Формирование у детей основ экологической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.09.2017

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Смирнова Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 102-103. — URL https://moluch.ru/archive/173/45782/ (дата обращения: 22.10.2018).



Сегодня возникла актуальная проблема по экологическому воспитанию. Почему этому уделяется большое внимание? Безграмотная деятельность человека ведет к нарушению экологии, в результате чего исчезают некоторые виды растений и животных, что ведет к нарушению экологического равновесия.

Экологическое воспитание — это воспитание духовности, интеллекта, нравственности, и его нужно начинать с самых маленьких.

Природа производит огромное влияние на ребенка, она одаряет его звуками, запахами, заставляет радоваться, удивляться и восхищаться увиденным, красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Именно поэтому уделяется большое внимание воспитанию экологических знаний в дошкольном возрасте, и оно наиболее продуктивно.

Научить ребенка видеть окружающую красоту природы, дать ему элементарные представления о живой и неживой природе, о роли человека, как самого разумного существа, от которого зависит будущее нашей планеты.

Вот задачи, которые стоят перед педагогом:

1. Нравственное воспитание.

‒ Воспитание гуманного, эмоционально положительного, заботливого отношения к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

‒ Воспитывать способность видеть красоту окружающего мира; развитие чувства симпатии к объектам природы.

2. Интеллектуальное развитие.

‒ Формирование у детей понятий о живой и не живой природе.

‒ Формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе; умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

‒ Способствовать пониманию у детей значимости живых существ в природе; воспитывать желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

3. Развитие эстетических чувств.

‒ умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её.

4. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками с миром, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

Принципы реализации задачи:

‒ постепенное наращивание объема материала;

‒ первоочередное использование природного окружения: растений и животных зеленой зоны детского сада и участков;

‒ продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем — к конкретным представлениям, затем — к обобщению представлений;

‒ широкое использование разных видов практической деятельности;

‒ подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

Экологическое воспитание не может быть обособленным, оно взаимосвязано. В группе создан уголок природы, где во время ухода за цветами, дети приобретают умение правильно ухаживать за цветами, узнают, что каждый цветок уникален, по своему красив, нуждается в заботе. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и культуры.

Во время прогулок обращаем внимание детей на клумбы с цветами, деревья, птиц, изменения, происходящие с ними в разное время года. Дети с помощью воспитателя делают выводы, о продолжительности дня, погоде, изменениях в жизни растений и животных.

Для развития познавательного интереса проводятся опыты, происходит знакомство со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Во время опыта раскрываем причину наблюдаемого явления, подводим детей к самостоятельным суждениям, умозаключениям.

Организовываются игры с природным материалом.

Также во время прогулок проводятся дидактические игры, такие как «Назови плод», «Времена года», «Найди по описанию», «Когда это бывает» и т. д.

С помощью игрушек, приводимых в действие ветром, мы узнаем направление ветра и его силу.

На занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводим беседу, задаем вопросы. Дети выражают сочувствие, сопереживание, радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, в которых проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?", «А они не замёрзнут?", «А почему ему никто не помог?" В этих случаях мы стараемся донести до детей смысл произведения.

В группе проводятся викторины, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц». Они направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Были проведены акции: «Посади дерево», «Помогите птицам», «Первоцветы». Совместно с родителями в акции участвовали и дети. В группе проходит выставка поделок из природного материала. Для детей очень важен пример и отношение их родителей к окружающей природе.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с. — (Библиотека Воспитателя).
  4. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6.- С. 16–20.
  5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература, время прогулок, окружающая среда, окружающий мир.


Похожие статьи

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Сохранение природной среды, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного

Весь используемый материал систематизирован и разделён по темам: «Мир природы», где

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, ребенок...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

Я еще раз убедилась, как необходимы были детям экскурсии, наблюдения в природе, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Сохранение природной среды, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного

Весь используемый материал систематизирован и разделён по темам: «Мир природы», где

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, ребенок...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

Я еще раз убедилась, как необходимы были детям экскурсии, наблюдения в природе, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Задать вопрос