Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 5653 раза

Библиографическое описание:

Аманов Г. А., Абдуллаев Т. Б. Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/archive/208/50877/ (дата обращения: 17.11.2019).



В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в республике и в формировании экологической культуры у населения.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана.

В настоящее время очень важно, чтобы любая страна в своем прогрессивном развитии и повышении благосостояния населения следовала трем основным принципам: экономическому росту, социальной защите и экологической безопасности. В этом плане, в нашей стране с первых лет независимости, претворяется в жизнь сильная, дальновидная политика, достижения которой сегодня признаны не только узбекистанцами, но и развитыми странами мира и международными организациями.

Начало третьего тысячелетия можно охарактеризовать двумя важными тенденциями. Во-первых, человек повстречался с такими глобальными экологическими проблемами, как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение питьевой воды, деградация лесов и почвы, сокращение биоразнообразия, обеззараживание отходов. Во-вторых, мир изменяется такими быстрыми темпами, что некоторые вчерашние критерии совершенно не подходят к сегодняшним. С течением времени экологические проблемы расширяются. В принятой в конце прошлого века Всемирной Хартии природы, ООН определила основные положения об отношениях природы и человека. В ней подчеркнуто, что человек является частичкой природы, что жизнь связана с непрерывной деятельностью природных систем, которые являются источником энергии и продуктов питания, что человек своими действиями может изменить природу, закончить ее ресурсы, поэтому он должен полностью осознать необходимость сохранения равновесия и качества в природе, сохранения природных ресурсов.

Формирование и развитие экологического сознания и экологической культуры сегодня является своеобразным требованием нашей эпохи. Основная задача экологического сознания и экологической культуры — через повышение экологической культуры нашего народа добиться эффективного природопользования на основе принципов правового гражданского общества, вместе с государственным контролем в сфере охраны природы усилить экологический контроль общественности, всесторонне повышать в экологическом сознании и культуре народа всемерную заботу о природе, показать важность охраны окружающей среды, природоохранных мероприятий в деле обеспечения будущих поколений необходимыми условиями для жизнедеятельности.

Некоторые экологи считают, что все экологические проблемы и вопросы защиты окружающей среды от загрязнения, а также связанные с ними вопросы охраны здоровья граждан не следуют возлагат только на госбюджет. Те, кто загрязняет, должны оплатить нанесенный ущерб. Однако, если подумать с другой стороны, то заводы и другие предприятия, построенные непосредственно на территории города, оборудованы таким образом, что никак не могут исключить загрязнение отходами производства, дымом, отработанной водой и т. д. Поэтому в целях предотвращения от загрязнения окружающей среды следует привлекать ученых-технологов, машиностроителей, станкостроителей и других к разработке нового высокотехнологичного, экологичного оборудования, воздухоочистителей, способов переработки отходов и т. д. Кроме того, большое значение имеет сотрудничество в деле обеспечения неприкосновенности исчезающих видов флоры и фауны, сохранения чистоты водных источников, защиты здоровья населения.

В настоящее время в Узбекистане проводятся различные мероприятия под девизами «Здоровая среда — здоровье человека», «Чистая природа — для здорового будущего», «Формирование экологического сознания и экологической культуры», «Чистая вода — залог будущего» и другие.

Под экологическим сознанием понимается представление об окружающем мире и отношение к нему. Экологическое сознание направлено на окружающую среду и человека, отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы. Каждый миг жизни человека, каждый вздох непосредственно связаны с природой и ее элементами — землей, водой, почвой и воздухом. Если мы не осознаем гармонию природы с нашей духовной и социальной жизнью, мы сожем нанести ей вред. И это вред может вернуться к нам бумерангом, и отрицательно повлиять на наше здоровье и образ жизни.

Один из великих мыслителей прошлого Абу Али ибн Сино (Авиценна) говорил, что если не будет пыли и грязных осадков, то человек мог бы жить тысячу лет. Из этого видно, что стремление узнать взаимосвязь человека, его жизни с природой и ее явлениями упирается в древние времена. С течением времени влияние человека на окружающую природную среду возрастает. С середина ХХ века бросаются в глаза экологические проблемы глобального масштаба. Человечество поняло возможность катастрофических последствий стремится коренным образом изменить подход к окружающему миру и решить экологические проблемы.

В нашей стране также предприняты большие шаги в этой сфере. 9 декабря 1992 года был принят Закон «Об охране природы».В этом законе в целях формирования у населения, особенно, у подрастающего молодого поколения разумного отношения к природе, воспитания у них бережливого отношения к природным ресурсам, повышения экологического сознания и экологической культуры, во всех образовательных учреждениях введено обучение курса экологии.

Как известно, природа является основным источником, удовлетворяющим материальные, духовные и другие потребности людей, сохранять ее. Использовать ее разумно и бережно — наш человеческий и конституционный долг.

Экологическое движение Узбекистана в 2016 году провело большую работу по совершенствованию экологического законодательства, выполнению государственных программ и решений по охране окружающей среды и здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, совершенствованию системы экологического образования и воспитания, дальнейшему вовлечению населения к работе по защите природы. В частности, проведено около 1,5 тыс. различных мероприятий, в которых приняли участие более 111 тыс. активистов и экспертов, приняты новые редакции законов «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира». Экодвижение установило прочные связи с зарубежными и международными организациями, такими, как ПРООН, ОБСЕ, по вопросам проведения различных международных конференций и форумов, экологических акций, осуществления общественного экологического контроля, рационального и эффективного использования водных ресурсов, повышения осведомленности населения об охране окружающей среды [3]. Основными задачами Экологического движения Узбекистана являются повышение гражданской активности населения при решении вопросов, связанных с защитой окружающей среды, повышение экологической культуры населения, развитие системы экологического образования и воспитания; развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Поэтому главным девизом ЭДУ является лозунг «Здоровая среда — здоровый человек».

Когда мы говорим об экологическом сознании, мы понимаем представление об окружающем мире и отношение к нему человека. Экологическое сознание направлено на окружающую среду и на человека, и отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и неживой природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы. Оно многогранно и имеет сложный процесс формирования [1].

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения. Экологическую культуру нужно прививать населению, особенно молодежи и подрастающему поколению. Поэтому необходимо решить и проблему глубокого усвоения экологических знаний. Для того, чтобы учащаяся молодежь осознавала свой долг и обязанности, свою ответственность за защиту природы, необходимо формировать у молодежи и населения сознательное отношение к окружающей среде, воспитывать и нее экологическую нравственность, экологическую культуру.

Экологическая культура начинается с семейного воспитания. В результате семейной среды и нравственного воспитания у детей появляется бережное отношение к природе, любовь к природе и стремление к ее охране, формируется экологическое мировоззрение. В традициях узбекского народа закреплено внимательное отношение к живой и неживой природе, что отразилось в его обычаях, легендах и различных празднествах. Земля, воздух, вода, огонь издревле считались священными, в течение тысячелетий наши предки вели сельское хозяйство на основе поливного земледелия, что также научило народ беречь природные ресурсы и особенно воду.

Так как экологическая культура связана и с той ролью, которые играют в жизни общества правовая культура и правовое сознание, правовая основа экологического воспитания нашла свое выражение в конституционных обязанностях граждан. Нормативные документы следят за умным подходом к дарам природы нормативные документы следят за умным подходом к дарам природы и контролируют их экономное использование [4].

Таким образом, в настоящее время решение общечеловеческих, региональных и местных экологических проблем, улучшении экологии, предотвращение экологического кризиса — в наших руках. Для этого необходимо укреплять экологическую культуру и экологическое сознание. То есть решение экологических проблем зависит и от экологической культуры населения.

Экологические проблемы не знают границ, они имеют глобальный характер. Для того, чтобы решить их, не хватит усилий одной или нескольких стран. Как и сама природа, так и ее проблемы не признают административных границ. То есть, экологический кризис нельзя решить усилиями всего лишь одной страны, его нужно решать всем миром. В последние годы ООН и его организациями были проведены конференции, приняты декларации, проведены акции по ликвидации сокращения биоразнообразия, опустынивания, по сохранению чистой и пресной воды, по остановке вырубки лесов, по охране природных объектов от загрязнения и др. Несмотря на эти меры, окружающая среда и условия жизни человека ухудшаются с каждым годом. Теперь ни для кого не является секретом, что вмешательство человека в природные процессы может привести окружающую среду в плачевное состояние, которое трудно восстановить даже посредством науки и технического прогресса. Поэтому человек должен овладеть знаниями, которые дают возможность бережного использования природных ресурсов, сохранять все виды экосистем. Овладение этими знаниями, применение их на практике в повседневной жизни, осознание своей ответственности за чистоту и сохранность окружающей среды составляет фундамент экологической культуры. В обществе, в котором сформирована экологическая культура, каждый человек относится к природе разумно, бережливо и с ответственностью.

Таким образом, развитие экологического образования и воспитания, привлечение общественности к поиску решения экологических проблем считаются важнейшей задачей современности.

Литература:

  1. Абдуллаева М. Она табиат — келажак авлодга омонат. //Адолат. 13 октябрь 2016 йил.
  2. Жумабоев А. Х., Саримсаков Б. Х. Экологическое движение Узбекистана как важный субъект избирательного права // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 95–97. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7128/ (дата обращения: 18.03.2018).
  3. Хакимов Р. Ўзбекистон экологик ҳаракати сайлов жараёнларининг муҳим субъекти сифатида.// Фуқаролик жамияти. 2009. № 3 (19), -Б.23.
  4. Сувонов Э. Экологик маданият — мустаҳкам пойдевор. — URL http://ecoqalb.uz/2015/01/24/ekologik-madaniyat-mustahkam-pojdevor/ (дата обращения 21.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое сознание, окружающая среда, проблема, природа, Экологическое движение Узбекистана, экологическое образование, окружающий мир, Здоровая среда, неживая природа.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

К вопросу о формировании культуры экологической...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое воспитание, мир природы, подрастающее поколение, метапредметный подход, экологическое сознание.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Научные основы формирования экологического воспитания на...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

К вопросу о формировании культуры экологической...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое воспитание, мир природы, подрастающее поколение, метапредметный подход, экологическое сознание.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Научные основы формирования экологического воспитания на...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Задать вопрос