Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе / К. А. Михалева, А. Ю. Великая, Л. И. Нырненко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7696/ (дата обращения: 16.12.2024).



Учебная деятельность младшего школьника тесно связана с игровой деятельностью. Игра является быстрым и эффективным способом приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими. Цель любой дидактической игры — формирование у младших школьников умения объединять теоретические знания с практической деятельностью.

Дидактические игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков. Любая дидактическая игра содержит дидактическую задачу, которую дети решают непосредственно в ходе игры.

Предлагаем вам ознакомиться с дидактической игрой, которую можно применить на уроке окружающего мира в 3 классе.

Класс : 3

Учебный предмет : Окружающий мир

Название учебника : Окружающий мир. Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. В 2-х частях. 9-е издание- Самара, часть 1(ст. 47–53)

Тема урока : «Жизнь родовым сообществом»

Этап урока : закрепление изученного материала

Вид игры : игра-путешествие

Дидактическая цель игры : систематизация, закрепление знаний учащихся по теме: «Жизнь родовым сообществом»; обобщить и подвести итоги изученного материала; развивать умение работать с иллюстрациями, формулировать несложные выводы; развить мышление.

Оборудование : Карточки, картинки, карта.

Ход игры:

1. Начало игры.

Ребята, несколько дней назад я нашла интересную карту! Я думаю, что эта карта приведет нас к сокровищам. Предлагаю нам отправиться в это интересное путешествие в поисках сокровищ!

Мы будем путешествовать по станциям, и на каждой станции нас ждут задания, преодолев которые мы сможем продвигаться дальше.

2. Определение правил

Для того чтобы побыстрее найти сокровища, мы разделимся на группы. Каждая группа — это родовая община. В общине все трудятся вместе. Поэтому вам также необходимо сегодня всем трудиться вместе. В своей общине выберите себе старейшину, т.е капитана. Вы должны выбрать себе транспорт для путешествия. Это может быть: машина времени, ковер-самолет, динозавр, поезд, аэроплан, летучий корабль. Внимание, мы будем путешествовать по станциям. Сходить со станций нельзя!

3. Проведение игры

Итак, наше путешествие в поисках сокровищ начинается! Прошу вас «пройти» на посадочные места вашего транспорта (название транспорта). Если все сели на свои места, значит мы можем «отправляться» в путь!

Схема путешествия по станциям:

Ребята, посмотрите. Мы приближаемся к станции «РАССКАЗКИНО». Что это? Посмотрите! В пеньке дерева кто-то оставил нам послание!! «Для того, чтобы отправиться на следующую станцию, вам необходимо рассказать о жизни древних людей и о том, как появился первый человек». Ну что ребята, мы сможем?? Прошу по одному человеку из команды приступить к заданию. Отлично! Мы можем двигаться дальше.

Мы продолжаем с вами путешествие на нашем молниеносном транспорте, и вот показалась станция “КАРТИНКИНО”. Что же ждет нас на этой станции?? Ребята, посмотрите, табличка! Что же там написано?

Надпись на табличке: «Чтобы отправиться дальше соберите картинки из кусочков»

Ну что, приступим? Все молодцы! Отправляемся дальше.

Следующая станция «ЗАДАЧКИНО». Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? Правильно нам надо решить задачки!

Задача 1.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Задача 2.

Всё что собирали или добывали охотой, тут же съедали. Про запас ничего не оставалось. Пищи всегда не хватало. Как вы думаете, это могло повлиять на медленный рост населения?

Мы отправляемся на нашу последнюю станцию «ОТВЕТЬКИНО»

До сокровища осталось совсем чуть-чуть. Для этого нам надо ответить на вопросы!!

Вопросы:

  1. Чем занимались мужчины? (охотой)
  2. Чем занимались женщины? (собиранием корений и плодов)
  3. Как жили люди? (родовыми общинами)
  4. Где решали все вопросы и выбирали старейшин? (На собраниях рода)
  5. Члены рода были равны между собой? (да)
  6. Кто образовывал племя? (несколько родов)
  7. Зачем работали на все племя? (чтобы выжить)
  8. Кто становился первой жертвой голода? (дети и старики)
  9. Какие животные были одомашнены? (собаки, козы и овцы)
  10. Кто были первые земледельцы? (женщины)

Отлично!! Ребята, мы прошли все станции, а это значит, что сокровище у нас! Что же это за сокровище?? Сокровище — это знания, которые мы сегодня получили!!

Вопросы для анализа: Ребята, что вы поняли? Чему научились? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? С какими трудностями столкнулись и как вы их преодолевали?

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра способствует формированию успешной учебной деятельности. Применение дидактических игр способствуют социальным и практическим навыкам, вызывающие желание младшего школьника экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Мы уверены, что использование дидактических игр несомненно даст заметный эффект в развитии детей.

Литература:

  1. Волохова, Е. А. Дидактика. Конспект лекций / Е. А. Волохова, И..В. Юкина. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. —288 с.
  2. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. — Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. — 283 с.

Похожие статьи

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактических игр на уроках математики

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Похожие статьи

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактических игр на уроках математики

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Задать вопрос