План-конспект урока по математике и профессионально-трудовому обучению в 7-м классе на тему «Построение симметричных фигур относительно оси»
Авторы: Якушева Наталья Евгеньевна, Корягина Лариса Викторовна, Рукавицына Анна Васильевна, Смирнов Валерий Анатольевич
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 19.12.2020
Статья просмотрена: 180 раз
Библиографическое описание:
Якушева, Н. Е. План-конспект урока по математике и профессионально-трудовому обучению в 7-м классе на тему «Построение симметричных фигур относительно оси» / Н. Е. Якушева, Л. В. Корягина, А. В. Рукавицына, В. А. Смирнов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5892/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель урока: учить строить симметричные фигуры и находить ось симметрии.
Задачи:
Образовательные: способствовать осознанию существенных признаков симметрии в повседневной жизни; повторить материал о перпендикулярных линиях; формировать вычислительные навыки; использовать знания в новых ситуациях; формировать и развивать умения и навыки проверки симметричности выполненной работы на уроках трудового обучения; способствовать осознанию технологического процесса самоконтроля.
Коррекционные: развивать наблюдательность и воображение; способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различия симметричных деталей), соразмерности движений (коррекция мелкой моторики).
Воспитательные: способствовать развитию творческих способностей, пропагандировать здоровый образ жизни.
Методическое оснащение урока:
— линейки, треугольники, карандаши, циркули, сантиметровые ленты, портновский мел.
Ход урока
1.Организационный момент
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
1. Упражнение «Кнопки мозга» . Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.
Исходное положение : выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
2. Упражнение «Думающая шляпа» . На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.
2. Проверка домашнего задания
На обратной стороне доски 1 ученик записывает ответы из своей тетради. В это время класс закрепляет меры длины.
1 м = см
1дм = см
1км = м
1м = мм
Проверили ответы, поставили каждый сам себе объективную оценку.
3.Актуализация знаний
Математический диктант
Фронтальная работа.
— Какую тему мы с вами заканчиваем изучать?
— Что означает слово «симметрия»? (зеркальное отображение точки или части фигуры).
— Мы изучили свойства симметричных точек и фигур. Назовите их. (Симметричные точки расположены на равном расстоянии от оси симметрии и лежат на прямой, перпендикулярной оси симметрии).
Найти ось или оси симметрии в геометрических фигурах
4. Постановка темы и хода урока
— Сегодня мы с вами будем тренироваться в построении симметричных точек и геометрических фигур, встречающихся как на уроках математики, так и на уроках труда. Для этого сначала поиграем в игру «Архитектор-проектировщик».
5. Работа по теме урока
Практическая работа.
Игра «Архитектор» Играют двое. На листе бумаги проводиться ось симметрии. Первый играющий играет по одну сторону от оси симметрии, второй — по другую.
Первый игрок рисует фигуру на своей части листа, а второй игрок должен нарисовать такую же на своём поле симметрии.
Затем играющие меняются ролями.
Ваш класс очень любит урок физкультуры, поэтому мы с вами будем проектировать стадион для нашей школы.
- Начертите прямоугольник размерами 18см на 12см.
- Проведите ось симметрии поперёк прямоугольника.
- Представьте, что это футбольное поле. Начертите ворота для вратаря и отдайте тетрадь соседу для того, чтобы он построил симметричные им ворота для команды соперника.
- Для штрафных ударов нам нужна 11 метровая линия, проведите её перед воротами и верните тетрадь соседу для нахождения симметричной ей линии.
- Для разыгрывания мяча нам необходимо обозначить центр поля. Для этого находим на оси симметрии центр и проводим циркулем половину окружности. Отдаём тетрадь соседу.
- Футбольное поле готово можно выходить на разминку.
Физкультминутка
Упражнение «Колено-локоть» . Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
5.2 Самостоятельная работа
7. Чтобы вы хотели увидеть ещё на нашем стадионе? Добавьте еще игроков на наше поле.
— Молодцы!
5.3 Повторение изученного
— Какие изделия вы изготовили и изучали на уроках трудового обучения (прямую юбку, плоскогубцы)?
— Назовите детали, из которых состоят плоскогубцы, юбка.
— Назовите симметричные детали плоскогубец (ручки, губки).
— Назовите симметричные детали юбки (вытачки, карманы).
— Вспомните, пожалуйста, находили ли вы оси симметрии на моделях?
— Назовите эти этапы работы (у девочек — построение вытачек на чертеже, намётывание кармана на юбку — ось симметрии кармана совмещали с боковым швом; у мальчиков — при разметке губок, зубцов, ручек).
Свяжем полученные знания по математике с практическим материалом по трудовому обучению.
Тестовое задание «Симметрия». Выберите правильный ответ. На работу с тестовым заданием отводится 3 минуты. Оценку выставляет учитель.
Работая с данным тестовым заданием, учащиеся рассматривают возможные ошибки при выполнении практической работы (наиболее часто встречающиеся на практике).
Тест «Симметрия»
1. Точки А и А 1 называются симметричными относительно оси, если:
- находятся на одинаковом расстоянии от оси и соединяющий их отрезок перпендикулярен оси;
- находятся на одинаковом расстоянии от оси, соединяющий их отрезок параллелен оси;
- находятся на разных расстояниях от оси, соединяющий их отрезок перпендикулярен оси.
2. Сколько осей симметрии можно провести в этой фигуре?
1. 3; 2.1; 3.1
3. Найдите симметричную часть детали:
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Из представленных эскизов юбок выбери правильный:
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пальчиковая гимнастика «Закрути гайку». Для работы в мастерских трудового обучения нам необходимо содержать оборудование в рабочем состоянии: швейную машину поставить на рабочий ход, закрепить сверло в патроне и так далее. Мы с вами знаем общепринятое правило: все винты, гайки, краны, лампочки закручиваются по часовой стрелке, а откручиваются — против часовой стрелки.
Наш главный инструмент — руки. От ловкости и точности движений наших пальцев зависит качество изготавливаемых изделий. Представим себе, что первые фаланги наших пальцев — это гайки, мы должны закрутить гайку до упора. Поставьте руки перед собой на локти, и закрутим гайки на левой руке (от себя) — по три раза каждый пальчик. А теперь закрутим гайки на правой руке (к себе). Привели в «рабочее состояние» наши пальчики! И мы готовы с вами к практической работе!
Самое главное при выполнении практических работ и на уроках швейного дела, и на уроках слесарного дела — уметь выполнять самоанализ по существующим критериям качества работы. Проверять качество работы вы должны по окончании изготовления каждой операции или узла и по завершению изготовления изделия. На производстве конечную проверку осуществляет отдел технического контроля ОТК.
Одним из наиболее часто встречающихся требований является симметричность деталей, узлов, элементов. Для проверки качества симметричности частей детали, изделия нам необходимо: найти ось симметрии; линейку расположить перпендикулярно этой оси и измерить расстояние до проверяемых деталей или частей. Расстояние должно быть одинаковое.
Задание
Сегодня выполняем функции ОТК. Мальчики проверяют качество выполнения закругления ручек и симметричность губок, а девочки проверяют симметричность настрачивания карманов и обработки вытачек у юбки. Контроль проводить будем не своей работы, а соседа по парте. В первую очередь оцениваем работу визуально. Если трудно определить на глаз, работаем с измерительными инструментами. Даём объективную оценку работе.
6. Подведение итогов урока
— Что такое симметрия?
— Приведите примеры симметричных фигур.
— Можно ли считать симметричной фигуру человека, у которого вырвали зуб?
7. Выставление оценок
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Рефлексия.
Выбирают ответ, с которым согласны, и поднимают руку.
Самым трудным оказалось:
— самостоятельно организовать свою работу;
— поверить в свои силы.
Научились:
— определять на глаз симметричные фигуры;
— находить ось симметрии в изделии.
Открыли в себе:
— желание изучать геометрию и применять полученные знания на уроках труда;
— способность достигать поставленной цели.
Открыли в других:
— взаимопомощь;
— изобретательность и творческий подход;
— терпение.