О необходимости обучения детей делению в столбик на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.09.2015

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Путина, А. С. О необходимости обучения детей делению в столбик на уроках математики / А. С. Путина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 563-565. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21804/ (дата обращения: 19.11.2024).

Ключевые слова:деление чисел столбиком, нахождение корня числа, метод Ньютона, школьный курс математики, устные вычисления.

 

Идея написания данной статьи возникла из тех соображений, что в начале XX века в школах рассказывали об извлечении арифметического квадратного корня из неотрицательного числа в столбик, а в последующем от этого отказались и стали учить только прикидывать, без точных расчетов. Вот и возник вопрос: может быть, нет необходимости учить детей делению в столбик? Может, достаточно учить только приблизительной прикидке?

Сначала расскажем про метод извлечения квадратного корня из чисел. Об этом методе пишет еще сэр Исаак Ньютон (1643–1727 гг) в своей книге «Всеобщая арифметика или книга об арифметических синтезе и анализе» [1, c.35]. Эта книга была переведена на русский язык в 1948 году. Расскажем подробнее о данном методе (по Ньютону).

  1.   Записываем число, из которого требуется извлечь корень, ставим точки над цифрами через одну, начиная с единиц (справа налево);
  2.   Под первой цифрой пишем квадрат числа, меньший данной цифры (При этом найденную цифру записываем отдельно).
  3.   Вычитаем из верхней цифры нижнюю и справа от результата сносим цифры до следующей точки включительно.
  4.   Оставшиеся цифры корня можно последовательно найти посредством деления остатка на удвоенную величину извлеченной части корня и вычитания каждый раз из остатка квадрата последней найденной цифры и ее удесятеренного произведения на названный делитель.

Приведем пример.

Пример 1.Извлечь корень из числа 99856.

Используем метод Ньютона.

  1.   Расставляем точки над цифрами данного числа справа налево через одну.
  2.   Необходимо найти число, квадрат которого равен первой цифре — 9, то есть 3. Записываем цифру 3 в частном и из 9 вычитаем 3×3, то есть 9. Очевидно, в остатке будет 0.
  3.   Рядом с цифрой 0 записываем цифры, предшествующие следующей точке: 98.

Рис. 1. Иллюстрация к примеру 1

 

  1.   Смотрим, сколько раз удвоенная цифра 3 (то есть 6) содержится в цифре 9. Очевидно, что 1.
  2.   Пишем в частном полученную цифру, т. е. 1.
  3.   Отнимаем от 98 произведение 1×61=61. Получаем 37.
  4.   После 37 сносим оставшиеся цифры — 56, получаем 3756.
  5.   Не обращая внимания на последнюю цифру (то есть 6), смотрим, сколько раз удвоенное число 31 (то есть 62) содержится в числе 375. Очевидно — 6.
  6.   Записываем в частном 6.
  7.   Вычитаем 6×626 = 3756 из числа 3756, получаем в остатке 0.
  8.   Раз получили остаток 0, значит деление закончено, ответом будет число 316.

Интересно заметить, что данный метод с некоторыми изменениями работает и для вычисления кубического корня, корня пятой степени и так далее.

С некоторыми вариациями этот метод довольно долгое время изучался в школах. К примеру, он встречается в учебнике по алгебре для 6–8 классов за 1966 год [2, с.201]. Здесь приводится метод, по которому можно извлечь корень из данного числа с точностью до 1.

Покажем метод так, как он описывается в вышеупомянутом учебнике на примере.

Пример 2. Вычислить корень из числа 4082.

Проведем несложные рассуждения. Это число меньше 10000, значит, его корень будет меньше 100. С другой стороны, это число больше 100, значит, его корень будет больше 10. Получаем число, большее 10 и меньшее 100. В любом таком числе 2 цифры, оно есть десятки + единицы, поэтому квадрат его должен равняться сумме:

(десятки)2 + 2× (единицы) × (десятки) + (десятки)2

Эта сумма должна быть наибольшим квадратом, меньшим, исходного числа. Так как квадрат десятков — это сотни, то квадрат десятков нужно искать в сотнях данного числа. Очевидно, в исходном числе 40 сотен. Наибольший из квадратов чисел, меньший 40 — это 36. Значит, квадрат десятков корня равен 36, тогда число десятков равно 6.

Рис. 2. Иллюстрация 1 к примеру 2.

 

Записываем цифру 6 справа от знака равенства (см. Рис. 2) — это десятки искомого корня. Возведя цифру 6 в квадрат, получим 36 сотен. Вычитаем 36 сотен из 40 сотен, получаем остаток 4. К нему приписываем оставшиеся цифры — 82. Получили число 482. В этом числе должна содержаться сумма:

2 × (6 десятков) × (единицы) + (единицы)2

Произведение (6 десятков) × (единицы) должно составлять десятки, поэтому удвоенное произведение десятков на единицы будем искать в десятках остатка, а десятки остатка — это 48. Удвоенные десятки корня составляют 12. Тогда, если умножим 12 на единицы корня (пока неизвестные), то должны получить число, содержащееся в 48. Разделим 48 на 12, получим 4. Проверим на правильность эту цифру. Цифра 4 будет верна, если 2(6 десятков)4 + 42 окажется не больше остатка 482.

Рис. 3. Иллюстрация 2 к примеру 2.

 

За вертикальной чертой к удвоенной цифре корня (к 12) приписываем справа цифру 4 и на нее же умножим полученное число (124 на 4) (см. рис. 3).

Проводя умножение, мы умножаем 4 на 4, то есть находим квадрат единиц корня, затем умножаем 12 десятков корня на единицы. В итоге получаем сумму одного и другого. Получили произведение, равное 496, что больше остатка 482, значит, цифра 4 велика и нам не подходит.

Возьмем следующую цифру, меньшую 4, то есть 3. Проведя проверку вышеописанным способом делаем вывод, что цифра 3 подходит. (Если бы она не подошла, мы должны были проверить следующую цифру — цифру 2.)

Напишем найденную цифру 3 справа от цифры десятков. Получили в ответе число 63.

Как мы видим, извлечение корня в столбик — это совсем не сложно, и современные учащиеся даже обычной средней школы смогли бы разобраться в этой теме без особого труда. Но по какой-то причине эта тема давно вычеркнута из тех тем, которые изучают школьники на уроках математики.

Хотя, надо сказать, эта тема присутствует в учебниках математики для детей, увлекающихся математикой, например, в учебнике [3]. Но ведь это все только для увлекающихся математикой детей. А в обычном школьном курсе математики, видимо, эта тема не нужна? Видимо — нет. Хотя ситуация очень спорная.

Отсюда и возник вопрос, поставленный в начале статьи: может быть, тогда и не нужно учить детей делить в столбик? И достаточно, чтобы они могли примерно прикинуть? А остальное сделает калькулятор.

Но ведь, как минимум, калькулятор под рукой далеко не всегда, и что же делать, если нужно точно разделить числа, прикидки недостаточно?

Очевидно, что умение и находить корень числа, и делить числа столбиком очень важно.

Приведем некоторые аргументы в защиту вышесказанного утверждения. И при вычислении корня числа, и при делении чисел используется множество устных подсчетов как минимум в пределах таблицы умножения. А это в свою очередь:

  1.   Способствует повторению и закреплению правил арифметики, что, как показывает практика, актуально для всех учащихся;
  2.   Развивает внимание, самостоятельность, выдержку, смекалку, сообразительность и другие полезные для учащихся качества;
  3.   Тренирует оперативную память детей.

Это далеко не все «плюсы». И это касается абсолютно всех тем математики.

Мы считаем, что чем больше в школьном курсе математики будет разных интересных тем, тем будет лучше.

Также не нужно забывать, что математика в целом и практически любая из ее тем в частности развивает такие способности как:

  1.   Умение обобщать;
  2.   Умение рассуждать и логически мыслить;
  3.   Способность к анализу различных жизненных ситуаций;
  4.   Навык планирования действий и многие другие способности.

Ну и, конечно, не будем забывать высказывание великого русского ученого М. В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Вот для того, чтобы привести ум современных школьников в порядок, и нужно учить их и делению чисел в столбик, и вычислению корня числа, и всему тому, что есть или когда-то было в школьном курсе математики.

 

Литература:

 

1.  Ньютон И. Всеобщая арифметика, или Книга об арифметических синтезе и анализе.- М.: Издательство Академия Наук СССР, 1948.

2.   Барсуков А. Н. Алгебра: учебник для учащихся VI-VIII классов.- М.: Издательство «Просвещение», 1966.

3.  Звавич Л. И., Рязановский А. Р. Алгебра. 8 класс. — 5-е изд., перераб. — М.: Мнемозина, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): цифра, число, десяток, единица, школьный курс математики, вычисление корня числа, деление чисел, десяток остатка, исходное число, квадрат десятков.


Ключевые слова

деление чисел столбиком, нахождение корня числа, метод Ньютона, школьный курс математики, устные вычисления., устные вычисления

Похожие статьи

Урок в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». Деление десятичной дроби на натуральное число

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы

В работе обсуждается применение некоторых форм в отношениях между «учитель-ученик» прямой и обратной связи с целью упрощения обучения математики в средней школе.

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Методические особенности обучения решению квадратных уравнений

На практике учителя очень часто встречаются такие ситуации, когда обучающиеся не умеют решать квадратные уравнения. Главная задача состоит в том, чтобы научить обучающихся решать квадратные уравнения по первой формуле дискриминанта, а затем вводить и...

Замечательный квадрат и проблемы математики

Введены понятия замечательный квадрат и средняя арифметическая площадь треугольника. С помощью их исследованы такие проблемы математики, как проблема бесконечно малых и бесконечно больших величин, проблема параллельных прямых, проблема континуума Кан...

Методическая разработка урока математики на тему: «Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита»

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач

В данной статье рассматривается роль упражнений на готовых чертежах в обучении решению геометрических задач. Приводится система упражнений, по теме «Признаки равенства треугольников», направленная на формирование действий, адекватных изучению понятий...

Похожие статьи

Урок в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». Деление десятичной дроби на натуральное число

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы

В работе обсуждается применение некоторых форм в отношениях между «учитель-ученик» прямой и обратной связи с целью упрощения обучения математики в средней школе.

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Методические особенности обучения решению квадратных уравнений

На практике учителя очень часто встречаются такие ситуации, когда обучающиеся не умеют решать квадратные уравнения. Главная задача состоит в том, чтобы научить обучающихся решать квадратные уравнения по первой формуле дискриминанта, а затем вводить и...

Замечательный квадрат и проблемы математики

Введены понятия замечательный квадрат и средняя арифметическая площадь треугольника. С помощью их исследованы такие проблемы математики, как проблема бесконечно малых и бесконечно больших величин, проблема параллельных прямых, проблема континуума Кан...

Методическая разработка урока математики на тему: «Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита»

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач

В данной статье рассматривается роль упражнений на готовых чертежах в обучении решению геометрических задач. Приводится система упражнений, по теме «Признаки равенства треугольников», направленная на формирование действий, адекватных изучению понятий...

Задать вопрос