Библиографическое описание:

Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143.



В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования.

Я считаю, что начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Опыт моей работы показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Организуя работу по экологическому образованию дошкольников, я дифференцирую понятия «охрана природы» и «экология». Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и целых биоценозов и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях. Ребенок узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. В переводе с греческого «экология» — это наука о доме. Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого живого организма, будь это животное, растение, гриб или бактерия. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Именно поэтому человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, «улучшать» среду обитания, ввозя неизвестные в данной местности виды или истреблять существующие. Любая «помощь» природе должна основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного воздействия. Полностью освоить это способен не каждый ребенок. Однако, знакомя детей с подобной информацией, я не добиваться того, чтобы они досконально разобрались в ней или смогли воспроизвести в деталях. Это придет позже. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Важное значение при изучении экологии имеет создание развивающей среды — уголок природы. Для этого я создала уголок природы, он служит для постоянного общения детей с растениями. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит игровую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать в течение всего года. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Опыт моей работы показал, что работа в уголке природы детям доставляет большую радость и удовольствие.

Для лучшего освоения детьми материала по экологии я выделила для себя несколько принципов, которых придерживаюсь в своей работе:

– Нельзя оставлять детские вопросы без ответов.

– Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

– Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг с другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.

– Следует использовать разнообразные формы и методы работы.

– Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.

Требования по формированию экологической культуры детей

Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если в конце пребывания в детском саду они овладеют такими общими понятиями:

– каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий);

– нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;

– у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром служат его отдельные признаки;

– по внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает;

– если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей;

– в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование. Например: «Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение не верно: в природе тараканы в природе выполняют важную функцию — они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных;

– человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только домашних, но и для свободно живущих организмов;

– последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем окружении, но и в масштабах макрокосмоса.

Литература:

  1. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников [Текст] / Л. П. Молодова. — Минск: Асар, 1999. — 112 с.
  2. Лаврентьева, Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания [Текст] / Н. Г. Лаврентьева. — Чита: ЗабГПУ, 2000. — 23 с.
  3. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 80с.
  4. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. — С. 51–53.
Основные термины (генерируются автоматически): уголок природы, живого организма, экологического воспитания, экологическому образованию, экологического образования, дошкольного возраста, среды обитания, экологического воспитания детей, внешнему виду организма, здорового живого организма, взаимоотношении организмов друг, знании законов природы, уголке природы детям, «помощь» природе должна, благоприятных условий жизни, детей пытливых, разных организмов потребность, экологическому образованию дошкольников, наличии внешних условий, наличии хороших условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос