Открытый урок профессионального обучения в 9 классе «Норма времени. Норма выработки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якушева, Н. Е. Открытый урок профессионального обучения в 9 классе «Норма времени. Норма выработки» / Н. Е. Якушева, Л. В. Корягина, А. В. Рукавицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 406-410. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60193/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель урока: способствовать осознанию экономических понятий «норма времени» и «норма выработки».

Задачи:создание условий для выявления взаимосвязи между уроками математики и трудового обучения;

– формирование и развитие умений и навыков выполнения обтачного шва, бантовых складок, ручных стежков;

– углубить, обобщить и систематизировать материал; связать его с жизнью и практической деятельностью посредством ролевой игры.

– способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся (коррекция образного и абстрактного мышления);

– развивать двигательную сноровку, соразмерность движений (коррекция мелкой моторики).

– способствовать формированию развития трудовых качеств личности, развитие чувств коллективизма и толерантности.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база: мастерская трудового обучения; швейные машины, утюг; инструменты, приспособления; крой деталей.

Дидактическое обеспечение:

– плакаты; опорные таблицы; образец — грелка на чайник — «Малинка»;

– технологические карты изготовления брюк, ночной сорочки швейной фабрики; карточки для контроля знаний учащихся; тестовые задания.

Ход урока:

I. Организационный момент:

– настрой учащихся на работу.

– кинезиологические упражнения:

  1. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрение, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышает энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

Движения по четырем направлениям и диагоналям. Совершается в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях.

Движения по четырем направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом.

Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

  1. Двигательные упражнения. Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраиваются нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения.

Кулак— ребро— ладонь.

Три положения рук совместно, последовательно сменяющих друг друга. Учащиеся повторяют 8–10 раз.

Лягушка.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук.

II. Актуализация знаний учащихся. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, что позволяет сконцентрировать их внимание на теме урока.

III. Повторение.

– Уже через полгода вы окончите обучение в нашей школе, и будете учиться в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении. А затем вам предстоит серьёзный выбор — выбор рабочего места.

– Чем вы будете интересоваться в первую очередь при выборе места работы?

– Что будет определять ваше материальное благополучие при самостоятельной жизни?

– Будет ли влиять качество вашей работы на вашу заработную плату?

На прошлой неделе мы с вами были на экскурсии на швейной фабрике. Давайте вспомним основные цеха фабрики (по мере называния цеха, расставляем карточки с соответствующим названием на демонстрационный щит).

Какой вид работ выполняется в названных цехах? (С правой стороны вызванная ученица располагает карточку с названием вида работ, выполняемых в этом цехе.)

Как называется профессия работающих в швейном цехе? (Оператор швейного производства).

Учащимся предлагается выполнить задание 1. Цель — закрепить виды цехов швейной фабрики и их правописание.

Какая форма организации труда на швейной фабрике? (различия массового и индивидуального пошива). Учащиеся работают по парам: рассказывают друг другу о различиях массового и индивидуального пошива и самостоятельно оценивают работу напарника.

Сколько операций может выполнять одна швея?

От чего зависит стоимость одной операции?

Выполняется задание 2, закрепляя знания профессий, работающих на швейной фабрике.

В настоящее время наибольшее распространение на предприятиях различных форм собственности получили 2 формы оплаты труда: сдельная и повремённая. С этими экономическими понятиями вы уже знакомились на уроках социально-бытовой ориентировки.

Напомню ещё раз: сдельная форма оплаты трудаэто оплата труда за количество произведённой продукции или выполненный объём работ.

Повремённая форма оплата труда — это оплата труда производится в зависимости от количества отработанных человеко-часов, человеко-смен и тарифной ставки или оклада работника.

— Подумайте и выскажите своё мнение: почему на швейной фабрике производится сдельная форма оплаты труда.

— Какие критерии будут влиять на оплату каждого работающего?

Это: какое количество он выполнил, уровень сложности выполняемой операции, квалификация швеи.

Мы с вами вплотную подошли к теме нашего урока: норма времени и норма выработки. На швейной фабрике перед запуском в производство любого изделия оформляется сопроводительный лист, где рассчитывают количество технологических операций, сколько человек будут выполнять одну или несколько операций, устанавливают расценку за каждую операцию и устанавливают норму времени на каждую операцию и норму выработки для каждой швеи и для швейного цеха в целом.

— Сколько рабочих костюмов изготавливают на нашей швейной фабрике за смену? 150 изделий, которые комплектуют по 5 штук в 1 упаковке.

IV. Практическая работа.

Чтобы понять, что же такое норма времени и норма выработки, мы с вами поиграем в ролевую игру «Нормировщик».

Цель игры: понять значение новых терминов и механизм расчёта нормы времени и нормы выработки.

Представьте себе, что вы — операторы швейного производства. Наш план — изготовить «пуфики» для грелки на чайник «Малинка». Для изготовления «пуфика» требуется выполнить три вида работы:

1) обтачать детали с одновременным закладыванием бантовых складок;

2) срезать углы; вывернуть; выправить уголки и набить деталь синтепоном;

3) зашить ручными стежками «встык» место выворачивания.

Предстоящие виды работ разного уровня сложности и мы с вами распределим их между собой. Другими словами мы работаем по принципу «пооперационное разделение труда».

Изготовление элементов «пуфик»

обтачивание

выворачивание, набивка

зашивание

1. ученица

2. ученица

3. ученица

1. ученица

2. ученица

1. ученица

2. ученица

Задача 1. Определить норму времени на каждую операцию. Время работы — 10 минут, включая подготовительно — заключительное время.

Повторяем технику безопасной работы. Учитель начинает фразу, а учащиеся её продолжают (2–3 фразы каждой ученицы).

V. Физкультминутка.

Во время практической работы делаем отдых — физкультминутка для снятия напряжения с глаз. Проводим её по сетке для чертежа на доске (в натуральную величину).

1. Назовите линию верха. ВВ1. «Стреляем» глазками из точки В в В1 и наоборот 5 раз.

2. Назовите линию бёдер. ББ1. «Стреляем» глазками из точки Б в Б1 и наоборот 5 раз.

3. Найдите линию низа. Из точки Н переводим взгляд в точку В1–5 раз.

4. Найдите линию верха. Из точки В переводим взгляд в точку Н1–5 раз.

Упражнение «Перекрестные движения»

Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Ухо — нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.

Медленно шагать на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

По истечении времени, отведённом на выполнение практической работы, производим подсчёт: кто сколько выполнил и находим среднее арифметическое.

Норму времени рассчитываем: 10 минут

Задача 2. Определить норму выработки за урок, за занятие (4 урока).

Расчёт производим под руководством учителя упрощённым способом, так как вычисления по экономической формуле очень сложны для наших учащихся.

— Сколько минут в уроке? 40 минут.

— Сколько минут в занятие? 40 х 4 = 160 минут.

Делим общее время на норму времени и получим норму выработки для одного работающего.

Результаты заносим в таблицу.

опе-ра-ции

Кол-во изготовленных деталей

Среднее арифмети-ческое значение,

штук

Норма времени, минут

Норма выработки на урок,

штук

Норма выработки на занятие,

штук

1

Катя — 4,5 штук

Маша — 4 штуки

Света — 3,5 штук

4

2,5

16

64

2

Полина — 5 штук

Катя — 3 штуки

4

2,5

16

64

3

Таня — 6 штуки

Наташа — 4 штуки

5

2

20

80

Выводы: за одно занятие мы заготовим «пуфики» для изготовления одной «Малинки» при правильной и рациональной организации труда.

VI. Закрепление пройденного материала.

Учащимся раздаётся задание 3 с названием и определением изученных терминов. Необходимо установить соответствие.

VIII. Подведение итогов урока ирефлексия.

Сообщение о достижении цели каждым учащимся и элементы, которым необходимо уделить большее внимание. Выставление итоговой оценки за теорию и выполнение практической работы.

Упражнение на дыхание улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

Кулачки. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрьбольшими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилия, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

Тряпичная кукла исолдат. Исходное положение — стоя.

Полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Застыть в этой позе и не двигаться. Наклониться вперед и расставить руки, чтобы они болтались, как тряпки. Стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы — очень подвижными. Теперь снова показать солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5 раз.

Тестовые задания

Задание 1. Прочитайте название изображенных цехов швейного производства в любом направлении по горизонтали и по вертикали (но не по диагонали).

о

т

о

г

д

о

п

в

и

т

е

л

ь

н

е

в

Цеха

швейного

производства

й

ы

й

ш

н

ы

н

с

к

р

о

й

й

ы

а

о

ч

н

ы

й

й

р

л

е

д

т

о

Задание 2. Установите соответствие между профессией и рабочим местом.

рабочие профессии швейного

производства

производственный технологический

процесс

1

Оператор швейного производства.

А

Экспериментальный цех.

2

Контролёр качества.

Б

Швейный цех.

3

Портной.

В

Подготовительный цех.

4

Изготовитель лекал.

Г

Раскройный цех.

5

Настильщица ткани.

А

Экспериментальный цех.

6

Раскройщик.

Е

Отделочный цех.

7

Утюжильщик.

В

Подготовительный цех.

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

Задание 3. На пересечении определения термина и его правильным названием поставьте знак + (плюс).

название термина

определение

термина

Норма времени

Норма выработки

Повремён-ная форма оплаты труда

Сдельная форма оплаты труда

Оплата труда за количество произведённой продукции или выполненный объём работ.

Оплачивается отработанное количество часов или смен.

Количество готовой продукции, изготовленной

в единицу времени.

Время, необходимое для выполнения данной (одной) операции.

Литература:

  1. Глазунов, Д. А. Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.- сост. Д. А. Глазунов. — М.: Издательство «Глобус», 2010. — 190с.
  2. Кулешова, Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие./Кулешова Г. П. — М., 2006. — 104 с.
  3. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)/ для учеб, заведений/ Б. П. Пузанов, [и др.]; — 4 изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): норма выработки, норма времени, швейная фабрика, оплата труда, практическая работа, швейное производство, штука, задание, сдельная форма оплаты труда, швейный цех.


Задать вопрос