Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста

4. Дошкольная педагогика
24.11.2014
1184
Поделиться
Библиографическое описание
Якущева, Р. М. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста / Р. М. Якущева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6692/.

Цель: Закрепить мыслительные операции, связанные с выделением объектов на картине, установление взаимосвязей.

ЗАДАЧИ:

1.      Учить производить замену выделенных объектов схемами; ориентироваться в пространстве (в верху, внизу; левый, правый; в центре); отвечать на вопросы развернутыми предложениями о местонахождении объекта с использованием приемов ТРИЗ: игра «Бинокль»

2.      Содействовать развитию умения использовать разные виды моделей, на основе восприятия картины через разные органы чувств; представлять различные звуки, обонятельные ощущения и передавать свои представления в рассказе, составленном с использованием метода моделирования.

3.      Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно-личностного общения.

4.      Развивать умения находить причинно-следственные связи.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: (в верху, внизу; левый, правый; в центре).

МАТЕРИАЛ:

Картина «Белки»; лист ватмана; фломастеры; схемы-модели рассказа, магниты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята мы отправляемся в путешествие, а куда вы узнаете, сыграв со мной в игру «Я еду в путешествие и беру с собой...» (волка)

Дети называют диких животных.

Каких мы животных назвали? (диких животных), а где они живут? (в лесу)

Правильно ребята мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес.

Задание: Слева от вас хвойные деревья. Назовите их. Справа лиственные. Назовите их.

Игра «Собери целое!» (лист дуба).

Вот мы и прибыли в лес в гости к картине, а чтоб нам получше рассмотреть ее, что нам может помочь (подзорная труба). Ребята, она у нас не простая, а волшебная. Посмотрите на картину и перечислите, что вы на ней видите.

Игра «Бинокль».

-        По мере называния объектов схематично обозначаю их в кружочках на большом листе бумаги — обращаю внимание, где находится объект: в центре, в правом верхнем или нижнем углах, в левом верхнем или нижнем углах.

-        Не забываем совместно с детьми выделить небо и землю.

Ребята, а объекты могут быть связаны между собой? (да)

Игра «Соединение»

Дети: Дуб связан с землей, потому что его корни в земле. Белку соединим с дубом, потому что она живет в дупле.

Физкультминутка «Три бельчонка»

В лесной глуши на елке.

Жили-были три бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили (потянуться)

Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)

За уши лапками хватались (руки к ушам)

И вправо-влево наклонялись (наклоны в стороны)

Дружно хлопали в ладошки (хлопают)

И тянулись словно кошки (потянуться)

Ножками топали (притопы)

Глазками хлопали (поморгать)

Головками кружили (повороты головы)

Друг за другом в след ходили (ходьба на месте)

Дети присаживаются на свои места.

Пока мы отдыхали, на картине появился волшебник — помощник «Я нюхаю». Что это значит?

Да сейчас нос расскажет, что он чувствует.

Раз, два, три покрутись в картине очутись.

Дети отвечают полным ответом: «Я чувствую запах листьев», «Я чувствую, как пахнет корой» и т. д.

Еще один волшебник — помощник «Я слышу» Как вы думаете, что он обозначает? (на картинке нарисовано ухо).

Дети: «Я слышу, как белка грызет орешки», «Я слышу, как белки прыгают по веткам» и т. д.

Следующий волшебник — помощник «Я ощущаю лицом и руками».

А сейчас представьте, что вы гладите белку, какая она на ощупь? (ствол, лист).

Дети: «Я чувствую белка пушистая, мягкая…», «Я чувствую ствол дуба шершавый…», «Я чувствую лист влажный, гладкий…».

Какие волшебники — помощники нам помогли ощутить какая белка на ощупь, шорох листвы, запах цветов.

Дети: «Я — слышу», «Я — чувствую», «Я ощущаю лицом и руками».

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три покрутись в детском саду очутись.

Рефлексия:

1.      Какую картину мы рассматривали?

2.      Назовите объекты, которые видели в подзорную трубу?

3.      Какая белка была на ощупь?

4.      Какие запахи чувствовали в осеннем лесу?

5.      С чем было взаимосвязано дерево на картине?

6.      Какой помощник помог услышать звуки на картине?

7.      В какую игру играли, чтобы выделить объект на картине?

8.      Назовите диких животных!

Приложение

Рис. 1. Схемы (эмблемы) этапов работы с картиной

 

Литература:

 

1.                 Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2001. — 52 с.

2.                 Николаева С.Н, Мешкова Н. Н. Методические рекомендации к учебно — наглядному пособию для детей дошкольного возраста. «Мир вокруг нас. Звери» М. «Просвещение». 2004. — 60с.

3.                 Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. (Технология ТРИЗ) Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2010.-40с.

4.                 Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО “Росток”, 1998.- 64 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный