Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.10.2016

Статья просмотрена: 1597 раз

Библиографическое описание:

Кошелева, О. А. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе / О. А. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34062/ (дата обращения: 13.10.2024).



Вся наша жизнь тесно связана с природой. Для жизни нам необходим воздух, чтобы дышать, и вода, чтобы пить. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожаи. В лесах заготовляем древесину, пушнину, грибы, ягоды. Природу, и живую, и неживую, необходимо беречь. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек или величественными громадами гор. Хороша наша русская природа!

Современный человек часто забывает, что он сам является частью природы, и все на Земле связано с ним великим множеством связей. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Детей надо вырастить гармоничными, понимающими и счастливыми людьми на нашей планете Земля

Дошкольное детство — это лишь первая ступенька становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры, в том числе и экологической. Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии.

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Решается основная задача умственного воспитания — накопление знаний у воспитанников о неживой природе, о растениях, животных, о взаимозависимости и взаимосвязях всего живого и неживого.

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

Исходя из этого экологические проблемы можно считать наиболее актуальной, поэтому в своей работе я ставлю задачу экологического воспитания в ряд первостепенных педагогических задач

Общаться с природой легче всего в реальной обстановке, например во время экскурсий. Перед каждой экскурсией я вела каждодневную предварительную работу с детьми. Осенью, на ежедневных прогулках, я старалась расширить представления детей об осенних изменениях природы и обращала внимание на связи, существующие между изменениями погоды, жизнью растения и животных. Осенью мы наблюдали как постепенно пожелтели и начали опадать листья. Детям нравилось ходить по шуршащему под ногами ковру. Они собирали опавшие листья, сравнивали их по цвету, размеру и форме. Сочетание ярко-красного, желтого и оранжевого цветов радовало детей. Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, я организовывала дидактические игры: «С какого дерево лист», «Встань около дерева», «Узнай по форме», «Узнай по цвету». Осенью весь сезон делят на несколько периодов: начало осени, золотая осень, глубокая осень. Знакомила детей с народными приметами:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме;

Преждевременное падение листьев — к ранней зиме;

Я знакомила детей, что осенью самое значимое явление в жизни растений — листопад. При наблюдениях за растениями обращала внимание детей на:

‒ начала осенней раскраски листьев;

‒ полную осеннюю раскраску листьев;

‒ начало листопада;

‒ массовый листопад;

‒ конец листопада.

Так же обращала внимание детей на то, что с разных видов деревьев листья падают по-разному, опавшие листья защищают корни от вымерзания, а перегнившая листва служит удобрением для растений. Каждую прогулку мы с детьми отмечали, какая сегодня погода. Дети по ленточкам определяли направление ветра, проводили наблюдение за движением солнца. После определения погоды, обращала внимание детей на характерные изменения в жизни растений и животных, на изменение окраски листьев у деревьев. Собирание в стаи птицу и их отлет. Первые заморозки, листопад, появление зимующих птиц. Кроме этого я подводила детей к установлению связей между явлениями природы: подул ветер — усилился листопад. С наступлением холодов увядает и желтеет трава.

При наблюдении и рассматривании деревьев, птиц, осенних пейзажей я использовала разные произведения Е.Трутневой «Ходит — бродит осень», А.Толстого «Осень». Дети рассматривали картины Б.Щербакова «Золотая осень». После наблюдений мы с детьми свои впечатления на занятиях по изо -деятельности перенесли на бумагу и устроили выставку детских рисунков для родителей на тему: «Осень».

Зимой я также поводила огромную работу по ознакомлению детей с природой. Мы наблюдали за восходом и заходом солнца, вели с детьми наблюдения за снегопадом. Детям нравилось наблюдать за снежинками, они отмечали, что за снежинками легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматривали свои следы, любовались красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводила цикл наблюдений за снегом и выявление характерных свойств снега. Он мелкий, пушистый, белый, холодный и мокрый. В сильный мороз снег хрустит под ногами — это ломаются твердые снежинки. Очень ребятам нравилось проводить опыты с водой и снегом. Я старалась обращать внимание детей на вид падающего снега, связывала это с наличием ветра, мороза или оттепели. Вместе с детьми мы с веранды наблюдали за метелью. На основе личного опыта, полученного в повседневных наблюдениях и играх, дети устанавливали зависимость между свойствами снега и погоды. «Из этого снега лепить нельзя: в мороз он сухой и рассыпается» или «Сегодня тепло, можно катать комья снега и лепить снеговика». Зимой, когда лиственные деревья обнажены, я направляла внимание детей на те признаки, которые были скрыты летним и осеним нарядом: на общую форму деревьев, на расположение ветвей, цвет, внешний вид. Большое внимание я уделяла поведению детей в природе зимой. Старалась воспитывать бережное отношение к деревьям. Объясняла, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются. Во время прогулок так же большое внимание обращалось на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Провела работу с родителями с просьбой изготовить кормушки для птиц, консультацию через ширму «Помогите птицам».

Чтобы показать, что деревья зимой живые, но отдыхают, мы взяли с собой несколько веток и поместили их в вазу в группе. Дети с удовольствием наблюдали за их изменениями. Чтобы показать детям, как влияют свет и тепло на развитие почек, я вместе с детьми поставила несколько веточек около окна, а другие подальше от окна. И предложила наблюдать за веточками. У детей стали образовываться причинно-следственные связи; тепло, светло — на ветках из почек появились листья.

С марта весна открывается, говорят в народе. Весну можно разделить на три периода: ранняя весна — от появления проталин до полного схода снега на поляне, средняя весна — от полного схода снега до зацветания черемухи, поздняя весна — от зацветания черемухи до от цветения яблони. Проводила наблюдения за набуханием почек, цветением деревьев (абрикос) на экологической тропе. Дети внимательно присматривались к дереву, и вдруг Максим заметил белый цветок, затем увидели цветы и другие ребята. Это было для них открытием. Детей интересовало, почему сначала появились цветы, а не листья. Ежедневно наблюдая за деревом, отмечали, как постепенно оно покрывалось белыми цветами, затем стали распускаться почки листьев, а белые цветы осыпаться, там, где был цветок, образовалась завязь. Весной мы также вели наблюдения за живой и неживой природой. Дети установили, как увеличился день, отмечали изменение, потемнение снега, появление проталин. Некоторым детям я поручала вести наблюдения за появлениями насекомых, за деревьями, за травянистыми растениями (одуванчиком).

Моя работа по ознакомлению детей с природой была построена по принципу сезонности. Сезонные наблюдения окружающей действительности имели большое значение при осмыслении детьми воспринимаемого и отражении результатов наблюдений в речи. Это развивало самостоятельность мысли детей, сообразительность ума, обогащало словарь дошкольников, совершенствовало их речь, память, внимание. А сколько вопросов ребята задавали во время наблюдений, а ведь это было проявление у них любознательности. При проведении наблюдений в природе я дополняла свой рассказ загадками, поговорками, стихотворениями, связанными с наблюдаемыми объектами. На протяжении всего учебного года с детьми проводились самые различные мероприятия экологического содержания: цикл наблюдений за животными, растениями, простые и комплексные занятия, праздники, посвященные событиям в природе, прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения.

Убеждена, что каждое знакомство с предметами природы — урок развития детского ума, творчества, чувства.

Проводя работу по экологическому воспитанию, могу отметить, что сезонные экскурсии в природу помогли мне сформировать у детей умение общаться, описывать увиденное, выражать свои сезонные ощущения в виде связных рассказов. Сезонные экскурсии в природу позволили подвести детей к выводу, что постепенное изменение внешних условий ведет к изменениям в жизни растений / листопад, распускание листьев, цветение, плодоношение и т. д /и животных / линька, спячка, рождение детенышей / в зависимости от времени года. Сезонные наблюдения в природе способствуют первоначальному пониманию специфики живого организма, что является важным содержательным элементом в экологическом воспитании детей. У большинства детей представления о живом ограничены (животные и человек) за основу понимания жизни берется движение. Отсутствие признака движения у растений ведет к искаженным представлениям и отнесение их к неживому. Поэтому я организовывала наблюдения за ростом растений, их развитием (цветением и плодоношением). Для того, чтобы дети смогли сделать правильные выводы, наблюдения я организовывала за одним и тем же растением в разное время года. А под влиянием впечатлений у детей существенно изменилось и отношение к природе, появилось желание сберечь ее красоту, т.е зарождалась действенная любовь к природе.

В начале года мною проведена диагностика было и выяснено, что у детей недостаточные знания, как о живой, так и неживой природе. Многие дети не знали, как вести себя в природе, как осуществляется переход предмета из одного состояния в другое. Я еще раз убедилась, как необходимы были детям экскурсии, наблюдения в природе, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Большое впечатление произвело на ребят возвращение перелетных птиц. Дети рассматривали внешний вид грача, наблюдали, как грачи вьют гнезда в парке.

Весной мною был проведен цикл наблюдений за ростом лука. Делали с детьми заключения, что необходимо для роста растений.

Дети очень любят наблюдать за дождем. Стоя у окна, в одном из дождливых дней, мы наблюдали грозу. С детьми установили, что гром раздается после каждой вспышки молнии, старалась доступно объяснить, что такое молния.

Проводя экскурсию на водоем весной с детьми старшей группы, ставили следующие задачи: формировать у детей представление о том, что пруд — это сообщество водных и наземных растений и животных, формировать понимание связи между условиями среды и строением, и формой животных, живущих в пруду, формировать представление о том, что многим животным для размножения, роста и развития нужна вода. Учить детей видеть красоту пруда.

Наблюдали за рыбками в аквариуме. Проводили опыты, формирующие у детей представление о необходимости водных растений. Брали два аквариума с рыбками, в один помещали водные растения, в другой нет. Дети наблюдали и фиксировали изменение в аквариуме — помутнение воды, загрязнение стенок, изменение в поведение рыб. Затем предлагала поместить в аквариум водное растение и зафиксировать происходящие изменения. В конце опыта дети приходят к выводу, что растения нужны в водоеме для его очистки, для снабжения водоема кислородом.

Дети с удовольствием наблюдали за появлением насекомых. Интересно проходили наблюдения в цветнике и на огороде. Поощряла самостоятельные наблюдения детей.

Лето — это расцвет жизни в природе, многообразие ее проявлений. Все лето продолжала работу в цветнике, огороде, дети рассматривают цветы, ухаживают за огородными культурами. Летом была проведена интересная работа по выращиванию лекарственных растений и наблюдения за их ростом. Проводила интересные беседы, занятия о целебных свойствах мать-и-мачехи, подорожника, календулы, зверобоя, чистотела, мяты. Устраивали фитобар — детей угощали вкусными целебными настоями. Очень интересно проходил праздник «Лесная аптека на службе человека».

Наблюдения за природой мы ведем круглый год, и во все времена года я направляю внимание детей на характерные признаки природных явлений, стараюсь вызвать эмоциональный отклик на то, что их окружает. Дети с удовольствием собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголках природы, на занятиях.

Очень интересно проходят занятия с использованием природного материала, дети проявляют творчество, фантазию на этих занятиях. Работы получаются разные.

Большую помощь оказывали родители в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Родителям я рекомендовала при общении с детьми, во время бесед, прогулок, расширять их кругозор и словарный запас, упражнять в передаче своих впечатлений и переживаний, больше времени уделять чтению книг, рассмотрению картин и иллюстраций. В результате этого знания стали более прочными.

Проводила индивидуальные беседы с родителями о значимости общения детей с природой, ведь очень важно показать ребятам, что именно природа предстает перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения.

В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически использовала литературные произведения В.Бианки. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

В своей работе использовала дидактические игры. Именно дидактические игры помогали детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В подготовительной группе я проводила игры, требующие выявление некоторых признаков растений и животных, умении их описать, сделать обобщение. Например: «Узнай предмет по описанию», «Угадай кто это?». С их помощью активизировалось мышление детей, развивалась речь.

Применение дидактических игр строятся по принципу «от простого к сложному». Так, например, узнавание предметов я давала сначала на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

Детям очень нравились игры «Путаница», «Чудесный мешочек», «Чьи детки с ветки?», «Накорми животных».

На прогулках широко применяла игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомились с качеством и свойством природных материалов, накапливали чувствительный опыт.

На занятиях по изо — деятельности большую роль играла музыка, произведения рисующие картины природы, образы животных, тоже очень ярко эмоционально воспринимаются детьми: летний дождик в пьесе Г.Лобачева, лирическая картина природы «На лодке» Н.Любарского.

Знакомство с музыкальными произведениями, рисующими в воображении природу, повышает интерес детей к ее познанию, они острее чувствуют ее красоту.

Обычно на прогулках дети, обогащенные музыкальными впечатлениями, слышат много звуков: и пение птиц и шум ветра, и скрип снега, и журчание ручейков. Неоднократно при наблюдении природы они вспоминают музыкальные образы.

Свои впечатления от общения с природой они отражали в рисунках, в коллективных работах. Старшие дошкольники уже знают части растения: лист, стебель, корень. Чтобы закрепить эти знания, мною проведено занятие по рисованию на тему: «Что мы увидим, если заглянем под землю». Дети с удовольствием рисовали наземные и подземные части растений.

С удовольствием дети проводят время в уголке живой природы. После этого дети рисовали рисунки, свои наблюдения отмечали в календаре природы.

Со многими детьми проводились индивидуальную работу, так же я проводила «минутки экологии», на которых дети делились своими впечатлениями, например, о днях, проведенных в деревнях, на даче, в пойме, на турбазах. Желание рассказать своим сверстникам что-то новое, делали ребят более наблюдательными, развивали память, обогащали их чувственный опыт.

Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развился интерес, желание отображать в своих рисунках окружающий мир. Дети стали замечать разные мелкие детали. Научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

В работе с детьми по данной теме очень помогало наличие в детском саду экологической комнаты. Материал по экологическому развитию в методическом кабинете так же мне помог в работе по данному направлению.

Самое главное, чего я добилась, считаю то, что мои дети поняли, что научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

Работа по данной теме обогатила мой опыт и теоретически, и практически, но останавливаться на достигнутом еще рано, поэтому я буду искать новые формы, методы и приемы работы по данному направлению. В заключении хочется отметить как важно, что родители осознавали, как важна их помощь в нашей работе и участвовали в жизни детского сада.

В основу моей статьи легли практические рекомендации С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Шорыгиной.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, внимание детей, наблюдение, экологическое воспитание, животное, работа, растение, жизнь растений, неживая природа.


Похожие статьи

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников

Похожие статьи

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников

Задать вопрос