Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.

Дата публикации: 08.07.2016

Статья просмотрена: 14537 раз

Библиографическое описание:

Сатуева, Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1160/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Для обеспечения устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов важным слагающим является повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества.

Усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного основания экологического воспитания и экологической грамотности личности, которые будут способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе.

Академик Н. Н. Моисеев утверждал, что «экологическое (лучше сказать энвайронментальное) воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории; экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих или уже их имеющих…» [7].

Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, в том числе даже и многих чиновников-специалистов (которые не получили достаточного образования в сфере экологии), мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. Если этой работе не уделять достаточного внимания — у нас почти не остается шансов для создания хотя бы минимально необходимых условий морально-психологического, интеллектуального развития. Поэтому развитие экологического образования является на сегодняшний день делом общенародным и общую задачу экологического образования мы видим в снижении риска жизни для людей и в обеспечении для них безопасности, формировании у каждого человека экологического мышления, регулирующего его практические действия в повседневной жизни. Основная цель вузов — научить студента экологизироваться, расширить знания не только связанные с окружающей средой, но и правильно сформировать их воспитание, экологическую культуру по отношению к природе [6, 8].

Филолог, искусствовед, историк культуры, Лихачев видел в экологии еще одну сторону, и как следствие его иная интерпретация целостности этой области знания. Именно им был введен термин «экология культуры» или «культурная экология». Исходя из происхождения слова «экология» (что означает дом, жилище), Лихачев вкладывал в понятие экологии свой смысл. «Домом может служить как природа, живая и «мертвая», так и та часть мира, которой человек окружает себя». Сохранение природы естественного дома человека и сохранение созданного им дома культуры являются, с точки зрения ученого, одинаковыми по значимости, актуальности и ценности.

Поэтому, как ни странно это может показаться в первый момент, экология как образ мысли и спасение человечества и природы и экология культуры тесно взаимосвязаны [7, 9].

Экологическая культура, в более формальной интерпретации, — это система особых взаимоотношений человека и природы. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических принципов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 7 мая 1998 г.) [3, 5].

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

−                    заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

−                    потребность общества в экологически грамотных гражданах;

−                    состояние и достижения экологической науки;

−                    психолого-возрастные и познавательные особенности обучающихся;

−                    общее состояние и тенденции развития системы образования в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление [1, 2].

Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между природоохранными, социальными и экономическими проблемами с учетом общественного мнения, вовлечения неправительственных организаций в процесс принятия решений, касающихся вопросов охраны окружающей среды. Это является не только важным фактором реализации стратегии устойчивого развития, но и основой эффективной экологической политики.

Одним из направлений экологизации общественного сознания является развитие социально-образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры у подрастающего поколения и взрослого населения. Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры [2, 7].

В настоящее время не прослеживается взаимосвязь между темпами развития экологического образования, растущим количеством институтов, и числа выпускников с экологическим образованием на территории России и решением проблем рационального природопользования на примере восстановления нарушенных и деградированных территорий хотя бы на локальном уровне.

А мероприятия, рекомендации и комплекс мер, направленных на решение проблем в области охраны окружающей среды не отражаются в практическом применении. Территорий с экологическими проблемами в стране становится с каждым годом все больше и больше.

Слагающие показателей развития экологического образования и сложившейся современной экологической ситуации в стране не должны идти параллельно, а должны тесно пересекаться и взаимодействовать.

 

Литература:

 

  1.                Байраков И. А., Гакаев Р. А., Идрисова Р. А. Экологическое образование в системе среднего и высшего профессионального образования в Чеченской Республике. В сборнике: Качество науки-качество жизни 2009. С. 151–154.
  2.                Бибикова Н. Г. Сущность экологического образования обучающихся. Электронный ресурс: superinf.ru
  3.                Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. 2015. С. 178–181.
  4.                Гакаев Р. А. Экологическая грамотность как необходимое условие экологически безопасной деятельности общества. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.
  5.                Лещинская В. В. Экологическая культура: несколько шагов к пониманию понятия. Роль библиотек России в формировании экологической культуры Лига культуры. — 2014. — № 4. — С. 168–171.
  6.                Проблемы формирования экологической культуры у студенческой молодежи. Электронный ресурс: smc.kaznu.kz.
  7.                Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 27–30.
  8.                Сатуева Л. Л. Экологическая культура как показатель социально-экономического и нравственного развития общества. В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития территорий сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 63–67.
  9.                Смалева П. Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) Вестник Томского государственного педагогического университета№ 6. 2009. С.98.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, подрастающее поколение, природа, решение проблем, Российская Федерация, устойчивое развитие.

Похожие статьи

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура, важный элемент в развитии...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на...

экологическое образование, окружающая среда, младший...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

устойчивое развитие, экологическое образование, Россия, дошкольное образование, образовательная область, младший возраст, дошкольный уровень, государственный уровень, Российская Федерация...

К вопросу о формировании культуры экологической...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура подрастающего поколения...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе. Автор: Шпанёва Ирина Владимировна.

Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, экологическая мотивация, экологическое образование.

Похожие статьи

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура, важный элемент в развитии...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на...

экологическое образование, окружающая среда, младший...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

устойчивое развитие, экологическое образование, Россия, дошкольное образование, образовательная область, младший возраст, дошкольный уровень, государственный уровень, Российская Федерация...

К вопросу о формировании культуры экологической...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Экологическая культура подрастающего поколения...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе. Автор: Шпанёва Ирина Владимировна.

Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, экологическая мотивация, экологическое образование.

Задать вопрос