Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 25.04.2018

Статья просмотрена: 1720 раз

Библиографическое описание:

Соболева, В. Н. Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр / В. Н. Соболева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14139/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одной из важнейших задач в школьном курсе изучения русского языка — это формирование у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении. И от того, насколько этот навык будет сформирован в начальной школе, зависит речевая и орфографическая грамотность учеников, их способность усваивать язык в письменной форме, а также дальнейшее обучение в школе в целом. [5]

Орфографический навык — это способность к автоматизированной письменной речи. Благодаря высокой степени его развития мы, когда пишем письмо, задумываемся над его содержанием, а не орфографией, что значительно увеличивает скорость выполнения данного вида деятельности. [1]

Грамотное письмо — это результат речевой деятельности: написание слов отражает строй языка, ведь в основе письменной речи лежит устная. Самостоятельное произнесение слова в процессе его написания на ранних этапах формирования орфографического навыка помогает пишущему прояснить его звуко-буквенный состав, отрегулировать процесс записи и проверить себя. [2]

Все навыки и умения формируются вследствие выполнения определенной системы упражнений, закрепляясь и совершенствуясь в процессе их творческого применения в изменяющихся ситуациях, поэтому применение упражнений и приемов является обязательным условием успешной работы с орфографией в соответствии с целесообразностью применением каждого из них, среди которых:

– Подготовленность учеников к усвоению того или иного материала;

– Степень соответствия упражнений проходимому материалу;

– Доступность заданий с точки зрения возможности самостоятельной работы учащимися;

– Последовательность в применении тех или иных упражнений.

В. А, Сухомлинский отмечал, что игра способствует успешному умственному развитию. Л. С. Выготский выделял важную роль игры в психическом развитии ребенка, отмечая, что с переходом в школу этот вид деятельности присутствует на протяжении всей школьной жизни. [6]

Если обычные педагогические игры стимулируют учеников к учебной деятельности, благодаря чему у детей формируется привычка к самостоятельному мышлению и проявлению инициативы, то дидактические при этом еще и направлены на решение различных педагогических задач: они способствуют развитию наблюдательности, мышления, памяти и восприятия. Компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия, дидактические задачи или познавательное содержание, результат игры, оборудование. [5]

В названии игры заключается игровой замысел, заложенный в дидактической задаче, которую необходимо решить на уроке, предъявляет определенные требования к ее участникам в отношении знаний. Как и все игры, дидактические имеют правила, которыми определяется поведение учащихся в процессе игр и порядок действий. Они составляются, учитывая возможности учащихся и цели урока, создавая условия для обучения управлением своим поведением. Содержание игры также является ее основой: его задача состоит в усвоении знаний и умений, применяемых при решении учебной проблемы. Форму решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся имеет результат игры.

Виды дидактических игр:

– Игры-путешествия — способствуют осмыслению и закреплению учебного материала, где учебная активность выражена по большей части в виде дискуссий, рассказов, творческих заданий, высказывания гипотез.

– Игры-упражнения — способствуют закреплению материала, совершенствуют познавательные способности учеников, развивают умение применять имеющиеся знания в новых условиях, примерами таких игр являются ребусы, викторины, кроссворды.

– Игры-соревнования — включающие в себя все виды дидактических игр в комбинированном варианте. [1]

Орфографические умения и навыки демонстрируются учениками в процессе правильной записи, слов, предложений и самостоятельных высказываний. Такие умения формируются на основе развития пунктуационной и орфографической зоркости младших школьников. Таким образом, при контроле за сформированностью этих навыков следует проверять умение правильно записать слова и предложения в процессе выполнения письменных заданий и умение правильно обнаружить орфограмму.

При использовании игр такого вида на уроках в целях формирования орфографического навыка в качестве методических рекомендаций учителю хотелось бы выделить следующее:

  1. Педагог должен обладать необходимыми компетенциями в использовании дидактических игр;
  2. Нужно обеспечить выразительность проведения игры: таким образом, вызывая интерес, желание участвовать в игре и слушать учителя;
  3. Учитель должен обеспечить развитие игры в соответствии с воспитательными и учебными задачами, не оказывая при этом давления, направляя игру в нужное русло как бы «из тени»;
  4. Педагогу нужно сочетать обучение и занимательность: давая детям сложные учебные задания, облегчать их игровыми моментами;
  5. Путь, ведущий к выполнению дидактических задач — эмоциональное отношение детей к игре, а не самоцель;
  6. Между детьми и педагогом должна присутствовать атмосфера уважения, доверия и взаимопонимания;
  7. Игра должна быть доступной, добровольной и понятной;
  8. Подбор учебного материала должен соответствовать программе;
  9. Не проводить игры, которые требуют большой предварительной работы;
  10. Наглядность в дидактических играх должна быть простой;

В ходе работы над формированием орфографического навыка методы, формы и приемы работы могут быть самыми различными: решение орфографических задач методом запоминания, выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа; направленная систематическая работа над орфографическими ошибками и т. д.

Также необходимо опираться на знание младшими школьниками основных правил орфографии, учитывая при этом возрастные и психологические особенности детей и изучаемой темы. Через наглядность и занимательность, как показывает практика, материал детьми усваивается лучше, чем в формате преподавания с использованием только учебника — в таком случае даже самые трудные темы будут усваиваться учениками легко. [2]

Литература:

  1. Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова — М.: Педагогика, 2010.
  2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский — М.: Просвещение, 1966.
  3. Дневник грамотности» как прием формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/652357/ (Дата обращения: 12.01.2018)
  4. Михалева Г. А. Активизация мыслительной деятельности как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560714/ (Дата обращения: 22.11.2017)
  5. Шмаков С. А. Игры для учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков — М.: Новая школа, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, вид деятельности, грамотное письмо, задача, игровой замысел, навык, орфографический навык, результат игры, умение, учебный материал.

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Лексикографические исследования в неязыковом вузе: успешный опыт в методике преподавания иностранного языка и формировании исследовательских навыков студентов

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Неучебный видеоматериал как стимул для моделирования речевых ситуаций на уроке русского языка

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Лексикографические исследования в неязыковом вузе: успешный опыт в методике преподавания иностранного языка и формировании исследовательских навыков студентов

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Неучебный видеоматериал как стимул для моделирования речевых ситуаций на уроке русского языка