Дошкольный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот формируются индивидуально-психологические особенности ребенка, социально-нравственные, происходит интенсивное развитие познавательных процессов. Одним из интересных проявлений детского развития является одаренность. Известные психологи и педагоги Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес, А. В. Запорожец, Г. В. Бурменская, Н. Н. Поддъяков в своих трудах обращались к данному феномену, рассматривали понятие «одаренный ребенок», особенности работы с такими детьми.
Актуальная проблема дошкольных образовательных учреждений на современном этапе развития — «не потерять», «не упустить» ребенка с признаками незаурядного интеллекта. Задача педагога, «увидеть» логическую основу становления способностей ребенка, проанализировать динамику развития, способствовать дальнейшему развитию. На основании исследование было выявлено два вида способностей одаренных детей:
‒ способность к наглядному моделированию (ребенок «уходит» от эмоционального восприятия окружающего к выявлению объективных связей действительности, другими словами моделей);
‒ способность к символизации действительности (на первое место ребенок ставит свое отношение к действительности).
Для детей первого типа педагог подбирает материал ставящие перед ребенком интеллектуальные репродуктивные задачи, требующие использования на новом материале уже знакомых ребенку способов.
Второй тип предполагает поиском нового решения, характеризующийся в данном возрасте, прежде всего, развитием воображения, творческого начала.
В данном возрасте ребенок, конечно, не осознает используемый при решении способ.
В последнее время в помощь воспитателю предлагается много методического материала, для работы с данной категорией детей. Из опыта работы для развития интеллектуальных способностей детей мы хотим Вам предложить методику использования логических игр. Например, блоки Дьенеша, которые придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.
Использование данной технологии в работе обусловлено рядом причин:
‒ игры с блоками Дьенеша доступны детям дошкольного возраста, т. к. знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат распознавать их по цвету, форме, величине;
‒ оказывают содействие развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируютначальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;
‒ помогают сформировать у дошкольников умение выявлять в объектах всевозможные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;
‒ приносят детям основные представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;
‒ оказывают, содействие развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.;
‒ помогают формировать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект;
‒ формируют творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Для организации работы по использованию игр с блоками Дьенеша была создана модель образовательного пространства, которая включает в себя: организацию совместной деятельности педагога с ребенком, взаимодействие с родителями, создание развивающей среды.
1. Организация совместной деятельности педагога с ребенком.
Игры и упражнения с блоками применяются в определенной системе. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, дети начинают освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно — практический характер.
Логические блоки Дьенеша используются в различных формах взаимодействия с детьми: непосредственно образовательной деятельности и совместной самостоятельной деятельности с детьми в режимных моментах.
В непосредственно образовательной деятельности применяю проблемно-игровые ситуации, которые организуются один раз в неделю, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей дошкольного возраста. Сложность ситуаций каждый раз возрастает, но в, то, же время в пределах одной ситуации игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей и конкретных условий организованной игровой ситуации, порядок упражнений меняется. Так, например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке» (билетами на поезд служат блоки, а на местах в поезде лежат карточки, кодирующие эти блоки);«Теремок» (разложить логические блоки так, чтобы на 1 этаже поселились все большие и толстые животные, на 2 этаже — толстые, на 3 этаже — маленькие тонкие и т. д.).
Для ориентирования в пространстве используются план-карты, которым дети закрепляют понятия: вправо, влево, вверх, вниз, назад. Работа с план-картой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика, где живут (толстые фигуры, синие и толстые, зелёные и тонкие)».
Дети эффективно преодолевают совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха, вместе с весёлыми человечками Карандашом, Фитилём, Торопышкой. Сказочные персонажи вызывают у ребят положительные эмоции, поэтому они проявляют и высокий интерес.
Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты сложными. В игре «Код в сундуке» внутри сундука, поднятого с морского дна, множество футляров в виде блоков, 6 из них с драгоценностями. На крышке сундука шесть табличек — шифрограмм с цифрами кода. Этими кодами зашифрованы свойства футляров с драгоценностями. Там же приводится и шифр. Необходимо расшифровать свойства выбрать нужный футляр.
Большое количество НОД в старшей и подготовительной группе посвящено овладению действием наглядного моделирования с кругов Эйлера, а именно задачам на использование пересекающихся кругов. Это требует от детей умения находить фигуры, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками.
Одним из основных приемов формирования логического мышления являются вопросы к детям. В среднем дошкольном возрасте используются репродуктивно — мнемические вопросы (сколько? как называется тура? чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (что надо сделать, чтобы кругов сталь по пять?). Проблемно — поисковые вопросы (как вы думаете?) применяю для детей любого возраста.
2. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Поэтому взаимодействие с ними осуществляется в разных формах:
‒ тематические беседы и консультации;
‒ просмотр игр и занятий с детьми;
‒ совместные игры с родителями и детьми;
‒ оформление игротек.
Работа по развитию мышления на основе логических игр по блокам Дьенеша принесла свои результаты: прослеживался скачок в развитии логического мышления, сформированности пространственных представлений, развитие речи.
Таким образом, используя в работе логические игры, мы развиваем как знаковую, так и символическую способность у одаренных детей. Которые являются основой интеллектуального и творческого развития ребенка.
Литература:
- Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. — М.: Имма-пресс, 1999. — 96 с.
- Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие — М.: «ЦГЛ», 2002. — 80 с.
- Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н,А. Ноткина и др.; под ред. Т,И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. Н. Гурович: Изд. — 3-е издание, переработанное СПб.: Акцидент, 2002. — 224с.
- Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию] Худ. Ю. В. Богатова. — СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003–56с.
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт.сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая (библиотека программы «Детств»). — СПб,: Акцидент, 2007–79с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. — Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовой О. В. Математика до школы •Ч.2: Игры — головоломки сост. З. А. Михайлова, ЭН. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцев. — СПб: Акцидент, 2007–176с.
- Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб., 2000.