Библиографическое описание:

Жумабоев А. Х., Саримсаков Б. Х. Экологическое движение Узбекистана как важный субъект избирательного права [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 95-97.

Одним из основных целей Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательных документов о выборах» является повышение роли и влияния политических партий, совершенствование системы выборов и законодательства, а также, создание возможностей для широкого участия экологического движения Республики Узбекистан в деле исполнения и соблюдения прав касательно защиты окружающей среды и здоровья граждан, разумного использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения.

Известно, что учредительная конференция экологического движения Узбекистана прошла 2 августа 2008 года. Идея создания «Экологического движения Узбекистана» была всесторонне обсуждена на проведённых семинарах и круглых столах при участии ученых экологов, лидеров негосударственных организаций, представителей сферы просвещения, защиты здоровья, производства и фермерства Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкент. Была изучена точка зрения широкой общественности, представителей творчества и депутатского корпуса. Идеи, пожелания и предложения выраженные в процессе этих общественных собраний послужило основой Устава и Программы рассмотренной в течении конференции Движения. Главным лозунгом Движения стало «Здоровая среда — здоровье человека», участники конференции определили основные направления деятельности экологического движения Узбекистана. Экологическое движение Узбекистана является массовым общественным движением, оно объединяет в своём ряду на добровольной основе граждан и организаций страны, стремящихся к непосредственному участию и направляющих все свои возможности к соблюдению прав направленных на обеспечение экологической безопасности населения, разумного использования природных ресурсов, защиты здоровья и окружающей природной среды, создания сегодняшним и будущим поколениям граждан Узбекистана комфортной среды и желающих участвовать в углублении изменений направленных на из безусловное выполнение. Движение организуется и действует в форме общественного объединения. В ней предусматривается участие граждан Республики Узбекистан и на основании действующего законодательства, других лиц, а также негосударственных некоммерческих организаций, цели и задачи которых близки к Экологическому движению.

Основные цели Экологического движения составляют следующее:

-          соблюдение права современного и будущего поколения Узбекистана на комфортную среду и защиту здоровья, защиту окружающей природной среды, разумного использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения;

-          повышение активности населения в сфере защиты окружающей природной среды, улучшения экологии, водной и воздушной среды, защиты их от вредных выбросов, охрана и восстановление биологической разновидности;

-          обеспечение выполнения актов государственной власти и органов управления в сфере защиты природы и разумного использования природных ресурсов с учетом соблюдения требований законодательства, также, проведение инициативы разработки в установленном законодательством порядке необходимых в этой сфере законодательных документов и других нормативно-правовых документов;

-          повышение ответственности разумного распределения и использования выделенных средств, направленных на исполнение обязательств различных гражданских общественных институтов, в том числе в целях защиты окружающей природной среды и здоровья населения;

-          повышение экологической культуры населения, введение в учебных заведениях специальных предметов по вопросам защиты окружающей среды;

-          достижение становления экологической безопасности, совершенствование правовых механизмов обеспечения здоровой среды жизни, разумного использования природных ресурсов задачей всего государства, общества и каждого гражданина.

Движение для достижения этих целей решает вопросы, а также выполняет следующие задачи:

-          усиление активного участия общественности в деле защиты окружающей природной среды и оздоровления экологического условия;

-          помощь в совершенствовании и развитии законодательства в деле защиты окружающей природной среды;

-          беспрекословное выполнение законов и других государственных указов по вопросам защиты окружающей природной среды и установление общественного контроля над выделенными на это государственными средствами;

-          повышение экологической культуры населения, развитие системы экологического образования и воспитания;

-          развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды;

-          координация деятельности негосударственных некоммерческих организаций являющихся общественным участником Движения.

Движение обладает следующими правами:

-          выражение и защита прав своих участников;

-          выход с различными инициативами по различным вопросам социальной жизни, вносить предложения органам государственной власти и управления;

-          участие в разработке указов органов государственного управления и управления в установленном законодательством порядке;

-          учреждение символических знаков в установленном порядке;

-          распространение информации о своей деятельности;

-          ведение печатной и просветительской деятельности, также, на основании законодательства Республики Узбекистан, проведение выставок, спортивных и других мероприятий;

-          создание предпринимательских структур для выполнения уставных задач.

Движение объединяет своих участников на основании территориального принципа административно-территориального деления Республики Узбекистан. Членство в Движении не установлено в строгом порядке. Участниками в Экологическом движении могут стать, как граждане, так и негосударственные некоммерческие организации. В целях управления и координации деятельности участников Движения, непосредственно по решению объединяющего организационно Центрального Совета считаются их отделами организовываемы в Каракалпакской Республике, областях и городе Ташкенте. Высшим руководящим органом считается конференция Движения, созываемая раз в пять лет. Руководящим органом между конференциями Движения является Центральный Совет. Центральный совет выражает интересы Движения и ведёт дело от его имени, организует исполнение уставных и программных задач Движения.

Значимость новых подходов в решении экологических задач были выражены в течении переговоров на высшем уровне между Узбекистаном и Россией проведённых 22–23 января 2009 года. Главы государств отвечая на вопросы о строительстве гидросооружений на трансграничных реках, подчеркнули о необходимости достижения согласия соседних государств, гарантировать экологическую безопасность сооружения, следовать соответствующим международным мерам и составленным двусторонним договоренностям. Позднее, в течении переговоров на высшем уровне руководителей Узбекистана и Туркменистана было утверждено о недопустимости снижения течения трансграничных рек, также, о необходимости ведения заинтересованными государствами на принципах открытости и полноценной информированности при проведении гидротехнических проектов на трансграничных реках проведения независимой международной технико-экономической и экологической экспертизы. Здесь надо отметить, что Президент Республики Узбекистан на прошедшей в августе 2007 года саммите в Бишкеке перечислил принципы пользования трансграничными реками, то есть вопросы пользования водными ресурсами рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 50 миллионного населения проживающего здесь; любые работы проводимые в этих реках не должны оказывать негативного влияния на утвердившийся экологический и водный баланс в регионе; в сфере использования водных ресурсов и экологии необходимо строительство эффективной системы международной правовой базы единого совместного пользования трансграничными реками Центральной Азии. Нужно также учесть и итоги пятого Всемирного форума Воды проходившей 16–22 марта 2009 года в Стамбуле. В нём приняли участие около 30 тысяч делегатов из 130 стран мира, в том числе делегация из Республики Узбекистан. По итогам Всемирного водного форума было принято Заявление (Коммюнике), в котором, в частности указывалось, об «управлении потребности в водных ресурсах, улучшении эффективности и продуктивности использовании воднқми ресурсами в сельскохозяйственнқх целях, уделения внимания строительству оросительных сетей, в необходимых местах, также учитывая темпы быстрого роста потребности населения в водных ресурсах в целях выращивания продуктов питания улучшение сельского хозяйства в богарных землях, учитывая изменения состава потребления, особенно учитывая улучшения уровня жизни сельского населения» были приняты меры. В Заявлении также указывалось о поддержке экономически обоснованных, экологически обоснованных, социально справедливых и безвредных для других стран, проектов развития различных государств, связанных с водными ресурсами. В течении Всемирного Водного форума Фондом охраны Природы делегации Узбекистана был вручен диплом о признании за Республикой Узбекистан лидерства в деле международной водной политики. Итоги Всемирного Водного форума свидетельствуют о существующих серьёзных тревогах в деле эффективного пользования водными ресурсами. Его итоги свидетельствуют о вопросе жизненной важности для сегодняшнего и будущего поколения Узбекистана — об обоснованности его точки зрения в сфере эффективного и справедливого пользования водными ресурсами в Центрально азиатском регионе и его поддержке на международном уровне.

По мнению экспертов, среди краткосрочных задач решением которых должно заняться экологическое движение, заключается в следующем: снижение себестоимости разработки задач архитектурного планирования, внедрение упрошенного порядка экспертизы проектной документации для малого бизнеса и снижения тарифов его проведения, принятие мер по снижению арендной платы помещений считающихся собственностью государства и оформления кадастровых документов. Экологическое движение Узбекистана, как указывало его руководство, это «не политическая организация». Его деятельность направлена на решение проблем экологии и здравоохранения касающейся интересов всех слоёв населения. По этой причине избирание в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15 депутатов из экологического движения Узбекистана и их представительство в деятельности парламента страны служит повышению роли общественности в решении экологических проблем как на национальном уровне, так и на международном уровне. Внесение ряда изменений в избирательное законодательство в целях превращения экологического движения Узбекистана в важного субъекта избирательного процесса направлены на углубление либерализации и демократизации. Эти изменения свидетельствуют о поэтапной демократизации общественной жизни и государственного строительства.

 

Литература:

 

1.                  Образовано Экологическое движение Узбекистана. //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz; Мавлонов А., Тўлаганов А. Ўзбекистоннинг экологик ҳаракати: ташкил этилишининг объектив омиллари ва фаолиятининг устувор йўналишлри. // Ekologiya xabarnomasi-Экологический вестник-Ecological Herald of Uzbekistan. -2009. № 1.

2.                  Устав Экологического движения Узбекистана. // веб-сайт Экологического движения Узбекистана — www.eco.uz

3.                  Устав Экологического движения Узбекистана. // веб-сайт Экологического движения Узбекистана — www.eco.uz

4.                  Хакимов Р. Ўзбекистон экологик ҳаракати сайлов жараёнларининг муҳим субъекти сифатида.// Фуқаролик жамияти. 2009. № 3 (19), -Б.23.

5.                  Совместное заявление Узбекистана и Туркменистана. 2 марта 2009 год //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

6.                  Трансчегаравивий дарёлар — минтаканинг барча давлатлари манфаатлари йулида, халкаро маъёрлар асосида ва экологияга зарар етказмасдан фойдаланиш //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

7.                  Об итогах пятого водного форума //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

8.                  Об итогах пятого водного форума //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

9.                  Каримов И. А. Мамлакатимизни модернизация килишни ва янгилашни изчил давом эттириш — давр талаби. 2008 йилда мамлакатимизни ижтимоий-иктисодий ривожлантириш якунлари ва 2009 йилга мулжалланган иктисодий дастурнинг энг мухим устувор йуналишларига багишланган Вазирлар Махкамаси мажлисидаги маъруза //веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана (ЎзА) — www.uza.uz

10.              Развитие экологического движения Узбекистана: задачи и перспективы. 20 декабря 2008 года // веб-сайт Кабинета Министров Республики Узбекистан — www.gov.uz

Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, Экологическое движение Узбекистана, экологического движения Узбекистана, окружающей природной среды, защиты окружающей природной, разумного использования природных, использования природных ресурсов, экологической безопасности населения, пользования водными ресурсами, защиты окружающей среды, Узбекистана комфортной среды, движения Республики Узбекистан, Республики Узбекистан «О, движения Узбекистана и их, и будущего поколения Узбекистана, в законодательство Республики Узбекистан, Республики Узбекистан и на, движения Узбекистана в важного, вопросам защиты окружающей, уровне руководителей Узбекистана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос