Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Аюбова И. Х. К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана) // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/151/42756/ (дата обращения: 19.04.2018).



Экологическая ситуация в Узбекистане характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В конце прошлого столетия в Узбекистане были определены комплексные подходы к социальной значимости, структуре, этапам, содержанию, методам всей системы образования страны, ключевым принципом которого стала задача формирования всесторонне развитой личности, готовой к решению современных внутренних и внешних социальных, экономических, политических проблем страны, которая наметила путь строительства открытого, демократического правового государства и гражданского общества [1].

Процесс экологического образования в той или иной мере всегда сочетая в себе двуединство обучения и воспитания, направлялся на формирование экологической ответственности в отношении окружающей среды, которое должно было проявляться через экологически-ориентированное поведение человека, и оно рассматривалось как составная часть общей системы образования и воспитания [Маликова.2009].

Экологически ориентированное обучение состоит из интеграции идей и принципов устойчивого развития, направленных на формирование личности с системным мировоззрением, критически, социально, экономически и экологически ориентированным мышлением, и активной гражданской позицией, во все формы и уровни образования.

Определяющей идеей экологически ориентированного обучения является развитие навыков и способностей, углубление знаний, ориентированных на предупреждение и решение социальных, экономических и экологических вызовов и угроз современности и будущего, в том числе, Аральского кризиса.

Ясно одно, что формирование экологической культуры личности является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, в котором ему приходится жить и существовать. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении экологических проблем, а также его способность оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, как фактора, обеспечивающего его же ценность.

Основными принципами экологического образования определены следующие постулаты:

– Ценностные ориентиры общества — справедливость, этика ответственности перед будущими поколениями (с учетом интересов будущего поколения);

– Междисциплинарный подход — взаимосвязь социальных, экономических и экологических целей;

– Сетевое сотрудничество — участие всех слоев общества в демократическом процессе принятия решения (государственные учреждения, гражданское общество, учебные и научно-исследовательские учреждения, частные предприниматели и др.).

– Образование на протяжении всей жизни — все формы и уровни системы образования.

Почему в Узбекистане так скрупулезно и тщательно был поставлен вопрос экологического образования и задача формирования экологической культуры населения?

Прежде всего, Узбекистан является страной, которая воочию столкнулась не с одной, а целым комплексом экологических проблем и зон, разрушенных в плане экологии. Это — высыхание Аральского моря, проблемы с озерами Айдар-Арнасай, вредные выбросы производственных мощностей предприятия «Таджикистан-Талко» и мн. др.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения:

– экологического мировоззрения;

– бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;

– личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

– осознанного выполнения экологических правил и требования

Следовательно, вопросы экологического воспитания в Узбекистане вызвали пристальный интерес ученых педагогов еще с середины прошлого столетия, после того как страна воочию столкнулась с экологическими проблемами мирового масштаба. Продолжительность и масштабность негативных изменений окружающей природной среды вызвала необходимость усиления экологической культуры населения в целом, и в частности культуры экологической безопасности лиц, принимающих экологически значимые решения. Главным вопросом формирования системы образования стал вопрос об экологическом образовании для всех. Сегодня, экологическое образование может быть сфокусировано на любой проблеме — от обмена веществ до национальной безопасности, и оно чаще всего не систематизировано, фрагментарно [7].

В данное время в Узбекистане подготовка специалистов с высшим образованием по экологическим дисциплинам ведется по шести направлениям и среди них определены более тридцати новых для региона специальностей. Первые Государственные стандарты по экологии для бакалавров и магистрантов были утверждены решением Кабинета Министров Узбекистана в 2001 году, которые в дальнейшем пересматривались в 2008 году. На основе этого стандарда предмет “Экология” был внесен во все учебные программы ВУЗ ов страны. Кроме этого, по некоторым специальностям на уовне бакалавра были утверждены стандарты по 4 новым специальностям, и также по 19 специальностям для магистратуры.

Поэтому в системе образования, которые готовят специалистов в технических сферах деятельности было необходимо скорейшее решение ряда принципиальных задач:

– требуется системный подход, оптимизирующий весь материально-производственный цикл — от сырья до готового продукта и утилизации отходов производства;

– внедрение системы экологического управления и менеджмента, включающей в себя создание такого механизма, который целенаправленно будет ориентировать все субъекты предпринимательства на соблюдение природоохранных требований.

– обеспечение стабилизации и последующего коренного улучшения состояния окружающей среды за счет «экологизации» экономической деятельности;

– массовое внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

– потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

– установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

– убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

– потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями:

мировоззрение → + ценности → + отношение → + поведение → + реальные действия→ + устойчивость развития.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только уровнем экологических знаний, но и уровнем психоэмоциональным, душевным отношением к окружающей среде. В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.

В связи с этим крайне необходимо создание образовательной системы, которая должна решать следующие задачи:

– введение в содержание образования на различных уровнях отдельного предмета «экология», что уже осуществлено в Узбекистане, экологизации всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер;

– подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и их методическое обеспечение;

– усиление роли нравственно — этических аспектов отношения к природе в содержании образовательных программ всех участвующих в данном процессе сторон.

В содержании экологического образования различают два вида компонентов:

– формирование мировоззренческих и нравственных основ;

– формирование конкретных экологических знаний и умений.

В такой связи компонентов в Узбекистане выделяют:

– одно предметную модель, предполагающую изучение экологии как самостоятельного предмета;

– многопредметную, предполагающую глубокую экологизацию содержания традиционных учебных предметов;

– смешанную с учетом особенностей традиционных учебных предметов (экологизацией их), и целостно в самостоятельных интегрированных курсах экологии. Смешанная модель имеет выраженную практическую направленность и признана наиболее перспективной и эффективной.

В рамках повышения экологической сознательности и развития экологически ответственного образа жизни всегда будет оставаться актуальным привлечение внимания населения к экологическим проблемам; пропаганда бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации жителей вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; повышение квалификации специалистов в области экологического образования; формирование и воспитание экологического мировоззрения; подготовка и создание специальных информационных материалов и средств наглядной агитации для широчайшего распространения среди населения; изготовление видеороликов, радиопрограмм и их размещение в СМИ.

Литература:

  1. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (URL: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=19769 15.01.2017)
  2. Совершенствование экологического образования и воспитания в ВУЗе: методическое пособие.- Ташкент: ТГПУ им Низами, 2008 -63с.
  3. Ходжаева С. И., Мухамеджанов М., Шамансуров С. С., Сафаев У. А. Влияние выбросов и сбросов промышленных отходов на благосостояние и здоровье населения по Кашкадаринскому региону // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 415–418.
  4. Бозорова Н. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Пед.ф.н....дисс.авт. — Тошкент: 2006. -43б.
  5. Маликова А. Р. Педагогика олий ўқув юрти талабаларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н....дисс.авт. — Тошкент: 2009 -20б.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры, системы образования, окружающей среды, Сущность экологического воспитания, экологической культуры населения, культуры экологической безопасности, экологических знаний, формирование экологической, окружающей природной среды, Процесс экологического образования, формирование экологической ответственности, принципами экологического образования, вопрос экологического образования, формирование экологической культуры, традиционных учебных предметов, содержании экологического образования, экологических проблем, вопросы экологического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос