Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 16.02.2018

Статья просмотрена: 2623 раза

Библиографическое описание:

Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48260/ (дата обращения: 23.04.2024).



В настоящие время вопрос экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Ключевые слова: экологическое воспитание, информационно- компьютерные технологии, технология проектирования, технология портфолио, метод моделирования, мнемотехника.

Эффективность экологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. А также от правильно подобранных традиционных и современных педагогических технологий. Использование информационно- компьютерных технологий (анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.) в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию. Ведь ни для кого не секрет что современным детям не интересно просто рассматривать картинки. Весь используемый материал систематизирован и разделён по темам: «Мир природы», где собран материал о явлениях природы о тех изменениях, которые происходят в природе «Живой мир планеты», в нём подобран материал о животных растениях, насекомых птицах, обо всех живых организмах. которые окружают ребёнка. «Занимательная экология», представлен материал о правилах поведения при взаимодействии с природой. Активное использование в своей работе технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями, а также с узкими специалистами (физкультурный руководитель, музыкальный руководитель). Все реализуемые проекты объедены временным природным отрезком и перекликаются с тематическим планированием дошкольного учреждения. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта. К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты совместной образовательной деятельности, подбирается художественная литература и т. д. Все проекты являются универсальными, что позволяет использование его в разных возрастных группах. Технология портфолио предполагает сбор информации и достижений ребёнка. Однако сбор грамот, благодарностей носит архивационный характер и не позволяет дошкольнику занять активную позицию создателя. Так был разработан Альбом из серии «Я познаю мир», который можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, для самостоятельной работы ребёнка, а также для творческих работ совместно с родителями. Чем хорошо использование таких альбомов, ребёнок может пролистать альбом, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме. В конце альбома родители могут найти справочную информацию, которая им понадобится для выполнения творческих заданий с ребёнком. Интересным и увлекательным для детей является метод макетирования и моделирования, которые способствуют развитию речи детей. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук. В группе изготовлены макет дерева берёзы. Дети могут прослеживать причинено следственные связи того или иного времени года. Для младшего и среднего возраста используется доступный материал если это снежинки, то это и есть снежинки. А старший подготовительный возраст могут использовать предметы заместители, например ленточки, тесёмки. Моделирование представлено моделью «Природный мир». Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал — заместитель (ленточки, палочки, зерновые и др.), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Пустыня», «Времена года» и др. Я не настаиваю, чтобы дети чётко раскладывали используемый материал по временам года, мне интересно, как дети, самостоятельно анализируя предмет, материал дают оценку, делают свой выбор. Создание экологического театра, позволило вывести детей за круг обычных впечатлений. Театр даёт возможность пережить детям самые высокие чувства, стать богаче и тоньше, развивает возможность живо откликаться на окружающий мир и вызывает потребность в творческом проявлении. Главным героем экологического театра является «Эколашка», он активный участник многих экологических мероприятий. Так как «Эколашка» находится в группе в течении всего года, детьми был предложен проект «Гардероб для Эколашки», и с помощью родителей воплощён в жизнь. Так у главного героя экологического театра появилась одежда в соответствии с временами года. Эколашка любимый персонаж детей, который приходит в гости рассказывает о временах года их особенностях, интересные истории из жизни животных, птиц и других обитателей. В ходе реализации экологических проектов эффективно использование перфокарт. В процессе деятельности с данным пособием, систематизируются знания детей об объектах живой природы, развивается их логическое мышление и мелкая моторика рук, воспитывается бережное отношение к объектам живой природы. Может показаться, что работа с ними под силу только школьникам. Но для моих детей это превратилось в увлекательную и интересную игру. Предметные картинки для перфокарт подбирались совместно с детьми, проговаривая, кто изображен: дикие или домашние животные, мамы или их малыши и т. д. Для успешного решения задач экологического воспитания используем метод мнемотехники. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Занятия мнемотехникой начинается с детьми с 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов, а затем к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам:

‒ «Зимующие птицы»;

‒ «Растительный мир»;

‒ «Насекомые»;

‒ «Времена года».

Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание В группе разработан наглядно дидактический материал экологической тематики:

‒ Экологические знаки для закрепления правил поведения в природе.

‒ Серия альбомов «Времена года» с фотографиями и рисунками детей

‒ Серия альбомов " Природа в стихах» направленная на активизацию родителей по разучиванию с детьми стихотворений.

‒ Создана «Красная книга» для ознакомления детей с исчезающими видами животных. Предпосылкой для создания книги послужила экскурсия в городской зоопарк, где дети узнали, что угрожает животным, птицам и другим живым организмам и как их можно защитить, как наше государство защищает их.

Литература:

  1. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2. — С. 4.
  2. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — С. 10–14.
  3. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. — 2010. — N 2. — С. 79–83.
  4. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Михеева Е. В. — Екатеринбург: [б. и.], 2009. — 23 с.
  5. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2296459-КХ
  6. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1. — С. 58–63.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическое воспитание, Время, экологический театр, главный герой, живая природа, мелкая моторика рук, сбор информации, Серия альбомов, технология портфолио.


Похожие статьи

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие, животное, природа, дошкольное

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с

Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями.

Формирование экологической культуры дошкольников через...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его

Компьютерные (информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому...

Метод моделирования в экологическом воспитании детей

Основные термины (генерируются автоматически): модель, природа, ребенок, экологическое воспитание, моделирование, окружающий мир, экологическое сознание, дошкольный возраст, детский сад, живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться...

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): живой песок, песок, ребенок, образное мышление, развитие речи, упражнение.

Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников. Технология развития мелкой моторики у детей...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Экологическое воспитание — средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание

Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Организация речевого развития младших дошкольников...

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.

‒ развивать мелкую моторику руки. Для решения этих задач кнам в помощь приходит использование компьютерных технологий.

Похожие статьи

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие, животное, природа, дошкольное

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с

Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями.

Формирование экологической культуры дошкольников через...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его

Компьютерные (информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому...

Метод моделирования в экологическом воспитании детей

Основные термины (генерируются автоматически): модель, природа, ребенок, экологическое воспитание, моделирование, окружающий мир, экологическое сознание, дошкольный возраст, детский сад, живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться...

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): живой песок, песок, ребенок, образное мышление, развитие речи, упражнение.

Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников. Технология развития мелкой моторики у детей...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Экологическое воспитание — средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание

Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Организация речевого развития младших дошкольников...

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.

‒ развивать мелкую моторику руки. Для решения этих задач кнам в помощь приходит использование компьютерных технологий.

Задать вопрос