Цели:
· ввести понятие касательной, точки касания,
· рассмотреть свойство касательной и её признак и показать их применение в природе и технике.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмами построения касательной к окружности.
2. Сформировать умения применять теоретические знания к решению задач.
Воспитательные:
1. Развивать мышление и речь учащихся.
2. Работать над формированием умений: наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии,
3. Привитие интереса к математике.
Практические:
1. сформировать умение строить касательную к окружности.
2. рассмотреть применение в природе и технике.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин)
II. Актуализация знаний (2 мин): Учитель задает учащимся вопросы.
Что такое окружность, радиус, диаметр, хорда окружности? Прямая? Как, вы, думаете, каково взаимное расположение этих фигур?
III. Объявление темы урока (1мин)
Тема урока: Касательная к окружности. Что мы должны будем узнать? Этот урок мы посвятим изучению свойства касательной к окружности, научимся строить её, а также научимся применять теоретические знания к решению задач.
IV.Работа индивидуальная и в парах (3мин).
Постройте в тетради окружность произвольного радиуса r и прямую.
Рис. 1.
Ответьте на вопрос: сколько общих точек могут они иметь и от чего это зависит?
V Сообщение целей и задач (1мин). Какая цель нашего урока?
Ребята пытаются сформулировать цель работы.
VI.Планирование (2мин.)
У нас с вами на изучение новой темы 2 варианта:
1 Самостоятельная работа с текстом учебника (конспект), совместное выполнение заданий по уровням, самостоятельная работа;
2. Совместная работа с учителем (исследование, запись вывода в виде таблицы, доказательство теорем), выполнение заданий по уровням, самостоятельная работа
Пусть d- расстояние от центра окружности до прямой
Заполните таблицу:
Таблица 1
Взаимное расположение прямой и окружности
|
d < r |
d > r |
d = r |
рисунок |
|
|
|
Общее количество точек |
2 общие точки |
1 общая точка |
нет общих точек |
Название прямой |
секущая |
касательная |
-- |
VII. Практическая деятельность учащихся (18 мин).
Определение. Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется касательной к окружности, а их общая точка, называется точкой касания прямой и окружности.
Учащиеся называют на рисунке точку касания и прямую - касательную к окружности.
(C- точка касания, прямая с – касательная к окружности). Все это фиксируется в тетрадях учащихся.
Учитель: Какими же свойствами обладает эта прямая? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите отрезок соединяющий центр окружности и точку касания, измерьте получившийся угол.
Ученики измеряют получившийся угол. (90)
Учитель: Что можно сказать о касательной и радиусе?
Учащиеся: Они перпендикулярны.
Теорема(свойство касательной): Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания.
Рис.2.а Рис.2.б
Допустим, что прямая р не перпендикулярна к радиусу ОА (На рисунке сделать построение другим цветом). Сравните расстояние от центра окружности до прямой р с радиусом окружности.
Назовите перпендикуляр к прямой р (ОВ) и наклонную (ОА)
Ученики называют перпендикуляр к прямой и наклонную.
Учитель: Расстояние от точки О до прямой р, это ОВ, меньше радиуса окружности ОА, который в данном случае будет являться наклонной по отношению к прямой р, а расстояние от точки О до прямой р – перпендикуляр, а, как известно, любая наклонная больше перпендикуляра, проведённого из той же точки к той же прямой, т. е. ОВ<ОА.
Учитель: Сколько тогда общих точек у прямой р и окружности?
Учащиеся: 2
Учитель: Может ли прямая р быть касательной к окружности? Почему?
Учащиеся: Т.к. прямая р имеет две общие точки с окружностью, то она не может быть касательной по определению.
Учитель: Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу окружности? О чём это говорит?
Учащиеся: Предположение не верно, следовательно прямая р перпендикулярна радиусу ОА.
Теперь запишем это доказательство в тетради.
Дано: окр. (О; r=ОА), р-касательная к окружности, А-точка касания.
Доказать: рОА.
Доказательство: Предположим, что р неОА, тогда ОА наклонная к прямой р, а ОВр, т. к. ОВ<ОА, то расстояние от центра окружности О до прямой р меньше радиуса, следовательно прямая р и окружность имеют две общие точки, что противоречит условию: прямая р – касательная, т. о. р ОА. Теорема доказана.
Задача 1.
Через точку лежащую на окружности провести касательную.
Построение:
- Проведем радиус к точке А, ОА
- Построим прямую рОА
Решить устно №631(б,г,д)
1. «3» - №633(ОА) ,640
2. «4» - №633(АВ), 641
3. «5» - №633 (АС), 638.
VIII. Осуществление контроля (9 мин).
Рис. 3. Самостоятельная работа.
Дополнительное задание: На касательной к окружности от точки касания по обе стороны от неё отмечены две точки М и Т, удаленные от центра окружности на расстояние, равное 20см; ТМ=32 см. Найдите радиус окружности.
IX.Оценивание учащихся (1 мин)
Ответы:5√2; 5; 10
Х. Итог урока (5 мин).
А) История появления касательной: Понятие касательной – одно из древнейших в математике. Интерес к касательным возродился в Новое время. Тогда были открыты кривые, которых не знали учёные древности. Например, Галилей ввёл циклоиду, а Декарт и Ферма построили к ней касательную.
В первой трети XVII в. начали понимать, что касательная – прямая, «наиболее тесно примыкающая» к кривой в малой окрестности заданной точки. Легко представить себе такую ситуацию, когда нельзя построить касательную к кривой в данной точке (смотри Рис. 4) .
Рис. 4. Пример прямой, не являющейся касательной.
Б) Применение: Колесо велосипеда - окружность, спицы – радиусы окружности, касательная – дорога.
В) Рефлексия
Ответить на вопросы:
На уроке было:
1.интересно
2.скучно
3.безразлично
Я на уроке
1.работал
2.отдыхал
3.помогал другим
Итог
1.понял материал
2. узнал больше, чем знал
3. не понял
ХI. Домашнее задание (2 мин):
На «3» №631,(а,в),635,637
На «4» №631,(а,в), 637
На «5» №643,644
Литература:
1. Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2004—2011.
2. Лукичева Е.Ю. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС: учебно-методическое пособие – СПб.: СПб АППО, 2013
3. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики/ Д. Я. Стройк. — М.: Наука, 1978