Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Якущева Раушанья Махмутовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2014
Статья просмотрена: 1166 раз
Библиографическое описание:
Якущева, Р. М. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста / Р. М. Якущева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6692/ (дата обращения: 24.12.2024).
Цель: Закрепить мыслительные операции, связанные с выделением объектов на картине, установление взаимосвязей.
ЗАДАЧИ:
1. Учить производить замену выделенных объектов схемами; ориентироваться в пространстве (в верху, внизу; левый, правый; в центре); отвечать на вопросы развернутыми предложениями о местонахождении объекта с использованием приемов ТРИЗ: игра «Бинокль»
2. Содействовать развитию умения использовать разные виды моделей, на основе восприятия картины через разные органы чувств; представлять различные звуки, обонятельные ощущения и передавать свои представления в рассказе, составленном с использованием метода моделирования.
3. Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно-личностного общения.
4. Развивать умения находить причинно-следственные связи.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: (в верху, внизу; левый, правый; в центре).
МАТЕРИАЛ:
Картина «Белки»; лист ватмана; фломастеры; схемы-модели рассказа, магниты.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята мы отправляемся в путешествие, а куда вы узнаете, сыграв со мной в игру «Я еду в путешествие и беру с собой...» (волка)
Дети называют диких животных.
Каких мы животных назвали? (диких животных), а где они живут? (в лесу)
Правильно ребята мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес.
Задание: Слева от вас хвойные деревья. Назовите их. Справа лиственные. Назовите их.
Игра «Собери целое!» (лист дуба).
Вот мы и прибыли в лес в гости к картине, а чтоб нам получше рассмотреть ее, что нам может помочь (подзорная труба). Ребята, она у нас не простая, а волшебная. Посмотрите на картину и перечислите, что вы на ней видите.
Игра «Бинокль».
- По мере называния объектов схематично обозначаю их в кружочках на большом листе бумаги — обращаю внимание, где находится объект: в центре, в правом верхнем или нижнем углах, в левом верхнем или нижнем углах.
- Не забываем совместно с детьми выделить небо и землю.
Ребята, а объекты могут быть связаны между собой? (да)
Игра «Соединение»
Дети: Дуб связан с землей, потому что его корни в земле. Белку соединим с дубом, потому что она живет в дупле.
Физкультминутка «Три бельчонка»
В лесной глуши на елке.
Жили-были три бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили (потянуться)
Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)
За уши лапками хватались (руки к ушам)
И вправо-влево наклонялись (наклоны в стороны)
Дружно хлопали в ладошки (хлопают)
И тянулись словно кошки (потянуться)
Ножками топали (притопы)
Глазками хлопали (поморгать)
Головками кружили (повороты головы)
Друг за другом в след ходили (ходьба на месте)
Дети присаживаются на свои места.
Пока мы отдыхали, на картине появился волшебник — помощник «Я нюхаю». Что это значит?
Да сейчас нос расскажет, что он чувствует.
Раз, два, три покрутись в картине очутись.
Дети отвечают полным ответом: «Я чувствую запах листьев», «Я чувствую, как пахнет корой» и т. д.
Еще один волшебник — помощник «Я слышу» Как вы думаете, что он обозначает? (на картинке нарисовано ухо).
Дети: «Я слышу, как белка грызет орешки», «Я слышу, как белки прыгают по веткам» и т. д.
Следующий волшебник — помощник «Я ощущаю лицом и руками».
А сейчас представьте, что вы гладите белку, какая она на ощупь? (ствол, лист).
Дети: «Я чувствую белка пушистая, мягкая…», «Я чувствую ствол дуба шершавый…», «Я чувствую лист влажный, гладкий…».
Какие волшебники — помощники нам помогли ощутить какая белка на ощупь, шорох листвы, запах цветов.
Дети: «Я — слышу», «Я — чувствую», «Я ощущаю лицом и руками».
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три покрутись в детском саду очутись.
Рефлексия:
1. Какую картину мы рассматривали?
2. Назовите объекты, которые видели в подзорную трубу?
3. Какая белка была на ощупь?
4. Какие запахи чувствовали в осеннем лесу?
5. С чем было взаимосвязано дерево на картине?
6. Какой помощник помог услышать звуки на картине?
7. В какую игру играли, чтобы выделить объект на картине?
8. Назовите диких животных!
Приложение
Рис. 1. Схемы (эмблемы) этапов работы с картиной
Литература:
1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2001. — 52 с.
2. Николаева С.Н, Мешкова Н. Н. Методические рекомендации к учебно — наглядному пособию для детей дошкольного возраста. «Мир вокруг нас. Звери» М. «Просвещение». 2004. — 60с.
3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. (Технология ТРИЗ) Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2010.-40с.
4. Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО “Росток”, 1998.- 64 с.