Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора

Поделиться в социальных сетях
927 просмотров
Библиографическое описание

Яншина, Э. Р. Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора / Э. Р. Яншина, Л. А. Иванова, А. А. Брацук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 742-744. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35968/ (дата обращения: 05.08.2021).



В федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 65) государственный экологический надзор определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [1].

Экологический надзор на промышленных предприятиях в Российской Федерации проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

– ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);

– Кодекс об Административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195);

– ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ № 7).

Некоторые пункты в данных правовых документах, с нашей точки зрения, не способствует эффективности проводимых проверок. Так, в соответствии со статьёй 15 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствие руководителя предприятия служит ограничением к проведению любых проверок — плановых и внеплановых. По факту руководитель и уполномоченный представитель часто отсутствуют на рабочем месте [2]. Иногда это становится неразрешимой проблемой. Некоторые руководители различных организаций умышленно создают причины для их отсутствия на рабочем месте (болезни, командировка) либо не дают доверенность своим представителям.

В статьях 9, части 12, и 10, части 16, указаны сроки уведомления предприятия о проведении проверок: о проведении плановой проверки необходимо уведомить за три рабочих дня, а внеплановой не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Причем обозначено, что уведомить организацию необходимо «любым доступным способом» [2], но не указано, какой конкретно это должен быть способ — сообщение по сети «Интернет», телефонная связь либо какой-то другой. Тем не менее зачастую при вынесении судебного решения по обжалованию постановления органа государственного экологического надзора, данный факт имеет огромное значение. По нашему мнению, необходимо дать конкретику формулировке данного закона и указать, каким именно способом информация о дате проведения проверки должна быть донесена до поднадзорной организации.

При административном правонарушении составляется протокол осмотра места совершения, с обязательным присутствием двух понятых. На практике привлечение двух понятых на место совершения административного правонарушения часто бывает невозможно, по причине отсутствия граждан, их мнительности, беспокойства по этому поводу и т. д. [3]. Решить данную проблему можно следующим образом: сократить количество понятых до одного человека, в качестве понятого сотрудника организации привлечь человека из числа технического персонала.

ФЗ № 294 не описывает порядок, по которому указывается организация и проведение рейдовых проверок. Это приводит к тому, что возникает ситуация при которой проведение мероприятий по контролю становится трудновыполнимым [2].

В ФЗ № 294 ст.11 часть 5 указывается, что поднадзорная организация обязана направить необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. В части 8 статьи 11 на предоставление пояснений в письменной форме при выявлении в ходе документарной проверки ошибок либо противоречий дается также десять рабочих дней. Сторона запроса может скрываться, не оставлять доверенных лиц, а ответы на запросы отправлять на пределе установленного срока. Как следствие, проверка срывается, так как её срок вышел [2].

Можно отметить также в некоторых отраслях избыточное государственное регулирование. В реестре проверок необходимо указывать все проверки субъектов предпринимательства.

Ежегодный план проведения плановых проверок предприятий различными органами государственного надзора и контроля в сфере безопасности публикуется в свободном доступе в сети «Интернет», что даёт предприятиям возможность заранее подготовиться к той или иной проверке. Таким образом, руководителю предприятия можно избежать наказания. Результаты таких проверок становятся менее достоверны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. От 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс].
  2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.06.2015) [Электронный ресурс].
Похожие статьи
Уметбаева Юлия Ильдусовна
Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации
Юриспруденция
2016
Паршин Вячеслав Николаевич
О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях
Юриспруденция
2018
Васильев Николай Александрович
Правовая природа и преимущества предписания как акта органа государственного контроля
Юридические науки
2011
Жигунов Артур Анзорович
Проект Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»
Юриспруденция
2018
Нещадим Елена Григорьевна
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
Юриспруденция
2016
Черкашин Евгений Юрьевич
Реформа в области государственного контроля и надзора в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»
Юриспруденция
2018
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Шмидт Вильгельм Сергеевич
Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий
Юриспруденция
2017
Хайлова Марина Игоревна
Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений
Спецвыпуск
2016
дата публикации
декабрь 2016 г.
рубрика
Экология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Уметбаева Юлия Ильдусовна
Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации
Юриспруденция
2016
Паршин Вячеслав Николаевич
О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях
Юриспруденция
2018
Васильев Николай Александрович
Правовая природа и преимущества предписания как акта органа государственного контроля
Юридические науки
2011
Жигунов Артур Анзорович
Проект Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»
Юриспруденция
2018
Нещадим Елена Григорьевна
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
Юриспруденция
2016
Черкашин Евгений Юрьевич
Реформа в области государственного контроля и надзора в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»
Юриспруденция
2018
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Шмидт Вильгельм Сергеевич
Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий
Юриспруденция
2017
Хайлова Марина Игоревна
Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений
Спецвыпуск
2016