Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов активного, игрового обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной системы оценивания и структуры игровой деятельности, один из методов активного обучения.
Принято считать, что игровая деятельность является ведущей только в дошкольном возрасте. Несмотря на то, что основным видом деятельности младших школьников становится процесс обучения, игра для них остается необходимой потребностью. Применение игры не только стимулирует младших школьников к учебной деятельности, способствует более быстрому закреплению поставленных звуков в речь ребёнка, развитию звукового анализа, но и влияет на улучшение мыслительных и развитие фонематических процессов.
В «начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов в обучении, игровых моментов урока, связанных с обращением учителей к внешкольному игровому опыту детей. Использование таких приёмов имеет преимущественно стимулирующее значение» [1]. Смена вида занятий в форме игрового перехода, выполнение учебных заданий в духе состязания активизируют обучение, оживляет восприятие, содействует более прочному запоминанию учебного материала, помогает учителю чередовать напряжённую работу с непринуждёнными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление детей. В начальных классах значительное место принадлежит играм на уроках по родному языку, которые служат развитию речи, формированию навыков беглого осознанного выразительного чтения, знакомству с орфографией.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные;
- словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различные предметов. При работе с играми, с природным материалом дети закрепляют знания об окружающей природной среде, у них формируются мыслительные процессы.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. Например, игра, основанная на подборе слов по парам, нахождение рифм.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенные знания о новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки, сходства и различия, группируют предметы по свойствам, признакам, находят суждения и алогизмы и другие. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:
- Игры, с помощью которых формируют умения выделять существенные признаки явлений, предметов.
- Игры, используемые для развития умения сопоставлять, сравнивать, давать правильные умозаключения.
- Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по разным признакам, объединены в третьей группе.
- В особую, четвертую группу выделены игры на развитие сообразительности, внимания и быстроты мышления.
Одним из условий успешной коррекции дислексии у детей является достаточное развитие временных и пространственных представлений. С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений проводится логопедическая работа с использованием игр по определению пространственного расположения предметов, пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
Закрепление зрительного образа буквы способствуют игры с буквами:
«Запретные буквы» — чтение текста, пропуская определенные буквы;
«Найди букву» — нахождение буквы в сюжетном рисунке;
«Сыщики» — соотнесение карточки с буквой и предмета, начинающегося на эту букву;
«Зашумленные» слова» — чтение слов, прочтение которых затруднено наличием линий, штрихов, пересекающихся букв и т. д.
Для понимания прочитанного важное значение имеет уровень сформированности фонематических процессов. Для улучшения понимания прочитанного используются следующие игры:
«Шутки-минутки» — исправление неправильно прочитанных слов;
«Сочинялки» — сочинение окончания рассказа;
«Точки убежали» — определение границ предложения;
«Кто больше спросит?» — вопросы по прослушанному тексту.
В целях совершенствования технической стороны чтения применяют следующие дидактические игры и задания:
«Чтение наоборот» — чтение слов справа налево;
«Читай по правилу» — чтение текста по заданию, например, через слово;
«Найди слово» — нахождение заданного слова в тексте или рядах букв;
«Заполни пропуски» — восполнение пропусков букв в словах.
Для развития навыка чтения у младших школьников используются игры, направленные на развитие памяти и внимания. Это такие игры как:
«Какой буквы не стало» — определение пропавшей буквы;
«Какого слова не стало» — определение пропавшего слова;
«Следопыт» — нахождение последнего прочитанного слова [2, с. 50].
Таким образом, в обучении детей младшего школьного возраста используются дидактические игры как дополнение к учебному процессу. Их применение способствует закреплению полученных знаний, оживляет восприятие учебного материала, предупреждает переутомление детей. Дидактические игры также используются для развития навыка чтения у младших школьников.
Литература:
- Дидактические игры как средство обучения иностранному языку обучающихся начальных классов // coolreferat. URL: http://coolreferat.com/Дидактические_игры_как_средство_обучения_иностранному_языку_обучающихся_начальных_классов (дата обращения: 26.02.2017).
- Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. — 2005. — № 5. — С. 44–54.