Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции
Автор: Попко Татьяна Петровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 519 раз
Библиографическое описание:
Попко, Т. П. Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2973/ (дата обращения: 16.11.2024).
Перед школьным учителем математики остро стоит проблема – разработка современного урока, включающего в себя вопросы развития у учащихся целого ряда компетенций. В огромном потоке информации особо остро возникает вопрос в развитии у учащихся информационной компетенции. Но не всегда учитель математики может провести урок с использованием ИКТ, где на каждого ученика будет соответствовать одно компьютерное место.
Предлагаю рассмотреть вариант с применением диагональной схемы компьютера.
Таблица 1
Повторительно – обобщающий урок математики в 6 классе
Повторительно – обобщающий урок, этапы |
Время этапа, мин |
Этапы урока по диагональной схеме |
Задание учащегося сильной подгруппы |
Задания учащегося средней подгруппы |
Для слабой подгруппы |
|
2 |
1. Постановка цели урока - 2 минуты. |
|||
|
10 |
2. 10-12 минут |
Работа за компьютером - 10-12 минут. |
Работа с учебником - 10-12 минут. |
Работа с учителем - 10-12 минут. |
12 |
3. 10-12 минут |
Работа с учебником - 10-12 минут. |
Работа с компьютером - 10-12 минут. |
Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут. |
|
15 |
4. 10-20 минут |
Решение задач - 10 - 20 минут. |
Решение задач - 10 - 20 минут. |
Работа с компьютером - 10 - 20 минут. |
|
|
3 |
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут. |
|||
|
3 |
Такая “диагональная” схема построения урока, как показал опыт, хорошо оправдывает себя и в начальной, и в средней школе. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта, а не в качестве “источника знаний”. Если в классе есть ученик, имеющий прочные навыки работы с компьютером, можно использовать его как технического консультанта. Точно так же, можно привлечь в качестве консультанта учителя информатики или старшеклассника, если есть такая возможность. Диагональная схема урока является вынужденной, когда учитель работает с небольшим количеством компьютеров в целом классе.
Таблица 2
Тема урока: |
Координатная плоскость 13 урок в
главе Сложение рациональных чисел |
|||||
Цели урока: |
Закрепить навыки построения и нахождения точек по заданным координатам; закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать навыки самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, пространственное представление. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету математика. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. |
|||||
Тип урока: |
Повторительно – обобщающий урок с применением ИКТ |
|||||
Форма урока |
Практикум |
|||||
Форма работы на уроке |
устная работа; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО. |
|||||
Использование ЭСО |
Электронный учебник, интерактивные программы, мультимедийная презентация |
|||||
Учебно-информационные умения и навыки |
поиск информации в эл.учебнике, работа с основными компонентами учебника, использование информации полученной посредством ЭСО, владение разными формами получения информации. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока |
Цель |
Ключевые компетентности – как результат на данном этапе |
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учащихся, связанная с развитием информационной компетенцией |
Методы формирования информационной компетенции |
|
Орг.момент. Постановка целей и задач перед учащимися |
Подготовить учащихся к предстоящей работе. Настроить их на предстоящее занятие. заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности. |
|
приветствует учащихся (уважение, симпатия, выражение добра, проверяет подготовку учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организует внимание учащихся, сообщает тему урока, сообщает, что на уроке ученики должны показать умения и навыки при решении задач по теме «Координатная плоскость» |
Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя. |
Получение и осмысление информации |
|
Выполнение индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений |
|
|
Ход этапа |
Учатся связывать информацию из разных источников в единое целое. Выполняют задания самостоятельно, используя записи в тетради, опорный конспект (владение навыками работы с различными источниками информации), учебник и ЭСО |
Обработка (упорядочение) информации Обработка (анализ и обобщение) информации Сбор, поиск и получение информации |
|
См. Таблица 1 |
||||||
Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости). |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. |
|
|
слушают учителя, делают выводы и обобщения, дают оценку своим ЗУН, отстаивать своё мнение по полученным результатам. |
Обработка информации, полученной из учебных материалов |
|
Формирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока. Задание на дом (не всегда). |
проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры. Сообщить ДЗ. |
|
|
Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя. |
Обработка (умение выделять главную мысль) информации |
Раздаточный материал для учащихся
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|||
10 мин |
Карточка «Нарисуй картинку по координатам» |
||||
|
Определяем координаты с учителем |
||||
Карточки «Найди координаты точек рисунка»» |
|
Программа – тренажёр «Математика» Программа «Координатная плоскость»
Программа «Координатная плоскость» Интерактивная программа с теоретическим материалом
Опорный конспект