Библиографическое описание:

Шпанёва И. В. Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 390-393.

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — человек — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества (человека) и природы, остро поставив вопрос о формировании экологической культуры и выявлении ее роли в улучшении социоприродного взаимодействия.

Ключевые слова: экология, экологическая культура, социум, метод анкетирования.

Экoлогическая культура охватывает сферу отношений человека и общества к природе.

Осмысление проблем взаимодействия природы и общества [Глазачев, 2003], влияния природы на развитие культуры человека [Губарева, 2010], [Ходченков, 2006], становления экологической культуры общества [Захарова, 2012], [Марар, 2012] и факторы её формирования [Гузаирова, 2011], [Егорова, 2002] активно осуществлялось в работах отечественных специалистов.

В условиях обострения экологической ситуации особую актуальность приобретает определение возможностей решения экологической проблемы, в основе которого лежало бы развитие взаимодействия природы, общества и культуры, процессов становления экологической культуры и соответствующих ей форм человеческой жизнедеятельности.

В экологической культуре современного российского общества преобладают утилитарные индивидуалистические установки. Культура общего обустройства среды обитания вытесняется культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума [6, c. 3]. В связи с этим возникает необходимость формирования новой культуры человека, в образе жизни и поведении которого новое отношение к окружающей среде является неотъемлемой чертой. Жизнь человека и ее сохранение, воспроизводство жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества являются критериями экологичности. В этом контексте является актуальным анализ содержания экологической культуры, конкретизирующий общечеловеческие ценности применительно к восприятию природы и культуры как определенного единства. Также же важно изучение экологической культуры на социологическом уровне для выявления качественных характеристик и количественных параметров различных ее элементов и их взаимосвязи [7, c. 4]. Поэтому особенно перспективны исследования, проводимые среди молодежи, так как они позволяют прогнозировать развитие экологической культуры общества в ближайшем будущем.

Цель исследований заключалась в изучении понимания экологической культуры подрастающим поколением в современном обществе на примере студентов Петровского колледжа. Анкетирование проводилось среди студентов 1–3 курсов специальностей «Реклама», «Иностранный язык», «Программное обеспечение компьютерных сетей и вычислительной техники», имеющих свою специфику в отношении уровня подготовки и соотношения полов, что отразилось в ответах. Всего в опросе приняли участие 126 человек, из которых 72 девушки и 54 юноши. Анкета была разработана самими исследователями, она состояла из 24 вопросов.

Как показал опрос, большинство студентов независимо от профессиональной направленности не имеют точного представления о том, что изучает экология как наука, и не владеют содержанием понятия «экологическая культура человека». Так, по первому вопросу абсолютно правильный ответ дали 38 % и 58 % дали ответ близкий по смыслу. На вопрос «Что представляет собой экологическая культура?» правильный ответ упомянули 24 % студентов, остальные сделали ошибочный выбор в пользу ответов по общей экологии. Таким образом, студенты затрудняются выделить специфику определенного направления экологических знаний, связанного с экологической культурой человека.

Относительно характеристики экологической ситуации в г. Санкт-Петербурге абсолютное большинство опрашиваемых (81 %) определило ее как плохую. На технической специальности количество учащихся, которые затруднились с ответом на данный вопрос, оказалось значительно большим (28 %), чем на рекламе (9 %) и иностранном языке (10 %). Это показало статистически существенное отличие одной из анализируемых специальностей. Основными причинами плохой экологической ситуации в городе назывались следующие: грязный воздух (44 %) и вода (35 %) из-за выбросов продуктов переработки фабрик и заводов, по-прежнему, не имеющих качественной системы очистки и фильтрации отходов; загазованность воздуха (36 %), пыль (2 %) и шум (5 %) от излишнего количества автотранспорта; много мусора (33 %); грязно на дорогах (16 %) и наличие на них же соли и химических реагентов (4 %) в зимнее время года, большая часть которых затем попадает в открытые водоемы; мало парковых зон и зеленых насаждений (10 %); много курящих (1 %).

В качестве источников, которые помогают учащимся в оценке экологического состояния городской среды, в порядке уменьшения частоты их упоминания отмечались личный опыт (34 %), телевидение (29 %), печатные издания (16 %), радио (8 %). Внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы также было отмечено в качестве фактора оценки экологии в городе (11 %).

Характеризуя меру и степень ответственности за экологическую ситуацию в городе, можно отметить, что 15 % испытуемых возлагают эти полномочия на Правительство РФ, 21 % — на мэра города, а большинство (65 %) считает, что население в целом и каждый житель города в частности должен заботиться об окружающей среде. В том числе 11 человек (9 %) из опрошенных 126 полагают, что ответственность несут Правительство РФ, мэр города и население вместе взятые.

Исследуя зависимость плохой экологической ситуации в городе на самочувствие населения, 51 % анкетируемых ответил, что, скорее всего, влияет отрицательно, 32 % указало, что это влияние сильное, по мнению 10 % влияние отсутствует и 7 % затруднились ответить.

Для разрешения экологической ситуации в городе в лучшую сторону чаще всего предлагались такие меры, как установка современных эффективных очистных установок и фильтров на функционирующие предприятия (12 %) или даже вынос их за черту города (3 %); озеленение города (12 %); переход на электромобили (11 %), уменьшение количества машин или ограничение по их эксплуатации (6 %); уборка (9 %) и переработка (10 %) мусора; качественная уборка улиц (10 %); введение штрафов и санкций за несоблюдение экологических нормативов и требований (10 %); повышение экологической культуры и образованности у населения (10 %). Среди реже упоминаемых ответов были и такие, как проведение субботников и других экологических акций (7 %), увеличение количества урн (3 %) и дворников (3 %), больше социальной рекламы (3 %) и финансовых средств на уборку города (2 %), в том числе не мусорить самим (5 %), прежде всего.

Ряд вопросов анкеты касался социально-психологической направленности жизнедеятельности человека, как фактора его гармоничного развития.

Среди анкетируемых удалось выявить, что 25 % студентов сосредоточено только на учебе, 17 % совмещают учебу и работу, а оставшиеся 58 % учатся и хотели бы работать. При этом среди студентов 3 курса работающих значительно больше (29 %), чем таковых на 1 курсе (6 %).

Достаточно интересными оказались ответы студентов, касающиеся жизненных ценностей и приоритетов. Независимо от специальности на первом месте семейные ценности, на втором — здоровье, на предпоследнем и последнем — карьерный рост и увлечения. На специальностях «Реклама» и «Иностранный язык», где основной контингент составляют девушки, третье место было отдано чувству любви, а на специальности «Программное обеспечение компьютерных сетей и вычислительной техники» с преобладанием юношей это место заняла дружба.

Несмотря на вышеуказанные ответы, большинство учащихся (83 %) допускают, что в погоне за материальными ценностями человек способен утратить морально-нравственные качества, потерять здоровье, любовь, друзей. Это показывает наличие проблемы скрытых приоритетов, которые могут проявляться при определенных обстоятельствах.

На вопрос о влиянии учебного процесса на взаимоотношения с семьей, любимыми, друзьями, поддержание интересов примерно одинаковое количество опрошенных дали положительный (44 %) и отрицательный (48 %) ответы. 25 % опрошенных имеют достаточно свободного времени, которое они могут потратить на свои интересы, 38 % его хватает, но времени, чтобы заняться любимым делом остается не так много, больше времени посвящать своим увлечениям хотели бы 30 % студентов, на нехватку свободного времени ссылаются 7 %. Как оказалось, основная масса студентов приходит на учебу в разном настроении (72 %), равное небольшое количество учащихся ответило, что всегда в хорошем (14 %) или чаще в плохом (13 %).

Анализ ответов на следующий вопрос показал, что почти все анкетируемые (94 %) считают себя общительными людьми, но многие (44 %) все же хотели бы быть более коммуникабельными. Широкий круг общения имеют 55 %, ограниченный — 37 %, на малое количество друзей и знакомых указало 7 % учащихся. Исходя из этого, одинокими ощущают себя 81 %, из них часто — 10 %, редко — 24 %, иногда (совсем редко) — 47 %. Никогда не чувствуют себя одинокими 19 % опрошенных студентов. Поднятая в одном из вопросов проблема одиноких людей в крупных городах нашла положительный отклик у значительного числа молодежи (69 %), в качестве других вариантов ответа эту проблему считают преувеличенной 17 %, и ничего об этом не слышали 14 %. В качестве возможных причин, вызывающих одиночество, чаще других назывались замкнутость (19 %), сложный характер (14 %), высокая занятость (13 %), комфортное пребывание в одиночестве (12 %), неумение общаться (11 %) и отсутствие взаимопонимания с окружающими (6 %), неуверенность в себе (7 %). Редкими ответами были недостаточное внимание со стороны близких и сложности в семье, воспитание и поведение человека, его вредные привычки, лень, эгоизм, увлечение компьютерными играми и Интернетом.

Внешний вид играет важную роль в жизни человека. Человек всегда должен следить за собой и соблюдать правила гигиены. Именно так считают 87 % обучающихся. Небольшому количеству студентов (10 %) внешний вид не так важен, в некоторых случаях правилами гигиены они могут пренебречь. Только 3 % учащихся не придает значения внешнему виду.

Большое значение в жизни человека имеет правильное питание. С этим утверждением согласилось 16 % опрошенных. Стараются питаться правильно 64 %, но это не всегда у них получается. Остальные 19 % студентов не придают особого значения культуре питания.

Таким образом, исследование показало, что проблемы, связанные с экологическими аспектами жизнедеятельности человека в современном городе, действительно существуют. Согласно проведенному опросу, экологическая ситуация в городе признана неблагоприятной, способной оказывать влияние на здоровье и самочувствие людей. При этом большая часть опрошенных делает такой вывод, руководствуясь личным опытом. Жителям приходится сталкиваться с хорошо известными факторами ухудшения экологической обстановки, которыми являются вредные выбросы в атмосферу, реки и каналы промышленных предприятий и фабрик, грязь и мусор на улицах города, большое количество автомобилей, плотная застройка, недостаточная озелененность. Но молодое поколение видит выход из сложившейся ситуации в совместных усилиях правительства и главы города, в понимающем отношении к экологии со стороны каждого его жителя.

Просматривается стремление студентов совмещать учебный процесс и трудовую деятельность. И хотя большинство из них допускают потерю морально-нравственных качеств в погоне за материальными благами, но на первых местах по значимости в современном обществе все также стоят истинные человеческие ценности — семья, здоровье, любовь и дружба. При высокой занятости учебой и подработкой многие учащиеся не уделяют обозначенным жизненным приоритетам столько времени, сколько бы им хотелось. В итоге они не имеют широкого круга общения и хотели бы быть более коммуникабельными, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону. Молодежь знает о проблеме одиноких людей в крупных городах и о тех причинах, которые способствуют этому явлению. Уже в своем возрасте иногда и они ощущают себя одинокими. Они придают большое значение внешнему виду, соблюдают правила гигиены и стараются правильно питаться, понимая какое влияние это оказывает на формирование гармонично развитой успешной личности.

Также можно заметить, что существует некоторая внутренняя противоречивость экологической культуры студентов, которая заключается в дистанцировании экологического знания, их ценностного закрепления в сознании, и собственно экологического поведения. Причем величина дистанции между этими уровнями экологической культуры в определенной степени зависит от принадлежности молодежи к определенной социально-профессиональной группе.

В заключении следует отметить, что на современном этапе развития общества экологическая ситуация свидетельствует о необходимости усиления духовно — нравственной культуры как составной части экологической культуры молодёжи и общества в целом. Исходя из этого, в формировании экологической культуры ключевая роль принадлежит социальным институтам: государству, семье, системе образования, средствам массовой информации, результатом воспитания которых, будет гармонично развитая и культурно развитая (в широком понимании этого слова) личность.

Литература:

1.         Глазачев С. Экологическая культура мира — приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. — № 9–10. — 2003. — с.17.

2.         Губарева Л. И., Мизирёва О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: практикум для вузов. — Москва, 2010. — 139 с.

3.         Гузаирова Н. П. Проектно — исследовательская деятельность как фактор формирования экологической культуры студента / Н. П. Гузаирова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 23 с.

4.         Егорова Н. Н. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект / Н. Н. Егорова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Томск, 2002. — 27 с.

5.         Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы / Е. Ю. Захарова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. философ. наук. — Чита, 2012. — 39 с.

6.         Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе / О. И. Марар // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. соц. наук. — Москва, 2012. — 33 с.

7.         Ходченков А. В. Экологическая культура российской молодёжи: состояние и тенденции трансформации / А. В. Ходченков // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. соц. наук. — Ростов — на — Дону, 2006. — 28 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологической ситуации, экологической ситуации в городе, экологической культуры общества, становления экологической культуры, плохой экологической ситуации, культуры человека, экологической культуры и выявлении, экологическая ситуация, экологической культуры студентов, экологической культуры и образованности, развитие экологической культуры, содержания экологической культуры, изучение экологической культуры, понимания экологической культуры, экологической культуры ключевая, экологической культуры студента, Похожая статья, экологической культуры молодёжи, экологической ситуации особую.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос