Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках математики | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 01.11.2017

Статья просмотрена: 2568 раз

Библиографическое описание:

Маеренкова, В. В. Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках математики / В. В. Маеренкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2797/ (дата обращения: 16.12.2024).



С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке должна осуществлять учеником самостоятельно [3].

Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. Ученик становится активным участником образовательного процесса. Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу как одноклассника, так и целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся смогли объективно обосновать свою оценку.

Я использую различные приемы обратной связи с учениками на уроке. На своих уроках я сочетаю устный опрос с письменным. Предлагаю классу одновременно отмечать сильные и слабые стороны в специальном листе самоанализа; регулярно использую для проверки документ-камеру и интерактивную доску.

При объяснении нового материала постоянно обращаюсь к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение. Например, во время закрепления нового материала провожу опрос: «Почему вы так считаете? Как это у вас получилось? Это было правильное решение? Можете ли вы предложить другие способы решения?»

При решении задач практического характера часто задаю вопросы ребятам: «Проблема решена? Не заметили вы ошибок в рассуждениях? Что из этого может получиться? Как вы считаете, можно ли таким образом добиться результата?»

Все это помогает заинтересовать обучающихся, заставляет задуматься и помочь достичь желаемого результата.

Считаю, что достоинство обратной связи в том, что внимание учащихся концентрируется на ответе напарника, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому взаимоконтролю.

Немаловажной формой является самоконтроль.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа. Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки [2].

Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенное место занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.

Регулярно работая над развитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом развивается общая математическая культура школьников, их ответы становятся более грамотными.

После объяснения нового материала в качестве способа взаимоконтроля я использую взаимопроверку по образцу. Учащиеся рассматривают образец решения и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.

А еще на своих уроках я использую математические диктанты. Читаю задания, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.

Когда все задания выполнены, снова читаю весь текст с небольшими остановками.

Затем записываю на доске правильные ответы. Ученики проверяют диктант самостоятельно у соседа по парте и выставляют отметки по определенным критериям.

Я регулярно использую для контроля тестирование знаний учащихся. Тесты упрощают проверку знаний и облегчают работу учителя.

Можно выделить следующие виды тестов, исходя из критериев проверки знаний учащихся:

тесты воспроизведения информации,

тесты самостоятельного анализа,

тесты оценочного характера,

тесты сравнительного характера,

тесты обучающего характера,

тесты сопоставляющего характера,

тесты обобщения [1].

Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время проверить усвоение большого объема материала. Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли.

Наряду с традиционными формами контроля использую дидактические игры.

Ярким примером взаимоконтроля является работа в парах. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме.

Немаловажным примером организации взаимоконтроля является работа в группах. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, осуществляя взаимоконтроль.

При устном опросе дается одно задание на группу учащихся и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-х учеников, остальные следят за объективностью оценивания. Затем ребята меняются ролями [3].

При выполнении мини-проекта группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено от одного до нескольких дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Один из учеников представляет выполненную работу. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Эта оценка должна быть обязательно обоснована.

Можно использовать «лист самоконтроля». После выполнения работы учащийся может проверить свою работу самостоятельно с помощью листа самоконтроля.

Следующий прием, который я использую в своей работе — это самоконтроль и самооценка выполненной работы. Обычно он проводится в конце урока на этапе «Рефлексия». На этом этапе урока подводится итог деятельности учащегося, осуществляется самоконтроль и самооценка, определяет значимость изученной темы. Один из приемов при проведении рефлексии заключается в следующем:

Закончи предложение:

– сегодня я узнал…

– было интересно…

– было трудно…

– я понял, что…

– теперь я могу…

– я почувствовал, что…

– я приобрел…

– я научился…

– у меня получилось …

– я смог…

– я попробую… [4].

Приведу еще один способ творческой рефлексии — «Синквейн», который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка — тема или предмет (одно существительное);

2 строка — описание предмета (два прилагательных);

3 строка — описание действия (три глагола);

4 строка — фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например, при изучении темы «Треугольник» в 7 классе на уроке геометрии одним из учащихся был составлен следующий «синквейн»:

Треугольник.

Равнобедренный, прямоугольный.

Чертим, обозначаем, измеряем.

Бывает, что треугольник не существует.

Фигура.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика [4].

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ. Исправления в тетради — это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе небрежный вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.

Желательно этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, используя приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, я готовлю учащихся к развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

Использование различных форм контроля знаний и умений учащихся способствует повышению заинтересованности в изучении предмета, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается степень усвояемости предмета, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Литература:

  1. Рыжик В. И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе № 3, 1980
  2. http://pedsovet.su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka
  3. https://weburok.com/1136565/Взаимоконтроль-и-взаимопроверка
  4. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
Основные термины (генерируются автоматически): задание, ученик, обратная связь, работа, учащийся, группа учащихся, объяснение нового материала, умение учащихся, устный опрос, этап урока.
Задать вопрос