Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт
Автор: Ермакова Анна Афанасьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2015
Статья просмотрена: 942 раза
Библиографическое описание:
Ермакова, А. А. Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт / А. А. Ермакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8635/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Этому во многом способствует деятельность таких организаций, как ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.
Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их в жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество.
Количество детей со сложными дефектами постоянно растет, отсюда вытекают актуальные проблемы осуществления обучения и воспитания таких детей. Хочется поделиться опытом работы и наблюдениями за глубоко умственно отсталыми детьми т. к. существует не так много литературы по обучению таких детей.
Одним из приоритетных и необходимых предметов в реабилитационном пространстве этих детей я считаю чтение. Почему?
Чтение является таким предметом, которое даёт возможность человеку познавать окружающий мир:
- ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.);
- прочитать программу для просмотра телевизора;
- почитать самому (небольшой рассказ, сказку) или прочитать что-то не читающим;
- прочитать распространенные знаки безопасности и информации;
- прочитать инструкцию по выполнению определенного задания.
Но наблюдения показывают, что у воспитанников с глубоко умственной отсталостью процесс формирования чтения, а особенно осознанного, значительно затруднён, так как речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. В связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы у воспитанников с глубоко умственной отсталостью ограниченная способность к восприятию сведений об окружающем. Нередко доступными им оказываются понимание и произнесение только элементарных фраз.
Речь умеренно и тяжело умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. Имея в запасе небольшое число слов, дети часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается однообразными, повторными оборотами.
Для того, чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, понимать и передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходима специальная система работы по формированию навыков осознанного чтения.
Поэтому формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с тяжёлыми нарушением интеллекта, я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит не только заинтересованное отношение детей к чтению книг, но успешность процесса их социализации.
Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточном уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению — значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.
Основная цель уроков чтения –научить осознанно читать. Для достижения этой цели стараюсь использовать все действенные приемы и формы работы при чтении.
Осмысление прочитанного текста, как правило, вызывает затруднения практически у каждого учащегося, нередко требуется массированная помощь со стороны учителя для того, чтобы дети справились с пересказом коротких текстов.
В процессе обучения чтению детей данной категории опираюсь на общие дидактические и специальные коррекционные принципы обучения:
- принцип наглядно-предметного обучения;
- принцип занимательности и игры (задания предлагаю в игровой форме);
- принцип воспитывающего обучения (урок чтения даёт возможность влиять на воспитание ученика средством словарной работы, чтения коротких рассказов, стихов,статей, заметок поучающего характера);
- принцип систематичности и интегрирующего обучения;
- принцип здоровьесберегающего обучения (задания должны быть посильны, конкретизированы, разнообразны, поданы ребёнку в интересной форме, чтобы не пропала положительная мотивация к чтению).
Одним из приёмов формирования навыка осознанного чтения является использование дидактических карточек для проверки содержания прочитанного текста. Посредством данных карточек осуществляется проверка осмысленности чтения; использование карточек помогает мне в работе добиваться, чтобы дети без наводящих вопросов пересказывали прочитанный рассказ.
В настоящее время разработаны материалы для проверки осознанности чтения у учащихся 1–5 годов обучения. Использую данные карточки на уроках чтения и развития речи. При выполнении заданий разрешаю пользоваться учебником.
Применяя такие проверочные карты помогают детям фиксировать полученные знания, которые служат опорой для осознанного учения, дети (даже те кто не мог ответить одним словом на вопрос) начинают двумя- тремя связными предложениями пересказать прочитанное. Детям нравиться с ними работать, они стараются помогать друг другу, при пересказе дополняют друг друга, появился интерес к чтению.
Правила работы с индивидуальными дидактическими картами.
- Карточки составляются к конкретному литературному произведению.
- Выдаются карточки каждому ученику после чтения произведения при проверке домашнего задания.
- Работают дети в группах, т. к текст заданий читает ученик, который лучше других детей уже умеет правильно и выразительно читать, соблюдая правила пунктуации.
- Детям разрешается использовать учебник по чтению для выполнения задания.
- После выполнения заданий по карточке дети составляют пересказ.
Данный дидактический материал используется в образовательном процессе уже в течение двух лет. Результаты мониторинга осознанного чтения учащихся класса показывают, 70 % учащихся пересказывают по вопросам, не допуская неточности, 30 % — пересказывают кратко, опираясь на предложенный план — конспект, что свидетельствует об эффективности использования подобного дидактического материала в процессе формирования навыков лсознанного чтения у детей с умеренными и тяжёлыми интеллектуальными нарушениями.
Литература:
1. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003.
3. Баряева. Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью — СПб: Изд-во «Союз». 2004г.
4. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью СПб: Изд-во «Союз», 2004г.