Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Саъдуллаев Д. С. Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 171-173. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8797/ (дата обращения: 23.10.2018).



 

Негосударственные некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных экологических проблем и задач, связанных с охраной природой. Именно поэтому сегодня наиболее актуальным становятся вопросы обеспечения дальнейшего развития ННО, усиления их роли в обеспечении прозрачности и эффективности проводимых реформ, создания необходимой правовой основы участия ННО в реализации программ социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и охраны здоровья населения.

Необходимо также отметить, что по инициативе Президента Ислама Каримова в нашей стране создаются широкие возможности для свободной деятельности негосударственных некоммерческих организаций. В результате все больше активизируется участие ННО в социальной жизни общества, в частности, в охране окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделяется обеспечению чистоты окружающей среды, охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, усилению общественного контроля в процессе решения имеющихся экологических проблем.

Таким образом, в Республике Узбекистан создана достаточная правовая база для развития общественных экологических институтов, гарантированы их права и заинтересованное взаимодействие с государственным органами [1]. В частности, приняты законы «Об общественных фондах», «О благотворительности», «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», «О средствах массовой информации», ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства страны.

Важным фактором укрепления и развития независимых ННО и других институтов гражданского общества стал Закон Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Он установил целостную систему правовых, экономических, организационно-технических мер поддержки многообразной деятельности ННО, развития социального партнерства между ними и органами государственной власти и управления.

Принятые в последние годы такие законы как «Об экологическом контроле» (27.12.2013 г.), «О социальном партнерстве» (25.09.2014 г.), «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (05.05.2014 г.) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (26.08.2015 г.) служат активизации участия органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества и широкой общественности в охране окружающей среды.

В этой связи важное роль играет принятие Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» от 27 декабря 2013 года, направленного на дальнейшую активизацию участия общественности, ННО в осуществлении экологического контроля, мониторинга ситуации в регионах страны в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения. В частности данным Законом определены: роль и место ННО в осуществлении экологического контроля, мониторинге окружающей среды и охране здоровья населения; механизм координации контрольной деятельности; полномочия экологических ННО, служб ведомственного и производственного экологического контроля; порядок осуществления ими своих функций в этой сфере и др. Также впервые в нашей стране внедрен институт общественных экологических инспекторов.

Среди негосударственных некоммерческих организаций в сфере охране окружающей природной среды важное практическое значение имеет создание Экологического движения Узбекистана 2 августа 2008 года и принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» от 25.12.2008 года. Согласно вышеуказанному Закону Экологическому движению Узбекистана отведено 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, что позволяет ему оказывать непосредственное, эффективное воздействие на совершенствование законодательства в области охраны природы и здоровья населения, его неукоснительное исполнение в центре и на местах.

Вместе с тем мы согласны с тем, что участия институтов гражданского общества в правоприменение экологического законодательства послужит эффективной основой предупреждения правонарушений в сфере экологии, обеспечит повышение экологической и правовой культуры население посредством активного участия в их деятельности по обеспечению охраны окружающей природной среды [3].

Особое значение в развитии отечественных ННО и укреплении их сотрудничества с органами государственного управления имеет Закон «О социальном партнерстве» от 25 сентября 2014 года, который определил четкие границы и организационно-правовые механизмы взаимоотношений негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами [2]. Закон послужил установлению эффективных связей взаимодействия государственных органов, природоохранных ведомств, органов самоуправления граждан и экологических общественных организаций в деле охраны окружающей среды. В рамках реализации закона при представительных органах регионов формируются общественные комиссии по социальному партнерству, деятельность которых послужит выработке перспективных социально и общественно значимых программ. Примечательно, что в Узбекистане созданы необходимые условия для эффективного использования принципа социального партнерства в сфере охраны природы. Ее дальнейшее усиление и повышение эффективности продолжает быть важной задачей государства и всего общества.

Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений [4]. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс [5]. Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов [6].

Необходимость возникновения и развития социального партнерства в сфере охраны природы обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты — государственные органы и негосударственные некоммерческие организации не могут эффективно реализовать задач по успешной охране окружающей природный среды, обеспечение экологической безопасности и др. друг без друга, без взаимодействия.

Ни государственные органы, ни институты гражданское общество не смогут: одни — обеспечить исполнение норм экологических законов, а другие — реализовать право на благоприятной природной среде, если не объединятся, взаимодействует. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно их роли и функции — разные. Это ведет к существенным различиям в их положении и личных интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьезных противоречий. Здесь-то и возникает осознание необходимости обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т. е. выхода на путь социального партнерства. По этому главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. Исходя из этого можно назвать пять основных принципов партнерства в экологической сфере: взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных; паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений; социальную справедливость при регулировании интересов и действий; поиск и нахождение компромисса, достижение социального согласия; взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений и др.

Главный результат социального партнерства — социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач. Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять. Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения. Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров.

Так, в зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства. Первая модель сформировалась на севере Европы — в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в сфере охраны природы и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень конкретных государственных органов.

Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением договоров в основном на уровне соответствующих государственных органов. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки.

Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия, Голландия, Швейцария и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях.

В заключении хотелось бы отметить, что актуальной задачей на сегодняшний день остается активизация участия граждан, прежде всего через общественные структуры. В перспективе на основе социального партнерства целесообразно разработать и реализовать проекты, направленные на охрану природы, так как для этого в нашей стране созданы необходимые условия.

 

Литература:

 

  1.    Икрамов Р. А. Правовые основы участия общественных институтов в обеспечении экологических прав человека в Республике Узбекистан // Вестник Пермского университета. — Перм, 2010. — № 2(8). — С.37.
  2.    Хамраев У. Р. Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 109.
  3.    Сафаров Д. И., Рузиев З. Р. Тенденции совершенствования законодательных основ экологических полномочий институтов гражданского общества: опыт Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 877.
  4.    Гордон Л. А., Клопов Э., Шаблинский Э. и др. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству. — М.: Спец. приложение к бюллетеню «Конституционный вестник», 1993.
  5.    Ветров А. Соперничество или партнерство? (Внешнеэкономическая экспансия капитала). — М.: Мысль, 1990. — 270 с.
  6.    Лутохина Э. А. Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, Узбекистан, окружающая среда, экологический контроль, гражданское общество, охрана здоровья населения, модель, социальное согласие, сфера охраны природы, государственная власть.

Похожие статьи

Тенденции совершенствования законодательных основ...

социальное партнерство, Узбекистан, окружающая среда, экологический контроль, гражданское общество, охрана здоровья населения, модель, социальное согласие, сфера охраны природы, государственная власть.

Участие институтов гражданского общества в обеспечении...

Узбекистан, гражданское общество, экологический контроль, сфера экологии, окружающая среда, социальное партнерство, естественная окружающая среда, Экологическое движение Узбекистана, том, участие.

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

Воспитание экологического сознания и экологической... Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Основные направления государственной политики в сфере...

Каждое государство, которое стабильно развивается экономически и социально, обязано обеспечить людей охраной и безопасным состоянием окружающей среды, а также уметь обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере... В целях поддержания экологических параметров на оптимальном для жизни...

Правовые основы обеспечения рационального...

В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды...

Экологическое движение Узбекистана как важный субъект...

- повышение активности населения в сфере защиты окружающей природной среды, улучшения экологии, водной и воздушной среды, защиты их от вредных выбросов, охрана и восстановление биологической разновидности

окружающая среда, экологическая безопасность, охрана...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды... окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана, государственная политика, природная среда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тенденции совершенствования законодательных основ...

социальное партнерство, Узбекистан, окружающая среда, экологический контроль, гражданское общество, охрана здоровья населения, модель, социальное согласие, сфера охраны природы, государственная власть.

Участие институтов гражданского общества в обеспечении...

Узбекистан, гражданское общество, экологический контроль, сфера экологии, окружающая среда, социальное партнерство, естественная окружающая среда, Экологическое движение Узбекистана, том, участие.

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

Воспитание экологического сознания и экологической... Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Основные направления государственной политики в сфере...

Каждое государство, которое стабильно развивается экономически и социально, обязано обеспечить людей охраной и безопасным состоянием окружающей среды, а также уметь обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере... В целях поддержания экологических параметров на оптимальном для жизни...

Правовые основы обеспечения рационального...

В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды...

Экологическое движение Узбекистана как важный субъект...

- повышение активности населения в сфере защиты окружающей природной среды, улучшения экологии, водной и воздушной среды, защиты их от вредных выбросов, охрана и восстановление биологической разновидности

окружающая среда, экологическая безопасность, охрана...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды... окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана, государственная политика, природная среда...

Задать вопрос