Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Хамраев У. Р. Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 108-111. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7136/ (дата обращения: 19.12.2018).

Очень широк масштаб и спектр работ по устранению имеющихся на сегодняшний день глобальных, региональных, национальных, экологических проблем, охране естественной окружающей среды, оздоровлению экологической ситуации и охране здоровья населения, обеспечнию экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и частому использованию возобновляемых природных источников, что способствует возникновению потребности в дальшейшем объединении устремлений государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также граждан. В годы независимости и в Республике Узбекистан принято свыше 30 законов и более 350 подзаконных нормативно-правовых документов, направленных на урегулирование экологически-правовых отношений, в реализации которых и поиске решения имеющихся экологических проблем наряду с соответствующими государственными органами активно участвуют также институты гражданского общества и граждане. На сегодняшний день серьезное внимание уделяется дальнешему совершенствованию действующих в Республике Узбекистан законов в сфере экологии, дальнейшему расширению и гарантированию полномочий институтов гражданского общества и права на участие граждан в данных законах.В частности, важное значение при этом приобретает принятие Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» [1] от 27 декабря 2013 года, направленного на определение роли и места не только государственных органов, но и институтов гражданского общества в системе обеспечения охраны окружающей среды и Закона «О социальном партнерстве» от 25 сентября 2014 года, определяющего четкие границы и организационно-правовые механизмы взаимоотношений негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами. Данные законы имеют важное значение тем, что определяют прочные правовые основы деятельности институтов гражданского общества, направленные на защиту прав и свобод граждан, в том числе их прав в сфере экологии. Например, в Законе Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» указаны полномочия, права и обязанности институтов гражданского общества и граждан, в том числе общественного инспектора экологического контроля в сфере экологического контроля и на основе законных норм предусмотрены порядок осуществления ими экологического контроля, его форм и методов, оформления результатов экологического контроля и формы применения результатов экологического контроля. Кроме того, в Законе «О социальном партнерстве» [2], принятом в целях урегулирования отношений государственных органов с государственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в сфере социального партнерства в качестве одного из сфер социального партнерства особо определено «охрана окружающей среды, здоровья населения и формирование здорового образа жизни». Участие институтов гражданского общества Республики Узбекистан в жизни государства и общества, в том числе в сфере экологии ярко проявляется в деятельности Экологического движения Узбекистана. Основанное 2 августа 2008 года Экологическое движение Узбекистана способствует объединению и мобилизации деятельности действующих в нашей стране всех институтов гражданского общества в сфере экологии, всех устремлений по охране естественной окружающей среды и здоровья человека. В частности, следует обратить внимание на то, что за прошедшие 9 месяцев 2014 года Экодвижением проведено всего свыше 710 мероприятий, в которых участвовали более 54000 граждан. В том числе, по обеспечению реализации законов, принятых по вопросам охраны естественной окружающей среды — одного из приоритетных направлений деятельности Экодвижения и других государственных программ, а также развитию и совершенствованию законодательства в данном направлении было проведено 55, повышению экологической культуры населения, развитию системы экологического образования и воспитания — 90, развитию международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды — 45, достижению того, чтобы охрана окружающей среды превратилась в задачу государства, общества и каждого гражданина — 110, координации деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере охраны окружающей среды — 20 мероприятий. В данном направлении можно привести несколько методов, применяемых в деятельности общественных объединений, организованных в зарубежных странах в целях проведения экологической деятельности:

1)        Метод свидетельства — метод, направленный на высказывание протестов, призыв и вызов внимания общественности в целях обеспечения не совершения вредного для экологии действия, которое окажет негативное воздействие на окружающую среду. Данный метод был широко применен Гринпис против проведения ядерных испытаний в атмосфере.

2)        Метод прямого протеста непосредственно связан с возражением против действия, наносящего вред экологической среде. В том числе, в 1975 году представители Гринпис оградив дорогу кораблю, который охотился за китами препятствовали их ловле, а позднее, в 1985 году они добились объявления Международной комиссией по охоте за китами моратория против охоты за китами. Кроме того, с увеличением количества охот за шкурой детенышей тюленя, представители Гринпис поступив таким же образом, в 1982 году достигли принятия решения о запрете вывоза шкуры детенышей тюленя из территории Европейского Союза, что способствует сокращению количества охот в четыре раза.

3)        Привлечение внимания общественности — предусматривает привлечение внимания общественности либо средств массовой информации к той или иной экологической проблеме. Ярким тому примером является развешивание представителями Гринпис в 1984 году крупных объявлений против ядерных испытаний в Лондонском Биг Бене и статуе Свободы в Нью-Йорке, выход на площадь в 1992 году в костюме пингвинов на демонстрации против освоения Антарктиды в промышленных целях и другие действия.

4)        Применение правовых механизмов — предусматривает применение правовых норм в целях предотвращения либо устранения экологических проблем. На сегодняшний день имеется два вида его применения: первый метод предусматривает обращение в суд, данный метод применяется в случаях прямого противостояния закону; второй метод — применение правовых механизмов — в целях решения определенных экологических проблем выступление с предложением принятия тех или иных правовых документов. В том числе, усилиями Всемирного фонда дикой природы в 1994 году более 100 млн. км2 южной части Антарктиды, прилегающей к мировому океану была объявлена заповедником китов, что привело к запрещению охоты за китами почти в одной трети мирового океана и это стало возможностью для восстановления популяции китовых. Экологические общества стремятся оказывать активное воздействие на законотворческий процесс в сфере охраны окружающей среды, в частности, клуб Сьерра имеет своих представителей в органах государственной власти. Таким образом, использование правовых механизмов обеспечивает юридическую защиту окружающей среды [3, с.100].

Заслуживает внимания тот факт, что в данном направлении в экологическом законодательстве Республики Узбекистан закреплены сравнительно широкие методы по сравнению с зарубежными странами. В частности, в сфере экологии в стране широко применяются такие методы, как участие общественных объединений в качестве наблюдателя, участие в заслушивании отчетов, проведении общественной экологической экспертизы, изучении общественного мнения, разработке и реализации нормативно-правовых документов, государственных экологических программ в сфере экологии, осведомление, внесение предложений, обращение, получение информации, формирование системы инспекторов-общественников экологического контроля, сотрудничество, содействие в экологической культуре, экологическом образовании и воспитании.

В частности, в качестве относительно нового и действенного метода участия общественных объединений в жизни государства и общества на сегодняшний день в мировом масштабе, в том числе и в нашей стране широко применяется участие в выборах. В частности, в настоящее время предусмотрено избрание в Законодательную палату Олий Мажлиса 15 депутатов от Экологического движения Узбекистана [4, с.62]. Это даст возможность гарантированного участия в парламенте Экодвижения, объединившего общественность в сфере экологии, использования полномочий парламента в преемственности и полномочиями общественного контроля.

Следует отметить, что избранными от Экодвижения депутатами за прошедшие 9 месяцев 2014 года, кроме участия в ежедневной деятельности Законодательной палаты Республики Узбекистан, проведено свыше 75 мероприятий по принятию новых законов в сфере экологии, совершенствованию действующих законов. В том числе, разработаны предложения по проектам закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные документы в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле», внесении изменений и дополнений в в еще несколько действующих законов, таких как «Об охране природы», «Об экологической экспертизе», «Об отходах», «Об охране атмосферного воздуха» и «О государственном санитарном надзоре».

Необходимо отметить, что подобная уникальная практика свойственна лишь Узбекистану и не наблюдается в мировом опыте. В большинстве зарубежных стран на некоторые экологические общественные объединения распространяется право на участие в выборах, но это не может обеспечивать их стабильное место в парламенте. С этой точки зрения можно увидеть, что наша страна достигла определенных успехов в данной сфере.

Ибо, опыт зарубежных государств показывает, что одним из важных законодательных требований при выявлении воздействия планов и проектов социально-экономического развития на естественную окружающую среду у них является учёт общественного мнения. Вместе с тем, следует также отметить, что в ряды участников политики охраны природы в Европейском сообществе внесено и население государств, являющихся членами Сообщества. Кроме того, все проекты, связанные с использованием природных ресурсов должны пройти обязательное и тщательное обсуждение, что является одним из требований, предусмотренных в законодательстве Европейского сообщества [5, с.22]. Участие общественных объединений в законотворческом процессе и правоприменительной практике в сфере экологии посредством участия в выборах, а позднее в деятельности парламента имеет важное значение. На сегодняшний день экологические партии участвуют в сотрудничестве с хокимиятом, привлечении внимания государства к охране окружающей среды на местах. В том числе, пункт 10 Устава экологического движения «Зеленые» Российской Федерации посвящен участию движения в выборах и референдумах, как отмечается в нем, в соответствии с действующим законодательством движение имеет право на участие в выборах и выступить с инициативой проведения референдума [6].

За прошедшие тридцать лет в мировом масштабе экологические партии были учреждены во многих странах Африки (Камерун, Египет, Кения), Америки (Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США, Венесуэла), Азии (Австралия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Южная Корея, Узбекистан) и Европы (Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Великобритания, Эстония, Франция, Германия, Италия, Латвия, Норвегия, Португалия, Польша, Российская Федерация, Шотландия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция). Следует отметить, что завоевание экологическими партиями и движением права на участие в выборах и участие в деятельности парламента, набрав достаточное количество голосов, дает им возможность не только пользования средствами общественности для достижения своих целей, но и применения мер воздействия власти.

В частности, отныне они приобретут такие широкие полномочия, как контроль над деятельностью должностных лиц с использованием таких действенных методов, как парламентский контроль, депутатский контроль, депутатский запрос, заслушивание их отчетов, при необходимости привлечение к данным проблемам внимания парламента, что является важным методом достижения данными общественными объединениями цели решения экологических проблем. Словом, в нынешних условиях, когда все более расширяются масштабы предстоящих работ по охране окружающей среды, пользованию природой и обеспечению экологической безопасности, исходя из передового зарубежного опыта, можно привести следующие приоритетные направления:

во-первых, дальнейшее совершенствование в сфере экологии деятельности общественных организаций и других институтов гражданского общества, направленного на охрану природы, точное указание их основные направления по охране природы и права в сфере проведения общественной экологической экспертизы;

во-вторых, разработка и совершенствование правовых основ участия общественности в экологическом образовании, охране окружающей среды, общественного экологического мониторинга, общественного слушания и общественной экологической экспертизы;

в-третьих, в целях правильной организации деятельности института общественного инспектора экологического контроля подготовка общественных инспекторов экологического контроля, разработка системы их обучения и постоянного повышения квалификации, в частности широкое и эффективное использование в данном процессе возможностей общественных объединений в сфере экологии;

в-четвертых, дальнейшее совершенствование метода «наблюдения» за участием институтов гражданского общества в обеспечении реализации законодательства в сфере экологии, «участие в качестве наблюдателей», «заслушивание отчетов», «проведение общественной экологической экпертизы», «изучение общественного мнения», а также других методов и механизмов.

 

Литература:

 

1.         Закон Республики Узбекистан от 27.12.2013 г. «О экологическом контроле» № 363 // «Народное слово» от 28 декабря 2013 года.

2.         Закон Республики Узбекистан от 25.09.2014 г. «О социальном партнерстве» № 376 // «Народное слово» от 26 сентября 2014 года.

3.         Сериков А. Е. Ненасильственные методы в экологическом движении (на примере деятельности Гринпис) // Сборник: Опыт ненасилия в 20 столетии. — М.: Аслан, 1996. — С. 98–121.

4.         Файзиев Ш. Х. Сайлов қонунчилигининг ривожланиши. — Янги қонунлар моҳияти: 11. — Тошкент: АҚХМИ, 2010. — Б. 62.

5.         Холмуминов Ж. Т., Эггерт М. Ю., Умаров А. С. Экологическое законодательство Республики Узбекистан и международный опыт Европейского Союза / Под общей редакцией Джорджа Молака. – Ташкент: 2009. -22 с.

6.         Устав Российского экологического движения «Зеленые» // www.greenparty.ru/dvizh_ustav.php

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, гражданское общество, экологический контроль, сфера экологии, окружающая среда, социальное партнерство, естественная окружающая среда, Экологическое движение Узбекистана, том, участие.

Похожие статьи

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир. Воспитание экологического сознания и экологической...

Поэтапная реализация экологической стратегии в современных...

Узбекистан, гражданское общество, экологический контроль, сфера экологии, окружающая среда, социальное партнерство, естественная окружающая среда, Экологическое движение Узбекистана, том, участие.

Узбекистан, экологическое образование, экологическое...

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда, гражданское...

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране...

социальное партнерство, Узбекистан, окружающая среда, экологический контроль, гражданское общество, охрана здоровья населения, модель, социальное согласие, сфера охраны природы, государственная власть.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда, гражданское...

Экологическое движение Узбекистана как важный субъект...

окружающая природная среда, экологическое движение Узбекистана, Узбекистан, разумное использование, экологическое движение, ресурс, защита здоровья, центральный совет, Всемирный Водный форум...

Экологическая политика и экологическое движение...

экологическая экспертиза, окружающая среда, экологическое страхование, рациональное природопользование, экологическая политика

россия, окружающая среда, экологический кризис, российское общество, природоохранная деятельность, экологическое сознание...

Правовые основы обеспечения рационального...

В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды...

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир. Воспитание экологического сознания и экологической...

Поэтапная реализация экологической стратегии в современных...

Узбекистан, гражданское общество, экологический контроль, сфера экологии, окружающая среда, социальное партнерство, естественная окружающая среда, Экологическое движение Узбекистана, том, участие.

Узбекистан, экологическое образование, экологическое...

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда, гражданское...

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране...

социальное партнерство, Узбекистан, окружающая среда, экологический контроль, гражданское общество, охрана здоровья населения, модель, социальное согласие, сфера охраны природы, государственная власть.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда, гражданское...

Экологическое движение Узбекистана как важный субъект...

окружающая природная среда, экологическое движение Узбекистана, Узбекистан, разумное использование, экологическое движение, ресурс, защита здоровья, центральный совет, Всемирный Водный форум...

Экологическая политика и экологическое движение...

экологическая экспертиза, окружающая среда, экологическое страхование, рациональное природопользование, экологическая политика

россия, окружающая среда, экологический кризис, российское общество, природоохранная деятельность, экологическое сознание...

Правовые основы обеспечения рационального...

В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды...

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Задать вопрос