Библиографическое описание:

Зайнуллина Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9794/ (дата обращения: 13.12.2017).



Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.

Данной проблемой занимались многие ученые. Основы экологическое воспитание черпает из раздела программы «Ознакомление с окружающим». Большой вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги, как П. Г. Саморукова, Марковская и др.

С. Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитании дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России — свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.

Проблемы сегодняшнего времени:

 сложная экологическая обстановка в мире;

 ее тяжелые последствия;

 экология родного края;

 засоренность среды обитания;

 чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;

 теряют плодородие почвы;

 обедняются флора и фауна.

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя:

1) Подготовку педагогов.

2) Создание развивающей среды в ДОУ.

3) Экологическое просвещение.

4) Различные виды деятельности.

Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются: НОД; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность ребенка; экскурсии и наблюдении; ознакомление с окружающим; изобразительная деятельность; игра.

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника. В двигательном возрасте первых практических усилий должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Литература:

  1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — С. 171.
  3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева. — М., 2009. — С. 57.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание детей, Экологическое воспитание детей, экологическое воспитание, экологического воспитания, воспитание детей старшего, дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, воспитание детей дошкольного, Основы экологическое воспитание, Экономическое воспитание детей, воспитание адекватного отношения, экологического воспитания дошкольников, Похожая статья, Задачи экологического воспитания, Методика экологического воспитания, экологического воспитания дошкольника, Экологические проблемы, «Методика экологического воспитании, экологических знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос