«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова, Л. А. «Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР) / Л. А. Вишнякова, Н. Н. Кантемирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 670-673. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26613/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР)

Вишнякова Любовь Алексеевна, учитель-логопед;

Кантемирова Наталья Николаевна, педагог-психолог

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232 (Астраханская обл.)

Цели:

  1. Развивать мышление, произвольное внимание, память, речь и самооценку учащихся.
  2. Расширять кругозор учащихся о профессиях, значении школьных предметов для развития способностей учащихся.
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, его значению и доброжелательное отношение к одноклассникам.

Задачи:

  1. Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фонда, на котором развиваются все психические процессы.
  2. Улучшение ритмики организма, развитие мелкой мускулатуры рук, произвольности поведения, речи учащихся.
  3. Тренировка зрительной памяти, внимания мышления.
  4. Создание атмосферы психологической безопасности, комфорта в общении со сверстниками и в группе в целом.

Структура занятия:

  1. Психогимнастика.
  1. «Слушай и выполняй» (упражнение на развитие произвольного внимания, закрепление понятий «право-лево»).
  2. «Послушайте звуки» (упражнение на развитие внимания, умения сосредотачивать сознание на разных объектах, развитие слуховой памяти).
  3. «Посмотрите вокруг и запомните» (упражнение на развитие зрительного внимания и памяти).
  4. «Доскажи словечко» (упражнение на развитие скорости мышления, активизации знаний по теме занятия).

II. Основная часть.

  1. Работа над загадкой (развитие мышления).
  2. Знакомство с новой профессией: упражнение «Дешифратор» (развитие мышления, внимания).
  3. Целеполагание.
  4. Физминутка. Кинезиологический комплекс (Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фонда, мелкой мускулатуры рук).
  5. «Собери слова» (упражнения на развитие мышления, речи).
  6. Физминутка. «У оленя дом большой».
  7. «Мы строим дом»: конструирование из геометрических фигур (упражнение на развитие мышления).
  8. Штриховка (упражнение на сенсорное развитие).
  9. «Дом моей мечты» (упражнение на развитие связного высказывания).

III. Заключительная часть.

  1. Игра «да и нет» (подведение итогов).
  2. Рефлексия занятия

Оборудование: изображение сказочного героя — Карандаша, большой конверт № 1 с зашифрованным словом и большой конверт № 2 с проектом дома, индивидуальные конверты № 1 со слогами, конверты № 2 с геометрическими фигурами (треугольники, квадрат, прямоугольник), плакат с изображением домов из различных геометрических фигур для самопроверки, для самооценки — вырезанные карандаши из цветной бумаги (розовый, голубой, зеленый).

Ход занятия.

I. Психогимнастика.

Ребята, сегодня наше очередное психологическое занятие, что мы с вами делаем на наших встречах, чему учимся?

Правильно. Сегодня мы продолжим работать над собой, и как обычно в начале нашего занятия выполним психогимнастику. Первое упражнение на развитие ориентирования в пространстве «Слушай и выполняй».

1. «Слушай и выполняй» (упражнение на развитие произвольного внимания, закрепление понятий «право-лево»).

Поднимите правую реку вверх, левую вытяните в сторону;

левой рукой коснитесь кончика носа;

правую руку положите на левое плечо;

левой рукой коснитесь правого колена.

Следующее упражнение «Послушайте звуки» развивает внимание, умение сосредотачиваться на разных объектах и нашу память.

2. «Послушайте звуки» (развитие внимания, умения сосредотачивать сознание на разных объектах, развитие слуховой памяти).

Ребята, встаньте удобнее, закройте глаза и:

послушайте звуки за окном;

послушайте звуки за дверью;

Какие звуки услышали: за окном? за дверью? в классе?

3. «Посмотрите вокруг и запомните» (упражнение на развитие зрительного внимания и памяти).

Ребята, посмотрите вокруг и запомните предметы прямоугольной формы и их цвет.

Закройте глаза, положите голову на скрещенные руки.

Назовите предметы прямоугольной формы и их цвет.

Предмет называет тот учащийся, до которого я прикоснусь.

Поднимите глазки и посмотрите, какие предметы мы не назвали.

На прошлом занятии мы начали тему «Профессии». Сейчас мы с вами выполним упражнение «Доскажи словечко» на развитие скорости мышления и речи.

4. «Доскажи словечко»

Самолетом правит …..(летчик)

Трактор водит ………..(тракторист)

Электричку …………...(машинист)

Стены выкрасил ………(маляр)

Доску выстругал ………(столяр)

В доме свет провел ……(электрик)

В шахте трудится ……..(шахтер)

В жаркой кузнице………(кузнец)

Кто все знает …………..(Молодец)

II. Основная часть.

  1. Введение сказочного героя в занятие. Работа над загадкой (развитие речи, понятий о профессии).

— Сегодня, ребята, к нам в гости пришел сказочный герой. Отгадайте загадку. Кто это?

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдет

Каждый след его найдет.

— Кто же это? (Карандаш)

— Как вы догадали

Что это за след, который понимает каждый? (линии, рисунки карандашом)

— А «белое поле» — это, ребята, что? (лист бумаги)

— А что же это за рубашка, которую носит всю жизнь наш герой? (деревянная основа, цветной грифель)

— Почему же карандашу дали имя Ивашка? Умный?

— Ну, а вот и наш герой, которого зовут Карандаш.

—Как вы думаете, почему ему дали такое имя? (он любит чертить, рисовать, разукрашивать)

— Ребята, у Карандаша для нас конверты. Давайте посмотрим, что в них (открываем конверты)

— В этом конверте зашифровано слово, название нашей темы занятия:

467 132 5386

Расшифруйте его. У каждого на листочке есть это задание. Выполните самостоятельно и запишите ниже расшифрованное слово.

Расшифруй: 4 6 7 1 3 2 5 3 8 6

1 — И 2 — Е

3 — Т 4 — А

5 — К 6 — Р

7 — Х 8 — О

Какое слово зашифровал Карандаш? (АРХИТЕКТОР)

— Ребята, а теперь оцените себя сами:

САМООЦЕНКА:

если задание вы выполнили правильно, и было несложно, то на коробочку наклейте розовый карандаш;

если задание вы выполнили правильно, и было сложно, то на коробочку наклейте голубой карандаш;

если задание вы выполнили не правильно, то на коробочку наклейте зеленый карандаш.

Что же это слово означает?

— Правильно, ребята. Архитектор — это профессия человека.

Архитекторы специалисты, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, спортивные, театральные, парковые сооружения, улицы, города. Они придумывают, каким должно быть здание, рисуют его на бумаге с разных сторон, вычерчивают внутреннее устройство.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?

Зачем ему нужна математика, русский язык, история, география?

Какими способностями должен обладать архитектор? Что он должен уметь?

Конечно, архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве. Эту способность вы у себя проверяли, когда выполняли задание в начале урока «Слушай и выполняй».

Во-вторых, архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом вы обычно тренируетесь, когда собираете из деталей конструктора какое-либо сооружение.

  1. Целеполагание.

Сегодня вы испытаете свои силы в этой интересной профессии, которая называется «архитектор»: мы будем конструировать из геометрических фигур, развивать свое внимание, воображение, учиться мыслить, развивать нашу речь и пальчики, чтобы наши движения были точными.

3. Кинезиологический комплекс (на ковриках).

  1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. «Кулак-ребро-ладонь». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8–10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами (кулак-ребро-ладонь), произносимыми в слух или про себя.
  3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
  4. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяёте положение рук «с точностью до наоборот».
  5. «Кулак-кольцо» — разучивание нового упражнения.

4. «Собери слова» (упражнения на развитие мышления).

— Настало время посмотреть, что же в следующем конверте. А здесь какие-то слоги.

— Откройте конверт № 1. Составьте самостоятельно слова, которые задумал Карандаш и вы узнаете, что мы будем сегодня проектировать (каждому раздается конверт со слогами):

кры — ша

сте — на

ок — на

две — ри

— Давайте проверим. (На доске вызванные учащиеся составляют слова. Самопроверка, выполнение задания)

— Ребята, а теперь оцените себя сами:

САМООЦЕНКА:

если задание вы выполнили правильно, и было несложно, то на коробочку наклейте розовый карандаш;

если задание вы выполнили правильно, и было сложно, то на коробочку наклейте голубой карандаш;

если задание вы выполнили не правильно, то на коробочку наклейте зеленый карандаш.

Ребята, так что же предлагает нам сконструировать Карандаш? (Это части чего?)

— Да, мы будем конструировать домик.

—А какие бывают дома? Из чего их делают? (из дерева — деревянный, из луба — лубяной, из кирпича — кирпичный, из бетона — бетонный, из глины — глиняный, из бетонных панелей — панельный…)

— Ребята, какой же должен быть дом? (уютным, теплым, крепким, красивым…)

— А сейчас немного отдохнем.

5. Физминутка. «У оленя дом большой».

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Зайка по полю скакал

В дом к нему стучится:

«Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка забегай,

Двери закрывай».

6. Конструирование из геометрических фигур (развитие мышления).

— Посмотрим, что в конверте.

— Ребята, здесь проект (чертеж) дома, который мы — архитекторы должны будем сконструировать.

— Посмотрите на чертеж. Постройте дом по чертежу из геометрических фигур, которые лежат в ваших конвертах № 2.

Самостоятельная работа учащихся (из 2х фигур, из 3х фигур)

— Давайте проверим, из каких фигур вы сконструировали дома. Сколько треугольников вы использовали? Сколько прямоугольников?

— По данному чертежу можно было построить 3 дома, используя различное количество треугольников и прямоугольников.

Самопроверка.

— Ребята, а теперь оцените себя сами:

САМООЦЕНКА:

если задание вы выполнили правильно, и было несложно, то на коробочку наклейте розовый карандаш;

— если задание вы выполнили правильно, и было сложно, то на коробочку наклейте голубой карандаш;

— если задание вы выполнили не правильно, то на коробочку наклейте зеленый карандаш.

7. Сенсорное развитие.

—Сейчас для развития мелкой мускулатуры рук мы будем домик заштриховывать.

8. «Дом моей мечты».

Цель: развитие связной речи.

—Составьте рассказ о доме своей мечты. Расскажите, как вы представляете себе этот дом, в котором вы хотели бы жить? (Необходимо выслушать каждого учащегося.)

III. Заключительная часть.

  1. Игра «да и нет» (развитие произвольного поведения).

— Сейчас ребята, мы подведем итог нашего урока. Игра называется «Да и нет».

Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте мои вопросы. Если на вопросы вы отвечаете «да», то сделайте шаг вперед, а если «нет» — поднимите правую руку.

а) Героя, который к нам пришел сегодня на урок, зовут Карандаш? (Да)

б) Архитектор — это название фрукта? (Нет) А название чего?

в) Сегодня на уроке выполняли упражнения на развитие внимания? (Да) Какие?

г) Составлять из слогов слова было трудно? (Что было трудно?)

д) Конструировать дом по чертежу было легко?

2. Рефлексия занятия.

Что больше всего понравилось на занятии?

— Спасибо, ребята, за занятие. Вы сегодня старались, хорошо потрудились.

— Я думаю, что когда вы вырастите, кто-нибудь из вас обязательно станет архитектором и сконструирует дом, в котором уютно и тепло будет жителям.

До следующей встречи!

Основные термины (генерируются автоматически): дом, развитие мышления, левая рука, правая рука, ребята, упражнение, III, задание, конверт, развитие.


Похожие статьи

Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management»

Конспект образовательной ситуации «Как сорока клеста судила» с детьми подготовительной логопедической группы с использованием продуктивных видов деятельности и театрально-игровой технологии

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Похожие статьи

Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management»

Конспект образовательной ситуации «Как сорока клеста судила» с детьми подготовительной логопедической группы с использованием продуктивных видов деятельности и театрально-игровой технологии

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Задать вопрос