Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основные направления развития современной методики преподавания русского языка и литературы на всем образовательного пространства Российской Федерации, основное внимание уделяя формированию различных компетенций. Словарь по образованию и педагогике определяет компетенцию как «совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы» [3].
А. В. Хуторской отмечает, что «компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы ему не готовится лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения» [4].
Ключевых (метапредметных) компетенций много, но все они складываются из четырех компетенций: информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной. К их формированию мы приходим от предметных, через общепредметные. Предметные компетенции по русскому языку и литературе следующие: языковая, лингвистическая, культуроведческая, эстетическая, социально-личностная, коммуникативная, филологическая. Коммуникативная компетентность, выделяемая и среди ключевых, и среди предметных компетенций в качестве одной из главных, базовых, в ФГОС второго поколения определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [1]. Урок литературы, основу содержания которого (как учебного предмета) представляет собой чтение и текстуальное изучение художественных произведения, даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению. Для этого необходимо создавать на каждом уроке и во внеурочной деятельности условия речевого общения.
Как отмечает учитель-практик Большакова Н. Ю., «уроки, построенные по принципу «обучать общению, общаясь” позволяют изучение предмета превратить в деятельность, взаимодействие и учителя с учеником, и учеников между собой» [5].
Одной из образовательных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции, а также предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке, является проблемный диалог [3]. Проблемно-диалогический урок — это урок открытия новых знаний, он имеет следующую структуру:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
- Выдвижение версий.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Составление плана решения проблемы.
- Поиск решения проблемы — открытие нового знания.
- Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Посмотрим, как происходит формирование коммуникативной компетенции на разных этапах урока открытия новых знаний с использованием методов технологии проблемного диалога. Тема урока: «Проза Л. Н. Андреева. Повесть «Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя» (Литература. 11 класс. 1 из 2 уроков цикла).
Этап 1 (Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками) начинается с метода Подводящий к теме диалог .
Слово учителя: Евангелие. Что вам известно об этой книге? Составьте кластер (коллективная работа) или синквейн.
Слово учителя : А. С. Пушкин называл книги Священного писания «ключом живой воды», говоря: «Вот единственная книга в мире, в ней все есть».
Почему великий писатель так отзывался о книгах Священного писания?
Возможный ответ: в Библии содержится богатейший нравственный опыт человечества, складывавшийся веками и тысячелетиями.
Слово учителя: Я не случайно спросила вас о Евангелие. Выскажите предположение, как эта книга связана с нашим уроком?
Возможные ответ : на уроке мы будем изучать библейскую притчу; на уроке мы будем анализировать художественное произведение и сравнивать его с Библией.
Учитель пошагово приводит ученика к формулировке темы. Как видно из диалога учителя и ученика, развитие коммуникативной компетенции происходит посредством использования метода подводящего к теме диалога, представляющего собой систему посильных ученику вопросов и заданий.
На этапе актуализации знаний, который можно рассматривать как диалог «ученик — текст», происходит работа с текстом, используется прием «инсерт». С помощью подводящего без проблемы диалога ученик формирует и высказывает новое знание: Андрееву свойственна склонность к изображению темных, стихийных начал в человеке, это идейная доминанта его произведений.
На этапе открытия новых знаний ученице было предложено провести анализ повести по вопросам с последующим обсуждением, которое служит формированию интерпретационной и коммуникативной компетенций. В слабом классе я использовала побуждающий к гипотезам диалог , подталкивая ученицу к постижению идеи произведения:
– Верите ли вы в любовь Иуды к Христу?
– Как относится Иисус к Иуде?
– В чем суть спора Иуды и Христа?
– В чем обвиняет Иуда Апостолов, прав ли он?
– Чего хочет добиться Иуда, отдавая Христа первосвященникам?
– Чего ждет Иуда, следуя за Христом до самой голгофы?
– Почему возвращает 30 серебреников?
– В чем Иуда обвиняет Апостолов? Прав ли он?
– Кто виноват в смерти Исуса Христа? Кто его предал?
– Верно ли считать, что Андреев в своей повести оправдывает предательство?
Затем учащейся было предложено ознакомиться с распечатанным фрагментом Евангелия от Матфея, что позволило ей укрепиться в собственном мнении. На данном этапе открытия новых знаний формируется коммуникативно-культурологическая компетенция через реализацию предметных УУД.
На этапе выражения решения проблемы учащаяся делает самостоятельно вывод : Андреев последовательно воспроизводит евангельскую фабулу, почти ничего не меняя и не добавляя. Разница — в мотивировке событий и поступков. Библейский сюжет служит основанием для написания собственного оригинального произведения.
Формирование коммуникативной компетенции происходит на уроке при помощи методов и приемов проблемно-диалогической технологии. Данная технология универсальна, позволяя достигать хороших результатов по формированию коммуникативной компетенции на любом материале и любой образовательной ступени, в том числе в классах с ЗПР и УО.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5–55
- Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. –Москва: Высшая школа, 2004.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
- Большакова Н. Ю. «Пути формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/08/25/puti-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy-na