Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 954 раза

Библиографическое описание:

Ковальчук, О. М. Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии / О. М. Ковальчук. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 196-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8448/ (дата обращения: 17.12.2024).

Проблемно-диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемный диалог — технология Образовательной системы «Школа 2100». Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием знаний». Технология проблемного диалога универсальна, т. е. применима на любом предмете любой ступени. Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения [1].

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно развивает логическое мышление учеников [2]. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли, рождается взаимный интерес к работе друг друга. Таким образом, диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса [3].

На примере одного, разработанного автором, урока попробуем показать, как выстроить цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС

Учитель: Ковальчук Ольга Михайловна

Место работы: Московская область, г.о. Балашиха, МБОУ «Школа № 18»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ресурсы: учебник «География. Начальный курс. 6 класс» А.А Летягин М., «Вентана-Граф 2014», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России, глобусы.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы.

 

Тема

Изображения земной поверхности

Цели и задачи:

Первичное усвоение новых предметных знаний:

Ø    формировать представление о различных видах изображений поверхности Земли,

Ø    дать определения понятий «карта», «план», «глобус», «атлас»),

Ø    формировать умение различать карты по масштабу;

Ø    описывать назначение географических планов и карт;

Ø    достоинства и недостатки аэрофотоснимков как плоского изображения земной поверхности;

Ø    объяснять различия между планом и картой, необходимость дешифрования аэрофотоснимков и космических снимков

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

По завершении работы обучающиеся должны знать:

Ø    различные виды изображения земной поверхности;

Ø    давать чёткие определения понятий «карта», «план», «глобус», «атлас»;

Ø    объяснять значение географической информационной системы для развития современной науки;

уметь:

Ø    называть виды и свойства карт;

Ø    приводить при­меры географических объектов, легко распознаваемых на аэрофотоснимках, картах, планах;

Ø    различать карты по масштабу;

Ø    описывать назначение географических планов и карт

Регулятивные

Ø    формировать умение определять и формулировать цели деятельности;

Ø    составлять план по решению проблемы;

Ø    действовать согласно намеченному плану;

Ø    умение организовывать, контролировать и корректировать учебную деятельность на уроке

Познавательные:

Ø    умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

Ø    умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Ø    выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций учебника)

Интеллектуальные умения:

Ø    ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

Ø    выдвигать гипотезы решения проблемы

Логические:

Ø    построение логичных ответов на вопросы

Коммуникативные:

Ø    вступать в диалог;

Ø    организовывать записи в тетради, в соот­ветствии с установленными требованиями;

Ø    строить взаимодействие со сверстниками;

Ø    начать формировать умения пользоваться картой, планом, глобусом как источником географической информации


 

Мотивационный этап

Слайды

Цель

Краткое содержание

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

Определение темы урока учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание.

Мотивация к предстоящей

деятельности.

Организация целеполагания.

Представление о результате предполагаемой деятельности.

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Организация определения темы урока.

С древних времён у человека была потребность передавать

другим людям информацию о том, где он был и что видел.

Так появились маленькие модели окружающего нас мира.

Рисовать человек научился раньше, чем писать. Древний человек

использовал бивень мамонта, камень или дерево для первых

зарисовок местности.

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что на сегодняшний день

наука география накопила очень большое количество знаний

о различных географических объектах и чтобы их не растерять

и передать следующим поколениям необходимо их

где-то фиксировать.

Какой возникает вопрос?

Какие есть методы фиксирования информации о том, где мы были

и что видели?

— Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой

фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали,

мы показываем друзьям что?

Фотографии...

— Чем рисунок отличается от фотографии?

Слайды 3–5 дадут возможность ребятам определить, чем рисунок

отличается от фотографии.

На слайде 5 среди рисунков и фотографий появляется

аэрофотоснимок.

Учитель просит пояснить, что это за изображение, и как оно

выполнено.

Важно обратить внимание ребят на тот факт, что географические

объекты на аэрофотоснимке имеют непривычный для нас вид,

но дают подробное изображение всех деталей местности.

Выходим на тему урока.

 

 

 

 

 

Осознание цели предстоящей деятельности.

Представление результата

Этап учебно-познавательной деятельности

Слайды

Цель

Краткое содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

Слайд № 13

 

 

 

 

Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

 

Создание продукта:

 

 

 

 

Учитель организует работу со схемой, организует работу в группах, консультирует работу с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует обсуждение результатов

 

 

 

Проблемная ситуация.

Мотивация на решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

Слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почувствуйте себя топографами.

Школа географа-следопыта.

Оценим наглядность и информативность изображений.

 Фаза осмысления. Выход на новое знание.

Назовите виды условных обозначений.

 

 

 

 

1.               Придумай схему «Виды изображений земной поверхности»

Слайды помогут ребятам сориентироваться.

 

 

Занесение схемы в тетрадь.

 

Презентуют схему

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Задание: “Попробуйте рассказать друг другу о том, что такое глобус и чем он отличается от карты”.

 

Ребята высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику. Учатся принимать совместные решения.

Проверка работы в парах — Слайды № 16–19.

Давайте вместе попробуем дать определение: Глобус- это…

Глобус — объемная, уменьшенная модель Земли.

Какие виды глобусов существуют?

 

Откройте, пожалуйста, учебник стр. 42, о каких еще видах изображения он нам говорит?

Карта, план местности.

 

— Зафиксируйте в своих рабочих тетрадях, что такое аэрофотоснимок и карта

— Как вы думаете, где более точно изображена земная поверхность, на карте или на глобусе?

— На глобусе.

— Правильно. А почему?

Обсудите в парах.

Выстраивают причинно-следственные связи

 

Представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к центру города. Как вы поможете ему? Заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города.

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

— Чертежи и топографические планы появились очень давно.

— Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы. Смотрим слайды.

— Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите?

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах? Почему?

— Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

— Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника?

— Как называется река, изображенная на аэрофотоснимке?

— Как вы об этом узнали?

— Можно ли узнать её направление и скорость течения? Как?

— Как называются населённые пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть церковь? Можно ли определить количество домов?

— Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг)?

Этап рефлексии

 

Цель

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.               Оценка результатов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель организует обсуждение результатов деятельности

Признаки

Аэрофотоснимок

План

Карта

Глобус

Объекты похожи на их реальный вид на местности

Можно узнать название города, реки и т. д.

Можно узнать породы деревьев в лесу

Изображены все объекты, видимые сверху, или только важные.

Изображены только важные объекты.

Объекты изображены условными знаками

Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности

Слайд 28

Что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

— Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.

— О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь? (аэрофотоснимок)

— Дальше будем работать по рядам:

1            — с планом

2            — с картой

3            — с глобусом

— Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

— Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.

— Различия:

— На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом. Чему бы Вы хотели научиться?

Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Домашнее задание.

§ 7 изучить, стр.44 задание 4 письменно.


 

Литература:

 

1.                  Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., 2002.

2.                  Мельникова Е. Л. От теории мышления — к технологии обучения // Психология и школа. — 2008. — № 1. — С.115–119.

3.                  Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school2100.com/, свободный (26.06.2015).

4.                  Сайт Е. Л. Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pdo-mel.ru/, свободный (26.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): земная поверхность, глобус, знание, план, Проблемная ситуация, проблемный диалог, слайд, топографический план, вид изображений, краткое содержание.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода