Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Запольских, О. Л. Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» / О. Л. Запольских. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/ (дата обращения: 17.12.2024).

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста (литотерапия), познакомить с приёмами работы с камнями.

1.      Актуальность, активизация.

2.      Приёмы работы

3.      Заключительная часть, рефлексия, итог.

(СЛАЙД: название темы).

1. В настоящее время для нас, педагогов и психологов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. (СЛАЙД: изображения сказок о камнях)

ВОПРОС: Что объединяет все эти сказки?

А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: (СЛАЙД: дети играют) перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. На данных занятиях проходит коррекция таких личностных проблем, как неумение общаться, договариваться, агрессивность, конфликтность. У детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Использование литотерапии (СЛАЙД: термин) в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах — это малоизученное направление. Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы»

Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога, стала изучать данное направление более глубоко и применять литотерапию в собственной практике. Также упоминание литотерапии есть в «Справочнике логопеда» Поваляевой М. А. Литотерапия (лечение минералами) и гемматерапия (лечение драгоценными камнями) применяются в коррекционной и лечебной педагогике.

На основе изученного составила тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он состоит из нескольких блоков-модулей. В каждом блоке по 4–5 занятий.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: (СЛАЙД: блоки)

Каждое занятие проводится по следующей структуре, в ней приводятся примерные игры и упражнения. Сегодня на мастер-классе я представлю одно из занятий первого блока с использованием ИКТ. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют у детей поддерживать интерес. В каждом блоке по одному такому занятию, так как литотерапия подразумевает всё-таки контактное воздействие.

Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. (СЛАЙД: камни). Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок. Например, некоторые свойства камней отражены в известных всем фразах.

«Продолжи фразу»:

-          Глаз — алмаз (щелчок, когда скажут слово)

-          Грызть гранит науки.

-          Время собирать камни.

-          Не держи камень за пазухой.

-          ВОДА — камень точит, а ЗЛО — ДУШУ.

-          Коса на камень.

— А вы хотите отправиться со мной в путешествие по миру камней? (Да) Тогда в путь (вызываю тех, кто продолжил фразы, проговорить правила).

(СЛАЙД: Витязь):

— И куда мы отправимся сначала (налево — цифра 1).

— Куда же она нас приведёт?

1) ИГРА «Загадки».

— Этот белый камень можно растворить в воде, его используют в пищу (соль)

— Этот камень хорошо горит, выделяя много тепла (уголь).

— Это окаменевшая смола древних хвойных растений. В нём можно увидеть остатки насекомых и растений (янтарь).

— Молодцы первую дорогу прошли!

— Итак, куда же нас направит следующая стрелочка.

2) ИГРА «Что изменилось?».

Мы с вами уже знаем, что камни бывают разных цветов и форм. На какие фигуры бывают похожи камни?

— Внимательно посмотрите на ряд фигур, запомните как они расположены, в каком порядке. Закройте глаза (убираются 2 фигуры: жёлтый пятиугольник, оранжевый овал).

— Ещё раз посмотрите на фигуры, будьте внимательны, все фигуры перемешаются. Вспомните, где какая фигура стояла (красный ромб, жёлтый пятиугольник, зелёный круг, синий квадрат, оранжевый овал, коричневый треугольник, фиолетовая капля)

3) Игра «Собери такую же фигуру».

— Внимательно посмотрите на фигуры и выберите те, которыми нужно закрасить образец.

— Молодцы, и с эти заданием благополучно справились.

— Посмотрите: куда нас направляет третья стрелочка (направо) (СЛАЙД: Витязь)

4) ИГРА «Волшебные превращения» (воображение).

— Итак, мы с вами попали в мастерскую Данилы-мастера. Вспомните, что в сказке Данила-мастер выточил из камня?

— А ещё камни можно раскрашивать. Обратите внимание, какие красивые поделки делают дети и взрослые из камней. Посмотрите: на что или на кого походит этот камень? (СЛАЙД)

— Кто хочет порисовать? (щелчок)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА: пока идёт составление картины.

Что это: сила внушения или камни — действительно прекрасные целители?

Безусловно, могут, уверены литотерапевты — специалисты, занимающиеся подробным изучение лечебных свойств камней. О чудесных способностях минералов писали в своих трудах Аристотель, Теофаст, Гиппократ, Парацельс, Авиценна. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии..

(Пути воздействия камней СЛАЙД: 3 уровня воздействия)

1) Психологический уровень. Созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Огромное воздействие на человеческий организм оказывает цвет минерала (щелчок). Так, надевая янтарный браслет, мы, сами того не подозревая, заряжаемся оптимизмом и жизненной энергией, которую несет в себе желтый цвет (щелчок). Белые камни блокируют воспалительные процессы, запускают очищение организма; (щелчок) красные будоражат нервную систему, усиливают кровообращение; (щелчок) синие, наоборот, успокаивают, снимают мышечное напряжение, проясняют мышление, нормализуют работу сердца; (щелчок) зеленые возвращают уверенность в себе, снимают стресс, усталость. (щелчок)

Целебными свойствами обладают только необработанные камни, у которых сохранена целостность кристаллической решетки. Камень подобно губке сначала впитывает, а затем отдает информацию об окружающей его действительности. И хорошо, если минерал рос в относительно благополучном регионе, а если его привезли из Афганистана, где столетиями лилась кровь, Чечни, Ирака или любой другой «горячей точки» планеты? По убеждению литотерапевтов, такие камни не только неспособны излечить человека, но могут еще больше расстроить его здоровье.

Лечение камнями не имеет строгих противопоказаний. Минералы можно применять как для лечения взрослых, так и для детей, а также стариков.

Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо.

3. РЕФЛЕКСИЯ: «Камешек в ботинке».

— Случалось ли у вас, чтобы вам в туфлю попадал камешек?

— Что вы при этом испытывали?

— А если вы попробуете сделать несколько шагов, не вынув камешек из туфли?

— Такие же чувства мы испытываем, когда мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то у нас скорей всего возникнут проблемы. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят (проблемно-игровой эксперимент решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения).

— А сейчас я попрошу вас выразить свои чувства, которые вы испытывали во время работы: оцените свои знания, эмоции и чувства. Будем говорить следующую фразу и передавать наш большой камень (на СЛАЙДЕ):

«У меня камешек в ботинке…» (отриц.эмоции от услышанного, информация не вызвала интереса и т. д.)

«У меня нет камешка в ботинке…» (положительные эмоции, интерес, применимость и т. д.)

Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Развить любопытство, познавательный интерес, коммуникативные качества, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения — вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

Основные термины (генерируются автоматически): камень, ребенок, СЛАЙД, щелчок, дошкольный возраст, желтый пятиугольник, лечебное свойство камней, мышечное напряжение, оранжевый овал, Прием работы.

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста

«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека»

Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management»

Проект «Оптимизация процесса подготовки детей к прогулке в средней группе посредством визуализации»

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста

«Профессия — архитектор» (интегрированное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 1 класса с НОНР)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека»

Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management»

Проект «Оптимизация процесса подготовки детей к прогулке в средней группе посредством визуализации»