Развитие многоролевой деятельности госпитального эпидемиолога путем ее моделирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Грицюк, Е. М. Развитие многоролевой деятельности госпитального эпидемиолога путем ее моделирования / Е. М. Грицюк. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 69-75. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/8118/ (дата обращения: 16.11.2024).

Введение

Деятельность госпитального эпидемиолога нуждается в развитии, для этого предлагается провести ее анализ с помощью методов моделирования. Такая потребность созрела в связи с кадровым дефицитом врачей-эпидемиологов и их помощников в медицинских учреждениях [1], слабой детализацией деятельности [2] и механизма ее практической организации [3]. В то же время проблема инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), не теряет своей актуальности. По данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций (5–10 % пациентов, находящихся в стационарах), истинное число, по мнению экспертов, значительно выше — не менее 2–2,5 млн. человек. Экономический ущерб от них в Российской Федерации может достигать 10–15 млрд. рублей в год [4]. Для парирования выявленных недостатков предлагается пакет кортежных и иерархических моделей деятельности госпитального врача-эпидемиолога с целью ее изучения, анализа, детализации и совершенствования эпидемиологической поддержки медицинских технологий.

Анализ многоролевой деятельности госпитального эпидемиолога с помощью кортежных моделей

Основные направления деятельности врача-эпидемиолога перечислены в Национальной концепции профилактики ИСМП [4]. Однако, этот документ разработан с позиции освещения основных идей и задача подробной детализации, скорее всего, не ставилась. Также надо отметить общий подход для эпидемиологов, осуществляющих контролирующие функции государственного надзора, и госпитальных, ответственных за разработку и организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий в медицинских учреждениях. Анализируя пути совершенствования государственной системы эпидемиологического надзора и профилактики ИСМП, с применением методов моделирования, получаем следующую кортежную модель (1):

МДГЭ = <С1 — С6; R>,                                                                                              (1)

где МДГЭ — многоролевая деятельность госпитального врача-эпидемиолога, которая состоит из систем, взаимодействующих между собой и с окружающим служебным пространством: С 1 — система эпидемиолога врача, С 2 — эпидемиолога педагога, С 3 — эпидемиолога менеджера, С 4 — эпидемиолога научного работника, R — выполняет функцию матрицы связи. При этом взятый за основу прототип [4] дополнен системами: С 5 — эпидемиолога проектировщика/эксперта и С 6 — эпидемиолога системного интегратора. Так как госпитальный эпидемиолог участвует в составлении и согласовании различных технических заданий при разработке медицинских информационных систем (АРМ-эпидемиолога), проектов строительства, реконструкции, ремонта зданий и помещений, приобретении оборудования и расходных материалов, дает экспертную оценку с позиций обеспечения инфекционной безопасности медицинских технологий. Система интеграции необходима для обеспечения роли связующего звена, часто выполняемой госпитальным эпидемиологом по причине необходимости постоянного взаимодействия, иногда одновременного, с подразделениями внутри медицинского учреждения (поликлиника, стационары, административно-хозяйственная служба, экономический отдел, бухгалтерия и др.) и вне его (контролирующие и сотрудничающие организации).

Далее проведен анализ и детализация по каждой системе многоролевой деятельности госпитального врача-эпидемиолога. Для этого разработаны кортежные модели (2–7).

С 1 = <С11 — С13; R>,                                                                                               (2)

где С1 — система эпидемиолога врача, состоящая из подсистем: С 11 — информационной, С 12 — аналитической, С 13 — управленческой, R — матрица связи. За прототип принято описание системы эпидемиологического надзора, представленной во многих нормативных документах и литературных источниках [5–7]. Для этих подсистем предлагается внести только внутренние изменения: в каждой из них выделить блок, ответственный за предэпиддиагностику, основанную на сборе, анализе и выработке управленческих решений при спорадическом уровне инфекционной заболеваемости, на базе предпосылок и предвестников, которые прописаны, к сожалению, не для всех инфекций [8, 9].

С 2 = <С21 — С25; R>,                                                                                               (3)

где С2 — система эпидемиолога педагога и ее подсистемы: С 21 — знаний, С 22 –умений, С 23 — навыков, С 24 — компетенций, R — матрица связи. Прототип этой системы — компилятивный, собран из нескольких источников [4, 10, 11], преобразован под задачи госпитального врача-эпидемиолога и дополнен подсистемой С 25 — системного мышления [12].

С 3 = <С31 — С36; R>,                                                                                               (4)

где С3 — система эпидемиолога менеджера, состоящая из подсистем: С 31 –фиксации начального и желаемого состояния объекта, С 32 — назначения управления ресурсов, С 33 — подсистема фиксации откликов, С 34 — подсистема парирования помех, С 35 — подсистема критериев достижения целей, С 36 — подсистема оценок, R — матрица связи. За прототип этой системы взяты некоторые положения Национальной концепции профилактики ИСМП [4] и литературные источники, описывающие основы менеджмента [13, 14]. Необходимо отметить следующее: если специалистов контролирующих организаций наделяют определенными полномочиями, то у госпитального эпидемиолога они, как правило сведены к наблюдению, анализу ситуации, разработке рекомендаций. Предполагается, что имеется возможность участия в подготовке решений руководителей разного уровня, но качество организации профилактических и противоэпидемических мероприятий часто зависит от личного отношения администрации и исполнителей, а также, что немаловажно, от уровня ресурсного обеспечения медицинского учреждения. Предлагается повысить мотивацию сотрудников и укрепить организационный механизм в плане выполнения требований по обеспечению инфекционной безопасности путем системы поощрений и штрафов, которую можно внедрить на основе эффективных контрактов.

С 4 = <С41 — С46; R>,                                                                                               (5)

где С4 — система эпидемиолога научного работника и ее подсистемы: С41 –литературно-аналитического обзора, С 42 — прототипирования, С 43 — наблюдения и экспериментов, С 44 — моделирования нового знания, С 45 — публикаций, С 46 — оценок, R — матрица связи. Прототипом этой системы приняты общие принципы проведения научных исследований [15].

С 5 = <С51 — С55; R>,                                                                                               (6)

где С5 — система эпидемиолога проектировщика/эксперта, состоящая из подсистем: С 51 — автоматизированного генератора системно обоснованного технического задания (АГ СО ТЗ [16]), С 52 — выделения мультиагентных блоков (МАБ), С 53 — генератора частных ТЗ на МАБ, С 54 — генератора проектов, С 55 — оценки, R — матрица связи.

С 6 = <С61 — С66; R>,                                                                                               (7)

где С6 — система эпидемиолога системного интегратора и ее подсистемы: С 61 –интеграции бизнес-процессов (БП), С 62 — логистики, С 63 — информационных технологий, С 64 — управления, С 65 — системно-научной и компьютерной поддержек, С 66 –оценки уровня интеграции, R — матрица связи.

Материал для прототипа на 6 и 7 системы многоролевой деятельности госпитального врача-эпидемиолога взят из основ системотехники и моделирования [17, 18].

Иерархические модели МДГЭ в составе системы противоэпидемической поддержки (СПЭП) медицинского учреждения

Система противоэпидемической поддержки помимо непосредственно деятельности эпидемиолога включает ее объекты и систему оценок, что подробно отражено в иерархической модели (рис.1)

Рис. 1 Иерархическая модель МДГЭ в составе СПЭП (0 — система противоэпидемической поддержки (СПЭП); 1 — объекты деятельности эпидемиолога (ресурсы), 2 — многоролевая деятельность госпитального эпидемиолога (МДГЭ), 3 — оценка деятельности; 1.1 — материальные, 1.2 — человеческие, 1.3 — информационные; 1.1.1 — оборудование, 1.1.2 — материалы, 1.1.3 — здание; 1.2.1 — сотрудники, 1.2.2 — пациенты; 1.3.1 — информационная база, 1.3.2 — компьютерное обеспечение, 1.3.3. — директивные документы; 2.1 — в роли врача, 2.2 — в роли педагога, 2.3 — в роли менеджера, 2.4 — в роли научного работника, 2.5 — в роли проектировщика, 2.6 — в роли системного интегратора; 2.1.1 — информационная функция, 2.1.2 — диагностическая функция, 2.1.3 — управленческая функция; 3.1 — оценка процесса, 3.2 — оценка результата; 3.1.1 — оценка технологичности процесса, 3.1.2 — оценка затратности процесса, 3.1.3 — оценка своевременности процесса; оценки результата деятельности эпидемиолога: 3.2.1 — оценка результата деятельности врача, 3.2.2 — оценка результата деятельности педагога, 3.2.3 — оценка результата деятельности менеджера, 3.2.4 — оценка результата деятельности научного работника, 3.2.5 — оценка результата деятельности проектировщика, 3.2.6 — оценка результата деятельности системного интегратора)

 

Из рис. 1 видно, что противоэпидемическая поддержка медицинского учреждения очень объемная и сложно устроенная система. Поэтому она сокращена в части деятельности госпитального эпидемиолога, которую отразили в виде кортежных моделей. Отдельно заострим внимание на системе объектов деятельности, подробно представленной на рис.2.

Рис. 2. Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога

 

Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога как видно из рис. 2, тоже очень объемная и сложная, приведена для общей ориентации, поэтому предлагается подробно рассмотреть в виде фрагментов на рис. 3–6 с расшифровкой значений вершин.

 Рис. 3. Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога (сокращенный вариант): 1 — объекты деятельности эпидемиолога (ресурсы): 1.1 — материальные, 1.2 — человеческие, 1.3 — информационные, 1.1.1 — оборудование, 1.1.2 — материалы, 1.1.3 — здание; 1.2.1 — сотрудники, 1.2.2 — пациенты; 1.3.1 — информационная база, 1.3.2 — компьютерное обеспечение, 1.3.3. — директивные документы

 

Рис. 4 Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога «оборудование»: 1.1.1 — оборудование, 1.1.1.1 — оборудование дезинфекционное, 1.1.1.2 — оборудование стерилизационное, 1.1.1.3 — оборудование вспомогательное для обеззараживания, 1.1.1.4 — оборудование лечебно-диагностическое, 1.1.1.5 — оборудование для утилизации отходов класса Б и В; 1.1.1.1.1 — оборудование дезинфекционное для воздуха, 1.1.1.1.2 — оборудование дезинфекционное для поверхностей, 1.1.1.1.3 — оборудование дезинфекционное для инструментов, 1.1.1.1.4 — оборудование дезинфекционное для постельных принадлежностей; 1.1.1.1.1.1 — оборудование дезинфекционное для воздуха открытого типа, 1.1.1.1.1.2 — оборудование дезинфекционное для воздуха закрытого типа; 1.1.1.1.2.1 — оборудование дезинфекционное для поверхностей аэрозольное; 1.1.1.1.3.1 — оборудование дезинфекционное для инструментов ультразвуковое, 1.1.1.1.3.2 — оборудование дезинфекционное для инструментов автоматическое; 1.1.1.1.4.1 оборудование дезинфекционное для постельных принадлежностей пароформалиновое, 1.1.1.1.4.2 — оборудование дезинфекционное для постельных принадлежностей озоновое; 1.1.1.2.1 — оборудование стерилизационное высокотемпературное, 1.1.1.2.2 — оборудование стерилизационное низкотемпературное;1.1.1.2.1.1 — суховоздушные стерилизаторы, 1.1.1.2.1.1 — паровые стерилизаторы; 1.1.1.2.2.1 — газовые стерилизаторы, 1.1.1.2.2.2 — плазменные стерилизаторы; 1.1.1.3.1 — оборудование обеззараживания вспомогательное для хранения стерильного, 1.1.1.3.2 — оборудование обеззараживания вспомогательное для упаковки на стерилизацию, 1.1.1.3.3 прочее оборудование для дезинфекции и стерилизации; 1.1.1.3.1.1 — оборудование обеззараживания вспомогательное для хранения стерильного ультрафиолетовое, 1.1.1.3.1.1 — оборудование обеззараживания вспомогательное для хранения стерильного озоновое; 1.1.1.3.2.1 — оборудование для упаковки на стерилизацию путем ламинирования; 1.1.1.3.3.1 — контейнеры для дезинфекции, 1.1.1.3.3.2 — коробки для стерилизации (биксы); 1.1.1.4.1 — оборудование для инвазивных манипуляций, 1.1.1.4.2 — оборудование для анестезиологии и реанимации, 1.1.1.4.3 — оборудование поверхностно контактирующее с кожей; 1.1.1.4.1.1 — оборудование контактирующее со стерильными органами и тканями, 1.1.1.4.1.2 — оборудование контактирующие с условно заселенными слизистыми поверхностями, 1.1.1.4.2.1 — аппаратура для жизнеобеспечения, 1.1.1.4.2.1 — кювезы для ухода за недоношенными детьми; 1.1.1.4.3.1 — оборудование для физиотерапии, 1.1.1.4.3.1 — оборудование для не инвазивного обследования (тонометры, термометры и др.); 1.1.1.5.1 — оборудование для высокотемпературных методов утилизации отходов класса Б и В, 1.1.1.5.2 — оборудование для других методов утилизации отходов класса Б и В, 1.1.1.5.3 — вспомогательное оборудование для утилизации отходов класса Б и В; 1.1.1.5.1.1 — инсинераторы, 1.1.1.5.1.2 — деструкторы игл; 1.1.1.5.2.1 — оборудование для утилизации отходов класса Б и В путем измельчения, уплотнения и обеззараживания, 1.1.1.5.2.2 — оборудование для утилизации отходов класса Б и В с помощью СВЧ; 1.1.1.5.3.1 — многоразовые контейнеры для отходов, 1.1.1.5.3.2 — стойки-тележки для отходов

 

Рис. 5. Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога «материалы» и «здание»: 1.1.2 — материалы, 1.1.3 — здание; 1.1.2.1 — средства для обеззараживания, 1.1.2.2 — индикаторы, 1.1.2.3 — упаковочные материалы, 1.1.2.4 — медицинские иммунобиологические препараты (МИБП), 1.1.2.5 — материалы для утилизации, 1.1.2.6 — материалы для экспресс-диагностики, 1.1.2.7 — специальные укладки и аптечки, 1.1.2.8 — средства индивидуальной защиты (СИЗ); 1.1.2.1.1 — дезинфектанты, 1.1.2.1.2 — антисептики, 1.1.2.1.3 — стерилянты; 1.1.2.2.1 — индикаторы для средств обеззараживания, 1.1.2.2.2 — индикаторы для контроля предстерилизационной очистки, 1.1.2.2.3 — индикаторы для стерилизаторов;1.1.2.2.2.1 — индикаторы предстерилизационной очистки (ПСО) для определения 1-го компонента (моющих средств или биологической жидкости), 1.1.2.2.2.2 — индикаторы (ПСО) комбинированные (определение моющих средств и биологической жидкости); 1.1.2.2.3.1 — индикаторы для паровых (автоклавов), 1.1.2.2.3.2 — индикаторы для суховоздушных, 1.1.2.2.3.3 — индикаторы для газовых, 1.1.2.2.3.4 — индикаторы для плазменных; 1.1.2.3.1 — простая упаковка для стерилизации (бумага, ткань и др.), 1.1.2.3.2 — комбинированная упаковка для стерилизации; 1.1.2.3.2.1 — упаковка для для паровых стерилизаторов, 1.1.2.3.2.2 — упаковка для суховоздушных стерилизаторов, 1.1.2.3.2.3 — упаковка для газовых стерилизаторов, 1.1.2.3.2.4 — упаковка для плазменных стерилизаторов; 1.2.4.1 — вакцины, 1.2.4.2 — иммуноглобулины; 1.1.2.5.1 — одноразовые пакеты для утилизации отходов, 1.1.2.5.2 — одноразовые контейнеры для утилизации отходов; 1.1.2.6.1 — тест системы для диагностики ВИЧ; 1.1.2.7.1 — укладки и аптечки при ВИЧ-аварийной ситуации, 1.1.2.7.2 — укладки и аптечки при особо опасных инфекциях, 1.1.2.7.3 — укладки и аптечки при шоковых состояниях; 1.1.2.8.1 — СИЗ для кожи (халаты, шапочки, перчатки), 1.1.2.8.2 — СИЗ для глаз (очки, щитки), 1.1.2.7.3 — СИЗ для органов дыхания (маски, респираторы); 1.1.3.1 — помещения, 1.1.3.2 — системы обеспечения; 1.1.3.1.1–3 — помещения класса А-В; 1.1.3.2.1 –воздухоснабжение, 1.1.3.2.2 — водоснабжение.

 

Рис. 6. Иерархическая модель объектов деятельности эпидемиолога «человеческие и информационные ресурсы»: 1.2 — человеческие, 1.3 — информационные, 1.2.1 — сотрудники, 1.2.2 — пациенты; 1.2.1.1 — личные медицинские книжки сотрудников, 1.2.1.2 — сертификаты профилактических прививок сотрудников, 1.2.1.1 — журналы и протоколы тех. учеб для сотрудников; 1.2.2.1 — справки о медицинских осмотрах и обследованиях пациентов, 1.2.2.2 — сертификаты профилактических прививок пациентов, 1.2.2.2 — журналы и инструктаж пациентов при поступлении; 1.3.1 — информационная база, 1.3.2 — компьютерное обеспечение, 1.3.3. — директивные документы; 1.3.2.1 — программные средства общего назначения, 1.3.2.2 — программные средства противоэпидемического поддержки; 1.3.3.1 — директивные документы внешние, 1.3.3.2 — директивные документы внутренние; 1.3.3.1.1 — документы федерального значения, 1.3.3.1.2 — документы регионального значения, 1.3.3.1.3 — документы городского и районного значения; 1.3.3.2.1 — учредительные документы и должностные инструкции, 1.3.3.2.2 — приказы по медицинскому учреждению, 1.3.3.2.3 — письма по медицинскому учреждению, 1.3.3.2.4 — технологические карты, методические рекомендации по медицинскому учреждению.

 

Приведенные иерархические модели составлены на основе Национальной концепции профилактики ИСМП [4] и адаптированы для госпитального эпидемиолога на основе личного опыта.

Вывод

Разработанные и представленные в статье модели можно использовать для обучения начинающих свою деятельность госпитальных эпидемиологов, для совершенствования специалистов, имеющих определенный опыт работы, а также для составления технического задания на автоматизированное рабочее место АРМ — эпидемиолога.

 

Литература:

 

1.      Аналитический обзор о состоянии системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях Свердловской области в 2014 году http://minzdrav.midural.ru/uploads/document/2093/otchet-po-vbi-za-2014-god---mart-2015-na-sajt.pdf

2.      Грицюк Е. М. Развитие механизма компьютеризированной деятельности эпидемиолога в условиях реинжиниринга медицинского научно — практического центра: дис. … канд. мед. наук, — Екатеринбург, 2013. — 34 с.

3.      Доклад Заместителя главного врача по эпид. вопросам ГБУЗ СО «Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями», к.м.н. С. С. Смирновой, 17 апреля 2015 г. // Материалы областного совещания «Итоги работы службы эпидемиологического обеспечения Министерства здравоохранения Свердловской области в 2014 году, задачи на 2015 год»

4.      Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Утверждено — Главным государственным санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко 06.11.2011 URL: http://rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/830857

5.      Покровский В. И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины / В. И. Покровский, Н. И. Брико. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 496 с.

6.      Беляков В. Д. Эпидемиология / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. — М.: Медицина, 1989. — 416 с.

7.      Коза Н. М. Эпидемиологический надзор за инфекциями с разными механизмами передачи возбудителя, гельминтозами и иммунопрофилактикой / Н. М. Коза, И. В. Фельдблюм, В. И. Сергевин [и др.]. — Екатеринбург: УГМА, 2004. — 56 с.

8.      Приказ Минздрава РФ от 26.11.1997 N 345 (ред. от 05.05.2000) «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах»

9.      МУ 3.1.1.2969–11 3.1.1. Профилактика инфекционных болезней. Кишечные инфекции, эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика норовирусной инфекции

10.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. N 847 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»)", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2010 г. N 18277

11.  Васильев В. Н. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения / В. Н. Васильев, Л. С. Лисицына, А. А. Шехонин / Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2010, № 4(68). С 104 -108. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-286234.html

12.  Грицюк Е. М. Об особенностях модульных технологий в подготовке госпитального врача-эпидемиолога / Е. М. Грицюк, С. Л. Гольдштейн // сборник тезисов докладов «XI Международной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии в ВУЗе» (НОТВ-2014)». — Екатеринбург, 17–21 февраля 2014. — С. 2–8.

13.  Михалева Е. П. Менеджмент Конспект лекций. / Электронная библиотека TheLib.Ru. 134 с. URL: http://thelib.ru/books/mihaleva_e/menedzhment_konspekt_lekciy-read.html

14.  Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов — М.: Экономистъ, 2003. — 528 с.

15.  «Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационно-образовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий» / Учебное пособие по дисциплине «Исследовательская педагогическая деятельность преподавателя высшей школы ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» Центр педагогического образования. Екатеринбург, 2008. 188 с. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1723/3/1335044_schoolbook.pdf

16.  Гольдштейн С. Л. О функционировании автоматизированного генератора системно обоснованного технического задания на медицинскую информационную систему / С. Л. Гольдштейн, Е. М. Грицюк, Д. А. Леонов // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». 2012. № 1. С.20–32. URL: http://www.sys-int.ru/files/2012.1/146/sys_int_130_1_15_2012.pdf

17.  Гольдштейн С. Л.. Системная интеграция бизнеса, интеллекта, компьютера. — Екатеринбург: ИД «ПироговЪ», 2006. — 392 с.

18.  Гольдштейн С. Л. О механизме системной интеграции / С. Л. Гольдштейн, С. С. Печеркин, М. Л. Гольдштейн // Системы управления и информатизационные технологии. 2011. № 3,1 (45). — С 127–131.

Основные термины (генерируются автоматически): госпитальный эпидемиолог, деятельность эпидемиолога, медицинское учреждение, иерархическая модель, матрица связи, госпитальный врач-эпидемиолог, многоролевая деятельность, противоэпидемическая поддержка, система, информационная база.

Похожие статьи

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой деятельности человека

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога

Возрастные аспекты распространенности некоторых факторов риска предгипертензии

Роль саногенетического мониторинга в оздоровлении школьников

Похожие статьи

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой деятельности человека

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога

Возрастные аспекты распространенности некоторых факторов риска предгипертензии

Роль саногенетического мониторинга в оздоровлении школьников