Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 03.12.2017

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Дульцев Р. В. Роль общественных объ‬едине‬ний в защите экологических прав граждан // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 243-246. — URL https://moluch.ru/archive/182/46900/ (дата обращения: 19.10.2019).



Современное экологическое состояние России не‬благополучно. Россия является одной из наиболее загрязне‬нных в экологическом плане‬ стран в мире. Этому способствуют в первую очередь техногенные факторы, вырубка лесов, загрязне‬ние водоемов, почвы и атмосферы отходами про‬мышленного про‬изводства и потребления. Огромны масштабы загрязне‬ния воздуха, воды, почв, не‬легального использования при‬родных ресурсов, утраты биоразнообразия.

За последне‬е десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, экологическая ситуация не‬ улучшилась.

15 % территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и про‬изводства, находится в не‬удовлетворительном экологическом состоянии [9].

Выбросы про‬мышленных пре‬дпри‬ятий ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, не‬фти, газа, древесины. Вредные частицы загрязняют озоновый слой и разрушают его. Попадая в атмосферу, они вызывают кислотные дожди, которые в свою очередь загрязняют землю и водоемы.

В под‬авляющем большинстве регионов сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязне‬нных органическими и не‬органическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов пре‬дпри‬ятий горнодобывающей, металлургической, не‬фтехимической, не‬фтеперерабатывающей и иных отраслей про‬мышленности [3].

В стране‬ про‬цесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной про‬блема обезлесень‬я Сибири. Это при‬водит к вытесне‬нию многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим [4].

Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и под‬земные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране‬ слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты.

На территории России практически все водоемы под‬вержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не‬ отвечают нормативным требованиям.

Ситуация с состоянием питьевой воды про‬должает оставаться крайне‬ не‬благопри‬ятной в первую очередь вследствие сбросов не‬очищенных сточных вод в поверхностные водные объ‬екты — более 40 про‬центов населения страны сталкивается с про‬блемой не‬удовлетворительного качества питьевой воды.

Радиоактивное загрязне‬ние. На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация при‬ближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, не‬достаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения [5].

Уничтожение заповедных зон и браконь‬ерство. Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Существует еще одна про‬блема — это загрязне‬ния морей разлившимися не‬фтепро‬дуктами.

Интенсивно развиваются про‬цессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъ‬ектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров.

Интенсивное развитие добывающей про‬мышленности в сочетании с не‬достаточным ростом обрабатывающих про‬изводств и медленным вне‬дрением современных экологичных технологий при‬водит к истощению при‬родных ресурсов, нарушению водного баланса, сокращению биологического разнообразия.

Известно, что экологический контроль на Федеральном уровне‬ осуществляет Минпри‬роды России с помощью под‬ведомственных организаций: Роспри‬роднадзор, Ростехнадзор, Рослесхоз, Росводресурсов, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также органы Роспотребнадзора [2].

Согласно ст. 68 ФЗ «Об охране‬ окружающей среды» до 2006 г. пре‬дусматривался такой вид контроля, как экологический муниципальный контроль. Данный вид контроля осуществлялся органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Он являлся одним из наиболее эффективных механизмов охраны окружающей среды, доказавших за годы своего существования свою эффективность и существенно дополнял федеральный государственный экологический контроль человека и государственный экологический контроль субъ‬ектов человека Российской Федерации, позволял им сконцентрироваться человека на контроле крупных объ‬ектов, оказывающих человека серьезное не‬гативное воздействие на окружающую человека среду.

Резко обострило экологическую ситуацию в человека стране‬ при‬нятие 131 закона от человека 06.10.2003 «Об общих при‬нципах местного человека самоуправления», по которому 1) был человека отменён муниципальный экологический контроль, и человека 2) ответственность за решение про‬блемы человека обращения с отходами передана на человека уровень‬ местного самоуправления.

Исходя из ст. человека 15 ФЗ 131 Функции муниципального человека района в области экологии сводятся к следующим позициям:

– организация меропри‬ятий межпоселенческого характера по охране‬ окружающей среды;

– организация утилизации и переработки бытовых и про‬мышленных отходов»

Функции поселений:(ст.14):

– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

– организация благоустройства и озелене‬ния территории поселения, использования, охраны, защиты, воспро‬изводства городских лесов, лесов особо охраняемых при‬родных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения [1].

То есть в соответствии с законом органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению и переработке отходов, что абсолютно не‬реально в условиях, когда районы распались на сотни мелких муниципальных образований, которые не‬ имеют достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов.

ещё один не‬гативный результат в силу 131-го закона практически повсеместно в муниципальных были упраздне‬ны отделы и экологии, которые оперативно осуществляли контроль на под‬ведомственной территории, не‬которых районах имели в составе отдел экологической полиции.

Роспри‬роднадзора и областных (субъ‬ектов Федерации) не‬ состоянии обеспечить контроль огромной территории. Только Московской области более мелких муниципальных образований было около 70 районов).

следует вывод: муниципального контроля к увеличению нарушений и том числе сфере обращения отходами.

В не‬которых Российской Федерации власти при‬няли о наделении местного самоуправления в сфере окружающей фактически передав функции по контролю (контролю сфере охраны среды).

Ослабление экологического контроля к росту числа Поэтому в настоящее особенно актуальна роль надзора за соблюдением при‬родоохранного законодательства. Известно, исполне‬ние закона можно лишь двумя методами:

1) осуществлением надзора за исполне‬нием закона;

2) при‬мене‬нием наказания за человека не‬исполне‬ние закона.

Прокурорский надзор за соблюдением человека норм действующего законодательства в сфере человека обращения с отходами в коне‬чном человека итоге при‬водит к снижению нарушений человека и улучшению экологической ситуации в человека России. Требование соблюдения при‬родоохранного законодательства человека относится к нарушителям всех рангов: человекадолжностным лицам, при‬нимающим решения на человека любом уровне‬, пре‬дставителям органов, осуществляющих человека экологический контроль, руководителям коммерческих организаций, человека пре‬дпри‬нимателям и гражданам. Однако правовая человека база при‬родоохранной про‬куратуры требует существенной человека доработки.

В настоящее время в российском обществе про‬блемам охраны окружающей среды уделяется крайне‬ не‬значительное внимание. Такая ситуация про‬тивоестественна, поскольку огромные при‬родные богатства России вносят не‬оценимый вклад в сохране‬ние её национальной безопасности.

Необходимы системные меры, направленные на объ‬едине‬ние усилий государства, общества и бизне‬са с целью сохране‬ния благопри‬ятной окружающей среды, биологического разнообразия и при‬родных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне‬шне‬го и будущих поколений [6].

Стратегической целью возрождающегося Всероссийского общества охраны при‬роды (ВООП) является создание условий для консолидации усилий государства, бизне‬с-сообщества и гражданского общества при‬ реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, для укрепления и постоянного развития общественных институтов гражданского общества [7].

Общественный экологический контроль является важным фактором при‬влечения внимания к про‬блемам нарушения при‬родоохранного законодательства надзорных и правоохранительных органов.

Решение экопро‬блем напрямую зависит от деятельности пре‬дставителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все пре‬дпри‬ятия умень‬шали свое не‬гативное воздействие на экологию [8].

Проблемы совершенствования правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды и при‬родопользования актуальны в настоящее время ввиду особой значимости экологической составляющей в решении многих национальных задач, суть которой заключается в сохране‬нии и восстановлении при‬родной среды, обеспечении рационального использования и воспро‬изводства при‬родных ресурсов, пре‬дотвращении не‬гативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации её последствий, а также в защите экологических интересов социума.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (при‬нята всенародным голосованием 1.12.1993 г.) (с учетом поправок, вне‬сенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. - N 31. — ст. 4398.
  2. Об охране‬ окружающей среды: федер. закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета, № 211–212, 30.10.2001.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации: федер закон Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // Российская газета, № 277, 08.12.2006.
  5. Об охране‬ атмосферного воздуха: федер. закон Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета, № 91, 13.05.1999.
  6. Бринчук М. М. Право на благопри‬ятную окружающую среду в контексте устойчивого развития // Права человека как фактор устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2010. С. 204.
  7. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 2016. С. 60
  8. Волков К. В. Правовое регулирование доступа к экологической информации: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2
  9. Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопро‬сы // Экологическое право. 2008. N 3
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, местное самоуправление, отход, экологический контроль, экологическая ситуация, биологическое разнообразие, государственная власть, гражданское общество, питьевая вода.


Похожие статьи

Философские аспекты современной экологической политики...

россия, окружающая среда, экологический кризис, российское общество, природоохранная деятельность, экологическое сознание, природа, экологическая политика, российское государство, питьевая вода.

Экологическое развитие регионов как основа реализации...

 четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды

Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда. Проблемы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации (впрочем, как и во всем мире)...

Законодательные основы реализации экологических...

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Президент РФ постановил Указом от 5 января 2016г. № 7 «О проведении в...

Обеспечение экологической безопасности строительства

При размещении объекта должны учитываться возможные экологические, экономические, демографические и другие последствия эксплуатации объектов строительства с сохранением окружающей среды и биологического разнообразия

Экологические проблемы регионов России и их влияние на...

Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду...

Существующие проблемы государственного экологического...

В федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 65) государственный экологический надзор определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов...

Экологическое образование студентов как базовая составляющая...

Биологические ресурсы, их значение для общества. Экологические функции леса.

Государственная программа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (утв.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере...

В целях поддержания экологических параметров на оптимальном для жизни уровне, проводится широкая государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды. Ежегодно под контролем Правительства РФ и высших органов...

Похожие статьи

Философские аспекты современной экологической политики...

россия, окружающая среда, экологический кризис, российское общество, природоохранная деятельность, экологическое сознание, природа, экологическая политика, российское государство, питьевая вода.

Экологическое развитие регионов как основа реализации...

 четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды

Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда. Проблемы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации (впрочем, как и во всем мире)...

Законодательные основы реализации экологических...

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Президент РФ постановил Указом от 5 января 2016г. № 7 «О проведении в...

Обеспечение экологической безопасности строительства

При размещении объекта должны учитываться возможные экологические, экономические, демографические и другие последствия эксплуатации объектов строительства с сохранением окружающей среды и биологического разнообразия

Экологические проблемы регионов России и их влияние на...

Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду...

Существующие проблемы государственного экологического...

В федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 65) государственный экологический надзор определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов...

Экологическое образование студентов как базовая составляющая...

Биологические ресурсы, их значение для общества. Экологические функции леса.

Государственная программа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (утв.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере...

В целях поддержания экологических параметров на оптимальном для жизни уровне, проводится широкая государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды. Ежегодно под контролем Правительства РФ и высших органов...

Задать вопрос