Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Яншина Э. Р., Иванова Л. А., Брацук А. А. Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 742-744. — URL https://moluch.ru/archive/130/35968/ (дата обращения: 20.08.2018).



В федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 65) государственный экологический надзор определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [1].

Экологический надзор на промышленных предприятиях в Российской Федерации проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

– ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);

– Кодекс об Административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195);

– ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ № 7).

Некоторые пункты в данных правовых документах, с нашей точки зрения, не способствует эффективности проводимых проверок. Так, в соответствии со статьёй 15 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствие руководителя предприятия служит ограничением к проведению любых проверок — плановых и внеплановых. По факту руководитель и уполномоченный представитель часто отсутствуют на рабочем месте [2]. Иногда это становится неразрешимой проблемой. Некоторые руководители различных организаций умышленно создают причины для их отсутствия на рабочем месте (болезни, командировка) либо не дают доверенность своим представителям.

В статьях 9, части 12, и 10, части 16, указаны сроки уведомления предприятия о проведении проверок: о проведении плановой проверки необходимо уведомить за три рабочих дня, а внеплановой не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Причем обозначено, что уведомить организацию необходимо «любым доступным способом» [2], но не указано, какой конкретно это должен быть способ — сообщение по сети «Интернет», телефонная связь либо какой-то другой. Тем не менее зачастую при вынесении судебного решения по обжалованию постановления органа государственного экологического надзора, данный факт имеет огромное значение. По нашему мнению, необходимо дать конкретику формулировке данного закона и указать, каким именно способом информация о дате проведения проверки должна быть донесена до поднадзорной организации.

При административном правонарушении составляется протокол осмотра места совершения, с обязательным присутствием двух понятых. На практике привлечение двух понятых на место совершения административного правонарушения часто бывает невозможно, по причине отсутствия граждан, их мнительности, беспокойства по этому поводу и т. д. [3]. Решить данную проблему можно следующим образом: сократить количество понятых до одного человека, в качестве понятого сотрудника организации привлечь человека из числа технического персонала.

ФЗ № 294 не описывает порядок, по которому указывается организация и проведение рейдовых проверок. Это приводит к тому, что возникает ситуация при которой проведение мероприятий по контролю становится трудновыполнимым [2].

В ФЗ № 294 ст.11 часть 5 указывается, что поднадзорная организация обязана направить необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. В части 8 статьи 11 на предоставление пояснений в письменной форме при выявлении в ходе документарной проверки ошибок либо противоречий дается также десять рабочих дней. Сторона запроса может скрываться, не оставлять доверенных лиц, а ответы на запросы отправлять на пределе установленного срока. Как следствие, проверка срывается, так как её срок вышел [2].

Можно отметить также в некоторых отраслях избыточное государственное регулирование. В реестре проверок необходимо указывать все проверки субъектов предпринимательства.

Ежегодный план проведения плановых проверок предприятий различными органами государственного надзора и контроля в сфере безопасности публикуется в свободном доступе в сети «Интернет», что даёт предприятиям возможность заранее подготовиться к той или иной проверке. Таким образом, руководителю предприятия можно избежать наказания. Результаты таких проверок становятся менее достоверны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. От 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс].
  2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.06.2015) [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, государственный контроль, муниципальный контроль, поднадзорная организация, проверка, рабочее место.


Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых и внеплановых проверок осуществляют органы прокуратуры. Для этого был создан Единый реестр проверок (далее — ЕРП)...

О ведомственном контроле за соблюдением трудового...

Ключевые слова: ведомственный контроль, трудовое законодательство, подведомственные организации, Комитет по труду и

Место нахождения организации. Нет. Внеплановая проверка.

1.В течении 7 рабочих дней со дня истечения срока для устранения нарушений.

Правовая природа и преимущества предписания как акта органа...

государственный контроль, государственный орган, правовая природа предписания, предписание, РФ, правовая природа, должностное лицо, административное правонарушение, административная...

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

Важное место в новой системе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля занимает организация национальной системы управления рисками при его осуществлении.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

3. В рамках осуществления государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля — снижение административной нагрузки на

‒ устранения нарушений, которые были выявлены в ходе проверок в рамках государственного контроля (надзора)

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться максимально эффективно, однако это не должно нарушать нормальной работы организаций и должностных лиц.

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению...

Ключевые слова: лицензирование, контроль, транспорт, лицензия, государственная власть, деятельность.

Составы этих нарушений обязательно должны найти место в Кодексе об административных правонарушениях.

Правовые проблемы реализации государственного надзора...

) Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений. Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых и внеплановых проверок осуществляют органы прокуратуры. Для этого был создан Единый реестр проверок (далее — ЕРП)...

О ведомственном контроле за соблюдением трудового...

Ключевые слова: ведомственный контроль, трудовое законодательство, подведомственные организации, Комитет по труду и

Место нахождения организации. Нет. Внеплановая проверка.

1.В течении 7 рабочих дней со дня истечения срока для устранения нарушений.

Правовая природа и преимущества предписания как акта органа...

государственный контроль, государственный орган, правовая природа предписания, предписание, РФ, правовая природа, должностное лицо, административное правонарушение, административная...

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

Важное место в новой системе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля занимает организация национальной системы управления рисками при его осуществлении.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

3. В рамках осуществления государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля — снижение административной нагрузки на

‒ устранения нарушений, которые были выявлены в ходе проверок в рамках государственного контроля (надзора)

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться максимально эффективно, однако это не должно нарушать нормальной работы организаций и должностных лиц.

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению...

Ключевые слова: лицензирование, контроль, транспорт, лицензия, государственная власть, деятельность.

Составы этих нарушений обязательно должны найти место в Кодексе об административных правонарушениях.

Правовые проблемы реализации государственного надзора...

) Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений. Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль...

Задать вопрос