие — расположение звёзд на небе;
астероид — огромный камень, летящий в космосе с огромной скоростью;
метеорит — большой камень, летящий в космосе;
галактика — огромное скопление звёзд, вращающихся вокруг центра.
Логопед: Очень хорошо! Все слова вы произносите без ошибок и знаете значение этих слов.
9. Построение предложений.
Логопед: А вдруг вам придётся общаться с инопланетным разумом? Надо уметь правильно строить предложения. Слова рассыпались, соберите их и расставьте по порядку.
Дети составляют предложения из слов.
- Вокруг, Земля, Солнца, вращается. (Земля вращается вокруг Солнца.)
- На, поверхность, луноход, опустился, Луны. (На поверхность Луны опустился луноход)
- На, корабле, космонавты, космическом, полетели. (Космонавты полетели на космическом корабле.)
- Земля, из, кажется, и, маленькой, космоса, беззащитной. (Из космоса Земля кажется маленькой и беззащитной.)
- Из, космонавты, Землю, космоса, сфотографировали. (Космонавты сфотографировали Землю из космоса.)
- Корабль, облетел, космический, Земли, вокруг. (Космический корабль облетел вокруг Земли.)
- Земля, родную, космонавты, на, вернулись, планету. (Космонавты вернулись на родную планету Земля.)
Логопед: Молодцы! Все предложения вы составили правильно. Думаю, вы сможете найти общий язык с представителями других планет.
III. Заключительная часть.
Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Готовились стать космонавтами и выполняли разные задания.
Логопед: Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? О чём бы вы хотели узнать в следующий раз?
Ответы детей.
Логопед: Вы справились со всеми заданиями и достойны звания «Будущий космонавт» и памятных значков.
Логопед дарит детям значки в виде ракет.